Как относится Ислам к физическому наказанию женщин? Что говорится об этом в Коране, который основным инструментом воспитания называет любовь и уважение? Об этом размышляет президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии Абдульхамид Абу Сулейман
Одна из самых острых проблем в исламе - наказание женщин как прерогатива мужа и способ разрешения брачных проблем.
Любой спор об исламе я воспринимаю, как возможность использовать исламскую эпистемологию, всесторонне объединяющую аяты Откровения с фактами о вселенной и принципами размышления.
Чтобы понять содержащееся в Откровении руководство, постичь его значение и достичь цели и задачи, мы должны сначала изучить природу проблемы, понять ее корни и определяющие факторы.
О любви и ненависти
Очевидно, что защитники прав человека в исламе стремятся достичь такого понимания, которое бы отменяло несправедливость и угнетение женщин, и искореняло любую возможность обращения с ними несправедливо, учитывая их несправедливое положение в различных культурах и странах мира.
Прежде чем приступить к вопросу физических наказаний женщин, и тех увечий, боли и позора, которые они влекут за собой, главное, что мы должны иметь в виду, что страдание, страх и тревога ведут к ненависти, изоляции и апатии. А любовь, уважение и доверие вызывают благосклонность, преданность и душевный подъем.
Вера принуждает к милосердию
Долгое время мусульманская умма терпела тяжелое угнетение и унижение, мирясь с культурой деспотизма. Во многих странах такая тирания перестала быть монополией государственной полиции или органов безопасности. Эти нарушения стали неотъемлемой частью общей культуры, они происходят среди различных категорий общества, в частности, между сильными и слабыми.
Но ведь это противоречит исламскому духу братства и солидарности, представляющему мусульман – в традициях сунны – единой структурой, части которой поддерживают друг друга. Верующие в своей взаимной симпатии и сострадании сравниваются с единым телом, которое заботится о каждом больном органе, пока он не поправится.
В сунне мы находим и основы такого исламского духа: мусульманин мусульманину брат, и не должен угнетать, презирать или отказываться от него.
Злом для мусульманина будет унизить своего брата (по вере).
Бог не дарует милости тому, у кого нет милости к другим, но дарует милость своим милосердным рабам.
Верующие отличаются добрым нравом, и лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей семье.
В исламской традиции сообщается о человеке, который ударил своего раба, и вынужден был освободить его.
В другом случае Посланник (мир ему) отругал мужа, который бил свою жену. Сам Пророк подал наилучший пример доброты, сострадания, благосклонности и доброжелательности. Он никогда не поднимал руку, чтобы ударить женщину или слугу, или кого-либо еще, кроме как сражаясь на пути Аллаха.
В свете всего вышесказанного и следует рассматривать вопрос о наказании и его место в семейных, супружеских и отцовских отношениях.
Что о наказании говорится в Коране
Этот вопрос приобретает особенный интерес, потому что упоминается в кораническом тексте, традиционно и исторически интерпретировавшемся большинством, как означающий «ударять», «бить», «пороть» и т.д.
Это, безусловно, подразумевает сильную боль и унижение, независимо от степени самого физического страдания, которое может быть различным. Согласно некоторым фетвам, это несколько ударов мисваком (палочки для чистки зубов) или чем- то подобным, например, карандашом. По крайней мере, так ответил Абдулла ибн Аббас на вопрос, что собой представляет «мягкое наказание». Такое наказание больше похоже на упрек или выражение недовольства и раздражения.
С другой стороны, есть фетвы, ограничивающие физическое наказание 40 ударами, и говорящие о необходимости возмещения со стороны мужа за ранения или даже убийство.
В Коране по вопросу наказаний говорится следующее:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте.
Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой. Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». (4: 34 -35)
Для того, чтобы правильно понять этот текст, необходимо поместить его в общие рамки семейной структуры и отношений в исламе, чтобы уловить истинный смысл в соответствии с целями и задачами откровения. Приведенный выше текст должен быть истолкован в свете других соответствующих текстов, таких как:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (4:1)
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». ( 30: 21)
«Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит таким образом, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всякой вещи». (2: 231)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво».. (33: 49)
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками».. (2: 229)
« Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих». (30: 21)
«Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит таким образом, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой. Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает обо всякой вещи». (2:231)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво». (33: 49)
«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам недозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками». (2:229).
Определяющий фактор – любовь!
Если мы прочтем приведенные выше аяты в свете коллективных предписаний шариата и общих пророческих идеалов и традиций, то обнаружим, что истинный дух брачных отношений определяется чувствами привязанности и сострадания. Таким образом, определяющими факторами в этих отношениях являются любовь, сострадание и милосердие.
Вопрос об истинном смысле физических наказаний имеет большое значение, учитывая реальность общественных отношений в современном мусульманском обществе, где женщины подвергаются моральным и физическим жестокостям, оправдать которые пытаются неверным прочтением определенных устаревших фетв, дающих мужу, как главе семьи, безграничные полномочия в семейных делах.
Подобное восприятие семейных отношений игнорирует установленные основы этого института, то есть, сострадание, солидарность, сотрудничество и интеграцию. Поэтому значение таких текстов не следует понимать неправильно, вырывая из контекста, или злоупотреблять ими, представляя женщин и семью простой собственностью мужчин.
Семейные отношения в исламе не терпят принуждения и репрессий
Перспективы и опыт прошлого ограничивали потенциал и роль женщин семейной сферой, наделяя мужчин дополнительными обязательствами, и передавая им дополнительные полномочия в управлении семейными делами. Но сегодня образовательные, технологические, культурные и глобальные перспективы позволяют женщинам быть более производительными, дают экономическую независимость, интеллектуальные и технические возможности, выходящие за рамки семейных дел.
Таким образом, мы должны пересмотреть наше восприятие структуры семьи в контексте сегодняшней реальности, чтобы избежать напряженности и конфликтов в семейных отношениях, и восстановить понятия и ценности, позволяющие каждому члену семьи выполнять свою предполагаемую роль.
Еще одна проблема заключается в трактовке встречающегося в коранических текстах арабского глагола daraba («наказывать»), который может подразумевать страдания, унижения и физическую боль, как средство взаимодействия между взрослыми, или способ заставить жену примириться с мужем, принудить ее к покорности и верности.
Из этого делается вывод, что мусульманская жена, как в некоторых религиях и культурах, ни при каких обстоятельствах не может сама разорвать брак, и не имеет права на справедливый развод без согласия мужа. Соответственно, ее необходимо подчинить, заставить мириться со своим мужем против ее воли, и подчиняться его диктату.
В данном контексте, наказание как страдание, унижение и физическая боль становится эффективным средством не решения, а скорее, подавления семейных проблем!
Однако можно с полной уверенностью утверждать, что это представление не соответствует принципам шариата, которые основывают семейную структуру на любви и сострадании, поддерживают солидарность и сплоченность, и сохраняют ее самобытность.
Семейные отношения в исламе основаны на свободном выборе; они не терпят принуждения, репрессий или жестокого обращения; и каждый из супругов имеет право выйти из семейного союза и расторгнуть брачные отношения, особенно когда они становятся неблагоприятными или враждебными.
По крайней мере, разделение оказывается менее вредной ситуацией для всех членов семьи, чем отношения ненависти, розни и раздражительности. В этих условиях, шариат дает мужу право требовать талак (развод), и предоставляет жене право требовать «хул» (освобождение).
Таким образом, принуждение или физическое наказание не может быть средством поддержания духа любви между супругами, обеспечения их верности, возвращения близости и доверия между ними.
Как решать брачные проблемы?
Кроме того, изучение коранического аята (4: 34-35), посвященного решению брачных проблем и поиску примирения, показывает два возможных пути.
Первый – это разрешение любого семейного спора между супругами без вмешательства или посредничества какой-либо третьей стороны. Этот путь, который выбирает муж, проходит через три этапа: (1) увещевать их (непокорных жен), (2) отказываться разделить ложе, и (3) в конечном итоге наказать их.
Ко второму пути прибегают, когда первым не удалось добиться примирения: оба супруга должны найти советников из своих семей, чтобы помочь им преодолеть раскол и решить различные проблемы, в соответствии с аятом (4: 35):
«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
Таким образом, когда жена показывает симптомы недовольства и неповиновения, Коран предписывает мужу уговаривать, просить, и, возможно, предостерегать ее. Это дает ему возможность высказать свои опасения, прояснить недоразумения, сформулировать вопросы, изучить возможные решения, продемонстрировать свою заинтересованность в сохранении их брака на справедливых условиях, и в конечном итоге раскрыть ей глаза на возможные печальные последствия.
Если жена не прислушается к наставлениям мужа – по незнанию или из высокомерия – ему следует перейти к более решительным действиям: отказаться делить с ней постель. Это продемонстрирует, что она не может рассчитывать на его слабость, нетерпение или желание. Увидев такое отсутствие интереса к ней, она должна интуитивно понять серьезность ситуации и грозящих последствий.
Если жена упорствует в неповиновении и отвергает все попытки мужа к примирению, не должно оставаться никаких сомнений, что этот брак в серьезной опасности, то есть появилась угроза разрыва, и обе стороны должны понимать, что их семья не может бесконечно двигаться в том же направлении.
Битие отменяет сознание
В этот критический момент неизбежно возникает вопрос: что можно сделать, чтобы супруги осознали реальность угрозы своему браку и оценили все пагубные последствия?
Следующим шагом на этом пути исправления, в пределах семьи и не прибегая к помощи сторонних арбитров, будет наказание. Но каков же смысл слова daraba употребленного в аяте Корана, в свете поисков примирения между супругами?
Означает ли здесь наказание ударить, стукнуть, выпороть или любое другое действие, приносящее страдания, боль и позор? Имеется ли в виду стремление подчинить женщин, заставить их сохранить семейный союз против собственной воли? И если это так, то какова цель этого подчинения? Поможет ли покорность или порабощение женщины с помощью боли и позора восстановить чувства привязанности, сострадания, близости и преданности, и спасти семью от распада?
И может ли это наказание подчинить сегодняшних мусульманок, хорошо разбирающихся в своих правах и имеющих человеческое достоинство, заставить их мириться с жестоким мужем и терпеть столь обидный союз? Скорее оно окончательно подорвет устои семьи и ускорит ее крах.
Но если идиома daraba («наказывать») не означает причинение телесных повреждений или психологической боли, неправильно толкуют некоторые мужья, оправдывающие цитатой из Корана жестокость по отношению к своим женам, то как ее следует понимать?
Как понимать, что такое daraba
Подборка различных коннотаций идиомы daraba и ее производных в Коране раскрывает не менее семнадцати различных нюансов или оттенков смысла. Среди них есть несколько образных или аллегорических, означающих «изолировать», «разделить», «удалиться», «исключить», «уйти» и т.д.
Например, применительно к какой-то местности это слово означает путешествовать или уезжать, по отношению к уху – не дать услышать, в сочетании с откровением – перестать, прекратиться.
Daraba делает очевидными истину и ложь, и отличает их друг от друга. Daraba в сочетании с покрывалом прикрывает вырезы на груди, а в морях и реках – раздвигает воду, образуя проход.
Но как понимать эту идиому в контексте решения семейных проблем, восстановления любви и гармонию между отчужденными супругами?
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и daraba. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой». (4:34)
Учитывая вышеописанный контекст и ситуацию, цель примирения, исламскую доктрину человеческой неприкосновенности и достоинства, право на самоопределение в исламе, согласованный характер брачного союза, а также право обоих партнеров выйти из этого союза без принуждений или запугивания, слово daraba в этой цитате не может означать причинение вреда, боли или позора.
Наиболее объективным толкованием будет разделение, отъезд, раздел или уединение. Такой поворот событий, когда муж на некоторое время полностью покидает жену, должен стать для нее моментом истины, поставив перед выбором: упорствовать и дальше в своем невежестве, или прислушаться к голосу разума, и попытаться сохранить семью, пока еще не слишком поздно.
Такое понимание слова daraba соответствует и пророческой традиции. Известно, что Пророк (мир ему) удалялся от своих жен, когда они выказывали неповиновение и недовольство тяжелой жизнью. Пророк (мир ему) прибегал к «аль-машраба» на протяжении месяца, и предлагал им выбор: повиноваться ему, принять его образ жизни или прекратить брачные отношения и расстаться по-хорошему.
Об одном из таких инцидентов говорится в Коране:
«О Пророк! Скажи своим женам: “Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последней жизни, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду». (33:28-29)
Абдульхамид Абу Сулейман, президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии.