В России планируют создать "единую социальную доктрину мусульман"

Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования при участии ведущих централизованных мусульманских организаций РФ ведет подготовку проекта единой социальной доктрины российских мусульман, его обсуждение состоялось в среду в ходе круглого стола в конференц-зале Совета муфтиев России (СМР).

В 2001 году СМР разработал первый подобный программный документ – "Основные положения социальной программы российских мусульман", который, однако, нуждался в модернизации. Нынешний акт его разработчики называют "уникальным", поскольку в его создании приняли участие все ведущие централизованные мусульманские организации России. Над проектом доктрины также трудились исламские богословы, эксперты, ученые, представители Всемирного конгресса татар и других общественных объединений.

Как отметил в ходе круглого стола первый заместитель председателя СМР Рушан Аббясов, в настоящее время существует "острая необходимость в наличии понятной и принятой всеми верующими единой социальной доктрины". "На наш взгляд, данный документ будет как раз единым для всех мусульман России", — сказал он, говоря о новом проекте.

По словам Аббясова, социальная доктрина является "вектором развития мусульманского сообщества". "По сути, она определяет стратегические цели развития общин, это также и инструмент самоорганизации мусульманского сообщества, с помощью которого происходит общественная поддержка позиций мусульманской общины, а также своего рода влияние на общественное мнение", — сказал замглавы СМР.

В свою очередь один из разработчиков проекта доктрины, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Полосин отметил, что этот документ не является вероучительным — он отражает трактовку исламом социальных, политических и экономических вопросов и дает возможность мусульманам "заявить о своей гражданской позиции, о своих социальных приоритетах".

При этом один из главных принципов, — чтобы документ "был написан светским языком, то есть, сама терминология, постановка вопроса была понятна всем гражданам Российской Федерации".

Первая презентация проекта доктрины состоялась 14 мая в ходе международной исламской богословской конференции в Ингушетии, на которой присутствовали руководители всех ведущих мусульманских организаций страны. Как сообщил Полосин, в настоящее время в концепцию вносятся различные предложения, поправки, идет ее окончательная доработка.



7 комментариев


  1. (29.05.2015 09:44) #
    0

    Салам алейкум, дорогие братья и сёстры!
    К своему стыду признаюсь в то, что столь программный документ лично мне довелось изучить впервые.
    Как я понял, начальная доктрина (почему-то названная социальной) была разработана по рекомендации официального руководства страны. Изучив его текст (тут: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/) я пришёл к выводу о серьёзных изъянах, допущенных представителями централизованных мусульманских религиозных организаций страны. Впрочем, это явилось отражением того времени, которому предваряли борьба с бандподпольем на Северном Кавказе и зарождавшиеся предпосылки ненависти немалых немусульманских кругов России к выходцам с Кавказа и Азии, пытавшимися обосноваться в городах России и утверждать свою самобытность. Ни к чему первоначальный вариант доктрины не привёл. В числе причин подобного вижу содержавшиеся в первом варианте доктрины тезисы осуждения "ваххабизма" и некоторые другие положения доктрины, которые ни к чему, кроме как к отторжению от диалога немалой части мусульман не могли привести в принципе.
    Ладно, чего уж ворошить прошлое.
    Хорошо бы иметь перед собой для изучения переработанный текст доктрины. Но я не нашёл его в опубликованном виде. Кстати, Ансар.ру мог бы неплохо повысить в случае его опубликования свой рейтинг,а то опять глядишь кто-нибудь да опередит.
    Например, Коммерсант уже завладел текстом и высказался, хотя не публикует по понятной причине: http://www.kommersant.ru/doc/2735378
    Но даже без текста уже можно определить некоторые свои претензии. В частности, почему снова ограничились в самих себе и при разработке доктрины не использовали помощь или хотя бы диалог тех же салафитских групп и учёных, распространение которых теперь и в России является значительным? Если мы намереваемся способствовать доктриной вовлечению в российскую действительность выходцев из Азии, то почему бы не привлечь к обсуждению их представителей? Если мы утверждаем, что нас 20 миллионов, то почему мы гнушаемся общественного обсуждения? Если мы составляем значительную часть общества и претендуем на своё достойное и равное с другими место в нём, то почему не используем публичные обсуждения в том числе и среди иноверцев (кстати, а чем не метод привлечения их к истине?)?
    Мне кажется, что опубликование текста переработанной доктрины и неторопливое тщательное проведение публичных обсуждений, форумов и конференций с активным привлечением всех исламских направлений и групп сыграло бы как минимум важную роль на пути к взаимопониманию и как максимум - единению мусульман и стабилизации взаимоотношений с немусульманами.

    • (29.05.2015 10:12) #
      0

      Сотка, у вас же, муслимов-мужчин всё так! Природа ваша такая, муслимская! Мужчины считают себя умнее женщин и их мнение -ничтожное для вас. Часть мужчин, получивших власть, считают себя умнее всего остального исламского сообщества. Поэтому зачем выставляешь себя наивным и удивляешься, что как первый, так и второй проекты не выставлялись на публичное обсуждение?

      • (29.05.2015 11:18) #
        0

        О женщина, зачем же с ходу с вилами наперевес? Это, как говорит глава государства, контрпродуктивно.
        О какой власти Вы говорите? ДУМы-муфтияты ни с какого бока властью не являлись и на неё не могут претендовать априори!
        И я не удивляюсь отсутствию публичного обсуждения доктрины. Знаете почему? Просто рано ещё удивляться (она выработана (новая) как я понимаю, совсем недавно). А посему только предлагаю вынести на широкую публику, причём обсуждение женской стороной (ну разумеется в рамках своего удела:-)) должно только приветствоваться.

        • (29.05.2015 15:09) #
          0

          Не мог бы раскрыть свое мужское умозаключение: "в рамках своего удела"? Какого удела?

          • (29.05.2015 16:31) #
            0

            Вопрос женского удела в исламе, уважаемая Халида, мы тут недавно без Вас разложили по полочкам. Вернее, не мы разложили, а, москать, обменялись мнениями. И вынужден заметить, что в мнениях муслимов не было существенных расхождений. И эти мнения возобладали над имевшими в диспуте место женскими мнениями. Не хочу вновь будоражить братьев и сестёр, поэтому ограничился подобием смайлика. При желании ознакомиться с диспутом об "уделе" можно порыскать сайт.

            • (29.05.2015 18:01) #
              0

              Сотка, ни малого, ни большого желания искать и читать ваши бредни не имею. Тем более ни минуты не сомневалась, что "в Вопросе женского удела в исламе, вы все разложили, обменялись мнениями, и что в мнениях муслимов-мужчин не было существенных расхождений. И эти мнения возобладали над имевшими в диспуте место женскими мнениями".

              • (29.05.2015 21:45) #
                0

                Смирение - это ведь так прекрасно. Хвала Аллаху, который наделил Вас столь достойным женщины качеством.