Узбекистан: массовые репрессии против мусульман

В Узбекистане проживает около 28 миллионов жителей, из них мусульмане составляют 88 процентов. Однако в мусульманах, которые серьёзно относятся к соблюдению норм ислама, узбекские власти видят угрозу конституционному строю страны. Их объявляют «хизб-ут-тахрировцами» и подвергают пыткам и сфабрикованным судебным преследованиям, причем число уголовных дел в последнее время заметно увеличилось. Фактически все дела объединены, хотя следствие формально не связывает их вместе, во избежание очевидной массовой кампании репрессий.

Новый судебный процесс над мусульманами в Узбекистане.


20 января руководитель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов со ссылкой на МВД страны распространил сообщение о том, что начался судебный процесс сразу над 70 мусульманами, причем, место проведения судебного процесса и названия обвинительных статей хранятся в тайне. По данным сообщения, во время следствия адвокаты не были допущены к подсудимым, а сейчас происходит «очередная попытка проведения закрытого и тайного судебного процесса».

Хотя, всем известен минимальный перечень обвинительных статей уголовного кодекса, так как именно по ним за 18 лет независимости Узбекистана до настоящего времени на длительные сроки лишения свободы были осуждены около 10 тысяч (!) правоверных мусульман. Им всем предъявляли обвинения:

в терроризме; возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды; посягательстве на конституционный строй Республики Узбекистан; посягательстве на жизнь президента Республики Узбекистан; диверсии; организации преступного сообщества; изготовлении или распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку; создании, руководстве, участии в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.

Преступления, ставшие поводом для новых репрессий.

Как сказали ИГНПУ родственники, арестованных обвиняют в причастности к покушению на жизнь имама Ташкента Анвара-кори Турсунова и к убийству полковника МВД Хасана Асадова.

Напомним, что 31 июля 2009 года главному имаму Ташкента А.Турсунову, который не одобрял деятельность движений «Хизб-Ут Тахрир» и «Вахабизм» и давал показания против обвиняемых в причастности к этим религиозным течениям, неизвестными было нанесено девять ножевых ранений, в результате чего он едва не скончался.

9 августа пятью выстрелами из пистолета возле своего дома был застрелен Х. Асадов - полковник, заместитель начальника управления по борьбе с терроризмом и коррупцией, который вел активную деятельность против мусульманских групп. Также в июле при входе в подъезд своего дома семью ударами ножа был убит 37-летний заместитель директора медресе «Кукельдаш» по вопросам просвещения Аброр Аброров. Эти события вызвали волну жестоких репрессий по отношению к сотням мусульман, которые, по подозрению властей, их совершили.

Перестрелки в Ташкенте. 100 обвиняемых.

Оппозиционные правящему режиму сайты Muslimuzbekistan и Voice of Freedom, многократно сообщавшие об усилении преследований мусульман, связывают эту тенденцию и с произошедшими в стране в середине 2009 года вооруженными инцидентами: 25-26 мая в восточных городах Ханабад и Андижан группа неизвестных лиц произвела самоподрывы и атаки на здания силовых органов, а в конце августа-начале сентября в самом Ташкенте произошли перестрелки, между неизвестными и милиционерами, которые также привели к человеческим жертвам. После данных событий последовали аресты сотен мусульман, подозреваемых властями в их совершении, применение к ним пыток и массовые судебные процессы, которые длятся до сих пор.

Например, в конце декабря оппозиционные узбекские сайты сообщали о проведении «невиданного по количеству обвиняемых процесса» - в суде Сырдарьинской области (на востоке Узбекистана) начался судебный процесс сразу над 57 верующими мусульманами. Среди множества обвинительных статей присутствует и обвинение в причастности к покушению на главного имама столицы и августовским перестрелкам в Ташкенте. Однако родные большинства подсудимых считают, что следствию не удалось представить доказательства и подтверждение причастности обвиняемых к событиям и все обвиняемые подвергались пыткам и унижениям.

По сведениям правозащитного общества «Эзгулик» (Милосердие), привлеченных к ответственности верующих намного больше - предположительно около 100 человек. Скорее всего, проходят сразу несколько процессов по схожим обвинениям.

Средневековые пытки в узбекских застенках.

В пресс-релизе, выпущенном в середине декабря 2009 Ассоциацией «Права человека в Центральной Азии», говорится, что за последние полгода только в Кашкадарьинской и Андижанской областях Узбекистана подверглись преследованиям более 400 членов неформальных религиозных общин, включая женщин. Из них 30-35 практикующих мусульманок были арестованы в ноябре в городе Карши (Кашкадарьинская область, запад страны), почти у всех женщин нет адвокатов.

Во время следственных мероприятий следователи допрашивали их, будучи в нетрезвом состоянии. Они срывали с женщин одежду и, угрожая изнасилованием, заставляли давать показания против себя и близких. В настоящее время издевательства продолжаются. До 20 часов в сутки женщин не выводят в туалет, доставляя им страдания. Кормящих матерей подвергают многочасовым допросам.

По данным Ассоциации, в июне-сентябре 2009 в городе Шахрихан (Андижанская область, восток страны) прошли аресты и обыски в домах более 40 успешных предпринимателей-мусульман. Во время обыска у них были изъяты книги религиозного содержания и диски с записями выступлений лидера Исламского Движения Узбекистана Тахира Юлдашева, которые, по словам очевидцев, подбрасывались самими силовиками во время обыска. В изоляторе все заключенные подвергались изощренным пыткам: их держали в комнатах с хлором; при допросе раздевали до гола, клали на стол с отверстием, через которое тянули половой орган допрашиваемого вниз, что причиняло невероятную боль; засунув воронку в анус, заливали туда жидкость, которая вызывала ощущение кипятка. За два-три месяца заключения эти люди потеряли более 30 кг массы тела. В ноябре 22 предпринимателя были осуждены по религиозным мотивам на сроки лишения свободы от 5 до 18 лет.

Хизб-ут-Тахрир в Узбекистане: утопические идеи и реальные репрессии.

Надо сказать, что Узбекистан не торопится выпускать из тюрем уже отбывших свой срок осужденных за связь с организацией «Хизб-ут-Тахрир», вместо долгожданной свободы они почти неизбежно получают новые сроки. Хотя представители движения «Хизб-ут-Тахрир» практически не преследуются ни в одной из 57 мусульманских стран мира, в связи с утопичностью целей этой партии. Всем понятно, что в современных условиях создать халифат невозможно, следовательно, абсурдно сажать в тюрьму сторонников этой идеи. Поэтому, согласно убеждению английского уголовного судопроизводства, организацию «Хизб-ут-Тахрир» никак нельзя считать террористической или преступной, ее представители скорее похожи на «умалишенных».

Но Узбекистан — одно из немногих государств, где хизб-ут-тахрировцы подвергаются жестоким репрессиям. За свои убеждения они вынуждены сносить в тюрьмах издевательства и пытки, а по истечении срока осуждения хизб-ут-тахрировцы, в большинстве случаев, так и не могут выйти на свободу - их родные получают из тюрем гробы с их телами. Например, по итогам за 2009 год, подведенным ИГНПУ, в тюрьмах и колониях Узбекистана от жестоких пыток погибли более 20 заключенных по религиозным мотивам, тела погибших привозились и выдавались родственникам в тайном порядке, им было запрещено сообщать об этом журналистам и правозащитникам.

Пытки в узбекских колониях.

В настоящий момент пытки продолжаются. В середине января Общество Прав Человека Узбекистана со ссылкой на информацию одного из работников колонии исполнения наказаний УЯ 64/33, сообщило о том, что более 120 мусульман, содержащихся в данной колонии, подвергаются нечеловеческим пыткам. К ним применяют изнасилование с помощью дубинок (засовывание дубинки в анус), клизмы с добавлением в воду перца, бесконечные удары дубинкой по пяткам до тех пор, пока на пятках не разрывается кожа. Если этого кажется недостаточно, заключенных заражают СПИДом (после ануса больного СПИДом заключенного дубинку вводят в анус здорового заключенного).

По мнению правозащитников и адвокатов, распространены и такие методы пыток, как избиение дубинками, железными палками, удушение целлофановым пакетом или противогазом, пытка электрошокером. И если человек не «ломается», на его глазах происходит изнасилование его жены, сестры или дочери.

Узбекистан: сталинские репрессии сегодня.

Ситуация с пытками в современном Узбекистане сравнима только со сталинскими временами, когда применялась печально известная теория Генпрокурора Вышинского, которая сводилась к формулировке «признание – царица доказательств». Тогда под пытками люди признавались в несовершенных преступлениях, и на основании этого выносился приговор. И сейчас в Узбекистане пытки стали государственной стратегией в отношении верующих, в связи с чем международные правозащитные организации назвали применение пыток в Узбекистане «систематическим».

Массовый характер пытки мусульман в независимом Узбекистане принимали и до 2009 года - после взрывов в Ташкенте в 1999 году, взрывов в Ташкенте и Бухаре (центр страны) в 2004 году, андижанских событий в мае 2005 года, когда правительственные войска расстреляли несколько сотен мирных демонстрантов. Некоторые эксперты уверены, что все события были организованы самими узбекскими спецслужбами, а многие арестованные и осужденные мусульмане, вынужденные под пытками признать свою «вину», стали как бы «козлами отпущения».

Узбекский тупик: безнаказанность палачей и страхи диктатора.

Правительство Узбекистана отрицает применение в стране пыток, хотя их количество только увеличивается. Мучители всегда остаются безнаказанными, так как заключенные не имеют возможности куда-нибудь пожаловаться, их жалобы не доходят до соответствующих органов надзора. Узбекские правозащитники и эксперты по правам человека считают, что в условиях диктаторского режима мусульманам ничем нельзя помочь. Изменить ситуацию с пытками в Узбекистане невозможно, пока нет политического плюрализма, оппозиции, которая бы требовала соблюдения закона и прав человека.

По мнению экспертов, жесткие репрессии мусульман связаны со страхом Ислама Каримова перед политической активностью мусульман. Заставить Каримова остановить репрессии верующих могло бы только международное сообщество, которое напоминает Узбекистану о правах человека. Но сейчас, в условиях борьбы западных стран и России за узбекские энергоресурсы, этот вопрос стоит далеко не на первом месте. Примером этому служит недавняя отмена Евросоюзом своих санкций по отношению Узбекистану, введенных после андижанских событий. Таким образом, нет предпосылок для того, что пытки и осуждения мусульман будут остановлены.

Евгения Павленко для Международного французского радио RFI, Бишкек.



комментариев