Создав человека, Всевышний Аллах предписал ему образ жизни, следуя которому человек обретает счастье в обоих мирах. Для того чтобы человек мог распознать этот образ среди множества других путей, Всевышний Аллах наделил его разумом, а также создал на естестве – врождённом единобожии.
Аллах говорит: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (сура «Румы», аят 30). Однако источник знания об образе жизни, предписанном Всевышним, на основании которого человек и будет нести перед Ним ответственность в Судный день, – это Книга Всевышнего Аллаха и жизнь Его посланника (с.а.с.).
Несмотря на единый для всех мусульман источник знания о религии Аллаха, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал, что исламская умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю (хадис об этом в разных версиях передают Ахмад, Абу Дауд, ат Тирмизи, ибн Маджа и другие).
Как же примкнуть к этой самой единственной группе?
В одной из версий упомянутого хадиса сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили:«Кто же они, эта спасшаяся группа?», на что он ответил: «Это аль джамаа», – и разъяснил, что это те, кто следует тому, чему следовали сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.
И всё -таки как?
При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было никаких предпосылок для заблуждений. Слово Посланника Аллаха было решающим в любом вопросе относительно ислама, а его решения были решениями Всевышнего Аллаха. Аллах говорит: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Женщины», аят 80); «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура «Сонмы», аят 36).
Разногласие с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в вопросах шариата является неверием. Поэтому заблудших сект, не выходящих из ислама, при живом Пророке (с.а.с.) не было. Однако после его смерти мусульмане, ранее обращавшие свои вопросы к живому человеку, теперь стали обращать их к оставленному им наследию. И если в первое время, в эпоху сподвижников, не было необходимости выводить и регламентировать научную методологию по извлечению правовых норм из Корана и Сунны, то уже в скором будущем такая необходимость возникла. Расширение границ Халифата, принятие ислама миллионами людей разных культур и национальностей, экономическое и социально политическое развитие общества и многие другие факторы, требовавшие скорейшей систематизации исламского права, заставили учёных мужей подробно ответить на три главных, с точки зрения исламского правотворчества (в узком шариатском смысле этого слова), вопроса:
1. Что является источником шариата и фикха (исламского права)?
2. Кто наделён правом вынесения норм из источников шариата?
3. Каковы основные принципы методологии выведения правовых (и других) норм из источников шариата?
Большинство заблудших групп сбилось с прямого пути, проигнорировав научную методологию, разработанную имамами ранних поколений мусульман на основе Корана и Сунны. Далее мы постараемся коротко ответить на три поставленных выше вопроса и приведём некоторые примеры альтернативных ответов сбившихся групп.
Источники шариата
Основных источников шариата, относительно доказательной базы которых нет разногласий среди абсолютного большинства учёных, – четыре: Коран, Сунна, иджма (единогласное мнение учёных муджтахидов) и кияс (рационалистическое суждение по аналогии). Один из аятов Корана указывает на эти четыре источника шариата в их последовательности согласно доказательной силе: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день»(сура «Женщины», аят 59). Повиновение Аллаху и Посланнику – это следование Корану и Сунне; повиновение обладающим влиянием среди мусульман имеет несколько смыслов, один из которых – следование тому, на чём сошлись учёные муджтахиды ислама из постановлений шариата. Веление же обращать неясные вопросы к Аллаху и Его Посланнику – это приказ следовать киясу – проведению аналогии в положениях, относительно которых нет текстов шариата (Корана и Сунны), с положениями, относительно которых такие тексты есть.
Есть также некоторые другие правовые шариатские институты, относительно роли которых в установлении норм шариата у учёных имеются разные мнения и подходы. Однако все источники шариата, в том числе иджма и кияс, возвращаются к двум главным – Корану и Сунне, которые, в свою очередь, являются выражением воли Всевышнего Аллаха.
Одна из отличительных черт отклонившихся от прямого пути течений – установление источников знания об исламе и шариате, на которые нет никакого указания в Коране и Сунне. Несмотря на это, заблудшие группы, игнорируя исламское наследие и научную методологию, строят свои убеждения и представления о религии Аллаха на основе этих, не имеющих никакого отношения к выражению воли Всевышнего, источниках.
Некоторые считают разум человека источником шариата, тогда как он является лишь инструментом для понимания подлинных источников – Книги и Сунны. Аллах говорит: «Решение принимает только Аллах» (сура «Скот», аят 57), где словом «решение» переведено арабское слово «хукм», которое можно понимать и как «юридическая норма», «приговор», «постановление», а также «власть». Таким образом, разум лишь помогает нам выявить волю Всевышнего Аллаха, а не является самостоятельным источником шариата.
Из распространённых сегодня заблуждений невежественных людей – суждения об исламе, основанные на снах, внушениях, общении с ангелами, джиннами, давно умершими учёными и т. п. Ничто из перечисленного не может служить источником знания об исламе или быть основанием для установления шариатских норм.
Один из основных признаков сектантства – убеждение в безошибочности кого то из людей (кроме Пророка), выражающееся в фанатичном следовании объекту фанатизма и порицании всех, кто ему в чём либо противоречит. Имам Малик сказал: «Слова любого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», после чего указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Кто такие учёные?
Всякий ли желающий может, вооружившись Кораном и Сунной, извлекать из них правовые нормы и давать фетвы? Если нет, то кто из людей является достаточно компетентным для иджтихада (исследование по выведению норм шариата из его источников)?
Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы сами не знаете» (сура «Пчёлы», аят 43). Этот аят велит простым людям обращаться к учёным уммы за разъяснением вопросов шариата. Однако кто они, эти учёные? Как ими становятся и как их распознать?
Основное правило, согласно которому человек становится учёным, состоит в его признании уже состоявшимися учёными, как на это указал имам аш Шатыби в «Аль И’тисам». Такое установление берёт своё начало от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который, например, говорил: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда,Убайя ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима, вольноотпущенника Абу Хузайфы» (Аль Бухари, Муслим); а также: «Самым знающим в вопросах дозволенного и запретного в этой общине является Му’аз ибн Джабаль»(Ибн Хиббан).
Необязательно, чтобы это было прямое свидетельство. Учёным человек может стать и просто – получив известность среди людей своими фетвами, если другие учёные не порицают это.
Другой вопрос: каким критериям должен соответствовать человек, претендующий на то, чтобы называться учёным муджтахидом? Вот основные из них:
1. Полное знание и глубокое понимание Священного Корана и Сунны.
2. Знание причин, обстоятельств и времени ниспослания аятов Корана и высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
3. Знание отменённых аятов и хадисов.
4. Глубокие лингвистические и филологические познания по арабскому языку.
5. Полное знание основ фикха и методов извлечения решений из текстов первоисточников.
6. Претендент должен быть мусульманином, отличающимся исключительной рассудительностью, эрудированностью, талантом, справедливостью и честностью.
Муджтахид не устанавливает новые законы и правила поведения. Его задача состоит в том, чтобы «отыскать» волю Всевышнего Аллаха. Именно поэтому к нему предъявляются столь жёсткие требования. Сегодня же мы видим, что учёными стали называться люди, которые не только не соответствуют ни одному из приведённых выше критериев, но и на должном уровне не знают даже арабского языка, на котором утверждены первоисточники ислама. Посланник Аллаха сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам <…> и когда слово будет за глупцами, которые будут говорить о всеобщих делах» (Ахмад); а также: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов (предводителей, наставников. – Прим. Ред.), вводящих в заблуждения» (Абу Дауд, ат Тирмизи).
Методология
Среди основных пунктов исламской научной методологии можно выделить следующие:
1. Установление достоверности имеющихся священных текстов.
2. Понимание точного истинного смысла их содержания.
3. Извлечение норм, в соответствии с методами, установленными для этого имамами сунны на основе первоисточников шариата и рациональной логики.
Первому пункту посвящена наука о хадисах, двумя базовыми принципами которой являются проверка непрерывности цепи сообщения (иснад) до Пророка (с.а.с.) и проверка звеньев этой цепи (передатчиков хадиса). Второй пункт осуществляется с помощью глубокого знания арабского языка. Третьему – посвящена наука об основах права (усулю ль фикх), которая изучает источники фикха, виды правовых норм, способы и правила их извлечения из первоисточников, а также правила следования шариату исламских учёных и простых мусульман.
Каждому из этих трёх пунктов можно посвятить отдельную статью. Мы же останавливаемся на этом и ещё раз хотим напомнить, что ислам – это не проходной двор, в который каждый желающий может принести свои страсти. Ислам – это покорность Всевышнему Аллаху как в следовании велениям и запретам шариата, так и в его понимании.