Человек не терпит одиночества. Он знает, что создан для общения и в общении с близкими по духу людьми находит покой. Говорят даже, что арабское слово إِنْسَانٌ произошло от слова أُنْس «общительность». И не удивительно, что человек ищет возможность поделиться с людьми своей радостью или горем, иногда даже со случайными знакомыми.
Впрочем, на самом деле мы очень одиноки, каждый из нас, даже когда рядом есть любимые, родственники, друзья, единомышленники. Общие чувства, заботы, интересы сближают нас, но как непрочно всё это, будто марево, будто дом на песке. Расходятся жизненные пути, и от прочной дружбы остаются лишь тусклые воспоминания. Сталкиваются интересы, и на место старых партнёров приходят новые.
Вы скажете, что есть любовь. О да, любовь — это великая сила, и ничто не сближает наши пути и устремления так, как любовь, но она требует самопожертвования, постоянного самопожертвования, и близости с тем, кого ты любишь, по крайней мере эмоциональной. И вот когда уровень эмоциональной близости падает, даже влюблённый понимает, что без Бога всё, что есть вокруг, — ничто.
Только любовь к Богу наполняет смыслом нашу жизнь, наши отношения и чувства. Только в Боге любящие сердца могут по-настоящему породниться и открыться друг другу. Только на пути к Богу возможно духовное единение, и только Он никогда не оставит тебя, пока ты не оставишь Его. Но Бог ревнивый, и Он ждет от нас если не взаимности, на которую мы не способны, то благодарности.
Всевышний не желает, чтобы в сердце нашем кто-либо занимал больше места, чем Он. Как сказано об этом в Коране: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (сура 2 «Корова», аят 165).
Помните, как Господь наш испытал Ибрахима, когда в сердце его укрепилась любовь к Исма‘илю, долгожданному сыну, которого он заимел в глубокой старости? Господь велел ему зарезать сына, первенца своего, и когда Ибрахим осознал, что требуется от него, и покорился воле Господа, Он смилостивился над ними обоими. А кто из нас прошёл бы через такое испытание? Или даже через меньшее?
Как говорится в Коране, если бы Аллах предписал нам убить самих себя или бросить наши дома, то лишь немногие подчинились бы (сура 4 «Женщины»? аят 66). До того желанна нами ближняя жизнь и её прелести, даже когда очевидно нам, насколько они преходящи и бесполезны! Но Аллах смилостивился и над нами и не обременил нас повинностями, а то, что Он повелел нам, сделал ради нашего же блага, ибо только мы сами в первую очередь видим и ощущаем пользу от этого.
А среди всего, что Всевышний повелел нам, больше всего Он любит деяния, которые мы совершаем интимно, в полном одиночестве или вдалеке от посторонних глаз. Он любит, когда мы думаем о Нём и задушевно беседуем с Ним, делимся с Ним нашими радостями и рассказываем Ему о наших трудностях. Как это делал пророк Я‘куб, который сказал: «Я жалуюсь на скорбь и печаль только Аллаху» (сура 12 «Юсуф», аят 86).
Казалось бы, это так просто, излить душу Господу, но ведь мы так редко это делаем. Мы делимся с кем угодно, но с Аллахом в последнюю очередь. Мы часто просим Его, просим настойчиво, будучи уверенными, что Ему прекрасно известно о наших нуждах. Но разве мы разговариваем с Ним, как с самым близким? Тот, кто разговаривает, хорошо знает, что Аллах отвечает быстро и красиво.
А ещё Аллах любит, когда человек молится Ему в одиночестве. Дожидается, пока все домашние улягутся спать, а сам тихонько поднимается с постели, умывается прохладной водой и встаёт перед своим Господом, подолгу читая Коран или повторяя один-единственный аят, размышляя над ним, чтобы он запечатлелся в душе, отразился на сердце, на мыслях, на поведении. И такая радость наполняет сердце в этот миг, что ни о какой другой награде больше не помышляешь.
Но всё равно просишь, чтобы всё было хорошо, чтобы родные не теряли веру и были здоровы, чтобы мирские тяготы не нарушали душевный покой. Просишь стойкости и милости, потому что понимаешь, что благополучие твоё хрупко и уязвимо, и сердце твоё непостоянно, и враги твои многочисленны и беспощадны, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.
Мы так нетерпимы к одиночеству, а столько в нём пользы для нас, когда мы заполняем его общением с Богом. Но нет ничего мучительнее одиночества, если ты изгоняешь Бога из своей жизни или сам бежишь от Него. Только вот ты один пришёл в этот мир и один уйдёшь из него, и если ты не научился уединяться с Богом, с кем ты останешься в сырой земле?