Паломники из КБР высказали массу претензий к местному Хадж-оператору

Туристическая фирма «Медина-Тревел» не до конца выполнила условия договора по обеспечению хаджа, заявили паломники из Кабардино-Балкарии. Руководители хаджа называют обвинения надуманными.

Клиенты туроператора направили коллективное письмо уполномоченному по правам человека в КБР и председателю правозащитного центра КБР. Письмо подписали паломники Аталиков З. Х., Уначев А. А., Тхакумачев А. М., Шурдумов А. Т.,Кудаев А. Р., Масаев М. А., Кучменов Р.С.

«В начале октября 2012 года, за несколько дней до вылета, в центральной мечети города Нальчика, в присутствии председателя ДУМ КБР и всех руководителей, было проведено собрание по поводу совершения хаджа. Во время собрания были оглашены условия договора с фирмой «Медина-Тревел», в которые входили: общее время пребывания в святых местах от 20-ти до 30-ти дней, предоставление комфортабельных автобусов для передвижения паломников из гостиниц до мечети аль-Харам в г. Мекке на молитвы, сопровождение опытными и ответственными руководителями-гидами, трехдневное пребывание в г. Медине, экскурсии по святым местам (зияраты) и т.д. Сумма договора составляла 3200 долл. США с каждого человека», - говорится в коллективном письме, распространенном паломниками.

Практически все условия договора с туроператором были либо нарушены, либо выполнены недобросовестно или не в полном объеме, заявил корреспонденту «Кавказского узла» один из участников хаджа Замир Аталиков.

«Во время совершения хаджа нас должны были сопровождать опытные гиды, специально подготовленные для этого. Они должны были подсказывать нам заранее, какие обряды мы должны выполнить. Однако этого не было. В результате не все совершили обряды «Тауаф» и «Саги» после заклания жертвенного животного, между тем они являются обязательными обрядами хаджа, без которых он считается недействительным», - отметил Замир Аталиков.

По утверждению Аталикова, в святых местах паломники столкнулись и с другими фактами, которые противоречили оговоренным с организатором хаджа условиям.

«Например, 16 октября паломники в количестве более 200 человек вылетели из г. Минводы в г. Акаба в Иордании. Оттуда на комфортабельных автобусах нас должны были доставить в Медину, но ссылаясь на отсутствие мест в гостинице, нас сразу отвезли в Мекку. О «комфортабельности» автобусов не будем говорить, самое страшное - водители засыпали за рулем, так как были без подмены, и нам приходилось их будить», - рассказал Аталиков.

По его словам, во время пребывания в Мекке, по условиям договора, паломников от гостиницы до мечети аль-Харам должны были перевозить автобусы. Но и это условие было выполнено частично, а точнее - были предоставлены микроавтобусы, и то только в течение двух неполных дней. Все остальные дни паломникам, по их словам, приходилось ездить на молитвы в мечеть на такси, неся дополнительные расходы.

После завершения хаджа паломники должны были оставаться в Мекке еще несколько дней. Однако некоторые женщины, не имевшие возможности по уважительной причине выполнить обряды, выполнить их не успели, заявили клиенты туроператора.

При этом паломники отмечают, что принимающей стороной, было сделано все, чтобы паломники пребывали в максимально комфортных условиях во время совершения обрядов. Так, палатках были установлены кондиционеры, были предоставлены автобусы из долины Мина в долину Арафат и Муздалифа, бесплатно предоставлены вода и сладкие напитки.

Руководитель хаджа, заместитель муфтия Кабардино-Балкарии Хизир Мисиров отверг изложенные в письме претензии и назвал их необоснованными. «Хадж полностью совершен», - заявил Мисиров.

По словам Мисирова, недовольство паломников связано с тем, что в рамках хаджа были запланированы трехдневные экскурсии в Медину, которые к хаджу отношения не имеют, но вместо трех дней паломники побывали в Медине два дня.

«Когда мы собирали документы, нас спрашивали, сколько дней продлится хадж, мы сказали, что обычно хадж длится от 20 до 30 дней. В этом году хадж продолжался 20 дней. Это связано с предоставлением воздушных коридоров, и от организаторов никак не зависит», - пояснил Мисиров.

Претензии по поводу того, что паломники не успели выполнить все обряды, в частности, «Тауаф» (семь кругов вокруг Каабы) и «Саги» (семь кругов между двумя горами Сафа и Маруа), Хизир Мисиров также считает необоснованными. «Все паломники выполнили все обязательные обряды», - утверждает он.

Обвинение по поводу того, что паломникам приходилось добираться до мечетей на такси, Мисиров объяснил тем, что власти Саудовской Аравии в дни приезда паломников останавливают автобусы в связи с пробками и рекомендуют паломникам ходить пешком.

Мисиров также рассказал, что в течение последних пяти-шести лет руководству ДУМ удавалось договориться с турецкими благотворительными организациями о бесплатном питании для паломников.

В этом году по техническим причинам этого сделать не удалось – представитель посольства Турции в Москве не предупредил соответствующие службы своей страны, из-за чего бесплатное питание паломникам было предоставлено только в последнюю неделю. И хотя питание не входит в стоимость хаджа, претензии были предъявлены и по этому поводу.

Руководитель хаджа также отметил, что от фирмы «Медина Тревел» совершили паломничество и группы из Ингушетии, Чечни, Дагестана и КЧР, однако никто из них не жалуется.

«Хадж – это не развлекательная поездка, это - испытание. Как сказал Пророк, хадж - это борьба с самим с собой на пути Ислама, проявление терпения», - заключил Мисиров.

Напомним, что в этом году паломничество в Мекку совершили 312 жителей КБР. Они отправились на святую землю 15 октября двумя группами. Первая группа отправилась в путь 15 октября из аэропорта "Минеральные Воды" до Аммана, столицы Иордании. Дальше к святым местам паломники добирались автобусами. Вторая группа вылетела прямым рейсом из Минвод до Медины.



1 комментариев


  1. (25.12.2012 01:16) #
    0

    у всех тур операторов правда море не недостатков конечно же сейчас будут оправдываться что все было идеально но у вы сам видел что у них не все идеально и это продолжается каждый год