К чему мы стремимся?

Благословенно имя Господа. Мы так часто произносим эти слова. Но вникаем ли мы в их смысл, который может в одно мгновение преобразить нашу жизнь?

Имя Господа исполнено блага и приносит благо. Оно наполняет миром время и место, в котором Его славят. Оно очищает и исцеляет сердце того, кто произносит Его с любовью и надеждой.

Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Много поминайте Аллаха и славьте Его утром и перед закатом. Он благословляет вас, а также Его ангелы» (сура 33 «Полчища», аяты 41-43). А значит, частое поминание Аллаха - это верный способ заслужить Его милость и добрые молитвы ангелов.

И так много в Коране аятов, побуждающих нас славить имя Аллаха, Его могущество и величие. А из хадисов мы узнаем, что ни одно доброе дело не сравнится с поминанием Аллаха по своему влиянию на наш внутренний мир.

Сообщается, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли вам о самом лучшем и чистом из ваших деяний перед вашим Царем, которое поднимет вас на высочайшие ступени и лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше, чем схватка с врагами, которым вы будете рубить головы, а они будут рубить головы вам?» Люди ответили: «Конечно, сообщи». Он сказал: «Это поминание Аллаха» (Ахмад и ат-Тирмизи).

В другом достоверном хадисе говорится: «Ни одно из деяний, совершаемых человеком, не спасает его от Ада так, как поминание Аллаха» (ат-Табарани).

Тут речь идёт об осмысленном поминании Аллаха языком и сердцем, когда человек вникает в смысл слов, размышляет над ними, пропускает их через своё сердце, так что мурашки бегают по телу от ощущения того, как величайшие из символов Творца в нашем тленном мире приводят в порядок его мысли и чувства.

Благодать Его имени настолько велика, что никакие разрушительные силы в природе не способны противостоять ей, и Аллах подчинил нам её, позволив направлять целительную и созидательную силу Его Слова на добро.

Разве вы не слышали слов Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Мольбы раба продолжают приниматься, пока он не просит о чем-либо греховном или разрыве родственных связей и пока он не торопится»? Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, что значит торопиться?» Он ответил: «Это когда он говорит: "Я молился, молился, но не вижу, чтобы мои мольбы были услышаны". И тогда он опускает руки и перестаёт молиться» (Муслим).

Понимание этого очень важно, поскольку сила, которой Всевышний наделяет нас посредством имени Его, должна использоваться только во благо. Если же человек пытается направить её на разрушение вместо созидания, на причинение вреда вместо деяния добра, то Аллах лишает его этой благодати и даже молитвы его перестают приниматься.

А что если человек произносит имя Господа механически, не вдумываясь в его смысл? Приносит ли такое поминание пользу? Да, приносит, хотя и гораздо меньшую, чем осознанное поминание Аллаха. Даже если оно не вызывает тех духовных переживаний, которые необходимы для очищения души и её вместилища, оно обязательно воздействует на нашу нервную систему.

Вибрация, рождаемая от произнесения имени Аллаха и славословий Ему, приносит гармонию в биологические процессы в нашем организме, позволяет сбалансировать эмоции и обрести трезвость ума. А в таком состоянии, безусловно, намного проще освободиться от мирских оков, переосмыслить свои поступки и прийти к Господу с искренним раскаянием. Иными словами, даже механическое восхваление и прославление Аллаха, если оно частое, не проходит для человека бесследно.

А если оно осознанно, то благодать его разливается по телу человека и вокруг него. Она не обходит стороной даже тех, кто случайно оказался рядом, а места, где люди поминают Аллаха, превращаются в подобие райских садов.

Передают со слов Анаса ибн Малика, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда проходите мимо райских садов, понежьтесь в них». Люди спросили: «А что это за райские сады?» Он сказал: «Собрания, на которых поминают Аллаха» (Ахмад и ат-Тирмизи).

Что же делает места поминания Аллаха сродни райским садам? Разве только то, что ангелы собираются к ним отовсюду, как они будут входить к верующим в Раю? Это средоточие Божьей милости, урочище благомыслия, кладезь мудрости, убежище благочестия, ковчег спасения, крепость смирения, оплот духовности. Здесь верующий отстраняется от мирской мишуры и испытывает блаженство, подобное тому, что будут испытывать обитатели Рая. Блаженство в его чистом виде, не смешанное со страхами и сомнениями.

Радость, которая наполняет сердце на таких собраниях, не сравнима с радостью от мирских удовольствий. Она не оставляет после себя чувства опустошенности, неудовлетворенности, сожаления. И если оно рождает в сердце верующего беспокойство, то только обеспокоенность тем, что это состояние блаженства недолговечно. Оно проходит, когда мы снова погружаемся в море житейских забот, трудностей, испытаний. И это правильно. Так оно было задумано Всевышним, ибо даже для праведников в этом мире нет рая. Напротив, он темница для их душ, познавших следы Божьего света.

Другое дело — вечное блаженство в Раю, наполненном не просто благодатью имени Бога, но благодатью Его лика, Его присутствия рядом, где-то очень близко. Особенно в Фирдаусе, жители которого будут слышать даже скрип Трона, как об этом говорится в хадисах, переданных со слов Абу Умамы и некоторых других сподвижников.

Аллаху акбар! Его благодать несравнима и несопоставима с благодатью всего сотворенного Им. Она проникает в самые отдаленные уголки Вселенной и преображает их. Что же можно подумать о тех, кого поселят рядом с Его Троном, чьи лица будут озарены светом Его лика, кто будет слышать Его божественную речь?

Захотят ли они для себя иных радостей и удовольствий? Будут ли они помышлять о гуриях, яствах и прогулках по дивным местам после того, как однажды испытают величайшее блаженство от близости к Аллаху? Можно ли вообще насытиться совершенством, божественным совершенством?

В этом мире душа ищет разнообразия, потому что она не находит успокоения в мирских удовольствиях. Не для них она создана, не могут они принести ей покой. Но в Раю разнообразие будет прелюдией к величайшему блаженству, к той прибавке, о которой Аллах поведал в Своей Книге: «Тем, которые делали наилучшее, уготовано благое и прибавка» (сура 10 «Юнус», аят 26), т. е. возможность лицезреть Аллаха.

Вдумайтесь в эти слова, и вы поймёте, что нет такого благодеяния, наградой за которое может стать возможность взглянуть на лик Господа. Это прибавка от Аллаха, проявление Его нескончаемой щедрости, знак благосклонности и символ довольства. К этому стремятся влюблённые, познавшие радость общения с Аллахом, узревшие Божественный свет в Его творении, приближённые, которые не познают страха и не будут опечалены. А к чему стремимся мы?



комментариев