Опубликованный на сайте «Эха Москвы» фоторепортаж с праздника Ураза-байрам в московской Соборной мечети и ее окрестностях вызвал бурное обсуждение в блогах.
Ведущие к мечети улицы были запружены народом, движение по ним было перекрыто, а во время намаза вся улица была сплошь покрыта телами молящихся. Милиция отнеслась к этому вполне толерантно, лишь установив на подступах к мечети «рамки», опасаясь терактов.
Все, кто делился личными впечатлениями, подчеркивали, что толпа на «Проспекте Мира» была вполне дружелюбна и никоим образом не агрессивна к оказавшимся там по своим делам, хотя пройти по улицам, прилегающим к мечети было трудно, а проехать - невозможно. Однако в реакции москвичей, впервые увидевших в своем городе столько мусульман одновременно в одном месте, сквозит страх.
«Я считаю неправильным и опасным что десятки сотни тысяч приезжих чужих людей в Москве живут и работают в скотских условиях, обеспечивая своим полурабским трудом удешевление товаров и услуг, создавая социальные проблемы в настоящем и социальные бомбы в будущем», - пишет один из них.
«На Щепкина праздновали те, кого москвичи не видят (точнее видят, но поодиночке в оранжевых, синих и красных робах), ныне иностранные Равшаны и Джумшуты из низов ЖКХ, стройкомплекса, персонала «Пятерочек» и «Копеек», живущие в скотских условиях в подвалах и вагончиках.
Пока их мало. Для Москвы - очень мало. Просто начинаешь задаваться вопросом, к чему приведет нарастание этой массы людей, находящихся на положении морлоков. Причем они лишены малейшей социальной мобильности. Сомневаюсь, что дети их смогут получить мало-мальски среднее образование. Что там выкристаллизуется и что может произойти, если они в очередной раз не вернутся в свои подвалы и вагончики?» - вторит ему другой.
Кроме того, москвичей беспокоит, что Москва может утратить свой исторический облик, разделив участь многих европейских городов с их арабскими и турецкими кварталами. Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста священник Максим Первозванский сказал в интервью Regions.Ru, комментируя спор вокруг строительства мечети в Текстильщиках: «Коренных москвичей, принадлежащих православной русской культуре и воспринимающих Москву как русский город, тоже надо понять. Их акция протеста, свидетельствует, – и это важно, – что в обществе существует обоснованное опасение, что за этой мечетью, последует вторая и третья и т.д. И возникает вопрос: остается ли Москва русским городом? А ведь этот вопрос сейчас даже задавать неприлично».
Отметим, что в том же вопросе два православных священника, согласившись, что Москве нужны новые мечети, предложили строить их в отдалении от жилых массивов, чтобы не раздражать местное население. Может быть, в целях сохранения сложившегося культурного облика Москвы разумно было бы размещать мечети за МКАД – как выносят за МКАД крупные торговые центры. Это сняло бы и проблему явочным порядком перекрытых улиц в центре города, и развеяло бы страх перед появлением в столице мусульманских анклавов.
«Как вы думаете, оправданы ли этот страхи? Какие последствия может иметь дальнейший приток мигрантов в столицу? Возможно ли избежать указанных опасностей, и если да, то как? Как сохранить сложившийся культурный облик Москвы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, уверен, что после религиозного праздника ни один верующий человек, к какой бы религиозной традиции он ни принадлежал, не пойдет громить и грабить.
«Беспорядки в связи с массовыми религиозными праздниками представляются мне маловероятными. А поддержание порядка во время каких-либо массовых мероприятий городским властям, по-моему, вполне по силам», - сказал он.
«Что же касается проблем с мигрантами, то они в первую очередь обусловлены грубыми ошибками миграционной политики, которые нужно незамедлительно исправлять. Здесь, по-моему, должен строго соблюдаться принцип квотирования. И тогда само собой разумеется, что если вы приглашаете людей на работу, - извольте обеспечить им нормальные условия жизни. В этом случае государство обязано контролировать соблюдение прав мигрантов. Разумеется, и речи быть не должно быть о каком-либо лоббировании нелегальной миграции и связанного с нею подпольного бизнеса», - добавил священник.
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья Ахмед-хаджи Махметов полагает, что проблема строительства новых мечетей уже «перезрела».
«Москвичи не в первый раз становятся свидетелями многолюдного мусульманского праздника. В прошлый Курбан-байрам к соборной мечети пришло около пятидесяти тысяч человек», - подчеркнул он.
«И в столице, и в других крупных городах России мест для молящихся мусульман не хватает. Это касается не только празднования таких значимых дней как Курбан-байрам и Ураза-байрам, когда, действительно, праздничное богослужение стремится посетить множество мусульман. Теперь даже просто в пятницу в мечеть попасть невозможно и многие совершают намаз вне ее стен», - заметил Ахмед-хаджи.
«Принципиально важно грамотно информировать людей о происходящем. Не надо пугаться и впадать в очередную истерику на тему: «Понаехали тут…». Будем помнить, что мигранты - это люди, которые востребованы рынком труда на тех местах, куда не пойдут работать ни коренные москвичи, ни коренные россияне. И относиться к ним надо с пониманием и уважением», - сказал он.
«Сейчас в столице проживает столько наших единоверцев, что даже если в каждом округе построить по мечети, то это едва-едва удовлетворит их потребность в моленных местах. Идея же вывести строительство мечетей за пределы Москвы несостоятельна: нельзя же по пять раз на день вывозить верующих за МКАД. Поэтому, мне кажется, что если бы была проявлена соответственная политическая воля и не было противления со стороны коренных москвичей, то экономически московские мусульмане могли бы «поднять» возведение мечетей, которые бы соответствовали их нуждам», - подытожил руководитель пресс-службы.
Заместитель председателя ЦДУМ РФ, муфтий Ханты-Мансийского округа Тагир-хазрат Саматов считает, что нужно бояться не того, что множество мигрантов и россиян пришло на праздник к мечети, а то, что все эти люди могут оказаться вдали от подлинного ислама.
«Среди молившихся у Соборной мечети были не только мигранты, но и те коренные россияне, которые пришли к вере в уже постсоветский период. Понятно, что у них нет возможности посещать мечеть еженедельно, поэтому они стараются посетить праздничную молитву в такие значимые для мусульман дни как Курбан-байрам и Ураза-байрам. Хочу напомнить, что в христианские праздники на улицах Москвы можно увидеть гораздо большее скопление народа», - сказал он.
«Нельзя строить мечети в удаленном от жилья месте, поскольку по нормам ислама правоверные должны посещать ежедневную пятикратную молитву. В случае же выноса мечетей за МКАД это делать будет невозможно», - заметил он.
«Мне страхи коренных москвичей кажутся абсолютно необоснованными. Люди, пришедшие к мечети в этот Ураза-байрам, были все чисто одеты, как то предписывает наша вера, и настроены радостно и дружелюбно. Напротив, на мой взгляд, чем больше будут и мигранты, и коренные россияне, исповедующие ислам, проникаться нормами своей религии, тем более стабильно и мирно будет наше общество», - заключил Тагир-хазрат.
На тему строительства мечети и изменения облика столицы высказались россиийские парламентарии.
"Должно ли при строительстве культовых зданий учитываться мнение местных жителей? Следует ли стремиться сохранить исторический православный облик Москвы?" С такими вопросами мы обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
"Очень сложным" назвал вопрос сохранения исторического православного облика Москвы председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Камчатского края Виктор Орлов.
"С одной стороны, мнение населения игнорировать нельзя. Но с другой нельзя забывать и о том, что столица нашей родины уже несколько веков связана с народами, исповедующими ислам, поэтому у них должно быть место для молитвы", - заявил сенатор. "Я, например, не вижу ничего плохого в пропаганде ислама", - добавил парламентарий.
Проблему мирного сосуществования православных и мусульман политик отнес к вопросу государственной важности. "Это не вопрос Москвы, это вопрос общегосударственный", - подчеркнул сенатор. "Прежде всего, мы все россияне, а потом уже православные, мусульмане, иудеи, католики", - указал Виктор Орлов, заметив, что "религиозная принадлежность не должна являться основой для политических разногласий".
За поиск компромиссного решения по вопросу строительства мечети в московском районе Текстильщики выступает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Чукотского автономного округа Лариса Пономарева.
"Раз решили построить мечеть, значит в этом есть необходимость, значит есть для кого строить, следовательно, не все поголовно жители Текстильщиков выступают против возведения мечети", - сказала сенатор. Одновременно она заметила, что мнение простых граждан нужно учитывать по всем вопросам, а не только по имеющим религиозный оттенок.
парламентарий обратила внимание, что поскольку свободу вероисповедания в России еще никто не отменял, нужны места для совершения культовых обрядов. Число же необходимых для этого православных, буддистских храмов, мечетей, синагог, костелов должно зависеть от количества жителей того или иного вероисповедания, считает Пономарева.
С пониманием относится к протестам жителей Текстильщиков в отношении планов строительства в их районе мечети заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев.
"Местные жители ведь не выступают в принципе против строительства в Москве мусульманских храмов", - отметил депутат.
Однако при этом депутат не видит необходимости "делать из российской столицы город с православным обликом". "Москва – это многонациональный мегаполис", - обратил внимание политик. К тому же, по его словам, "в архитектурном плане город всегда был славен смешением различных стилей – и старорусского, и европейского, и азиатского". "А названия многих московских улиц и районов имеют, кстати, восточное происхождение", - отметил Гаджимет Сафаралиев.
"Вполне приемлемым" считает строительство в российской столице храмов различных религий заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.
"В Казани, например, мечети соседствуют с православными храмами, и это очень хороший знак", - отметил депутат. Как считает Шудегов, "человек не должен ехать в другой конец города из-за того, что не является представителем основной конфессии".
Депутат полагает, что строительство в Москве новых культовых зданий не способно нарушить ее исторический облик. "Хотя бы по той причине, что весь исторический центр города сегодня полностью застроен", - пояснил он. "Опыт показывает, что традиционный облик города страдает прежде всего от точечных застроек, производящихся в угоду экономической целесообразности", - указал Виктор Шудегов.
Член Комитета Госдумы по делам молодежи, член фракции КПРФ Юрий Афонин подчеркивает, что планы по строительству тех или иных культовых зданий "не должны приводить к возникновению межрелигиозных и межнациональных конфликтов".
"Думаю, что митингами и акциями протеста вопросы здесь не решить", - заявил депутат. "Районная власть должна вмешаться в эту проблему, провести общественные слушания, чтобы выявить все "за" и "против", - считает парламентарий.
По его словам, решение по данному вопросу "нужно принимать очень осторожно и спокойно". При этом политик отметил, что в ряде национальных российских республик "удается находить разумный компромисс в соотношении мусульманских и православных храмов".
Афонин с некоторым сомнением относится к постановке вопроса о необходимости сохранения православного облика Москвы. "Нельзя не учитывать тот факт, что национальный состав столицы меняется, и что у каждой национальной общины может быть законное желание строить свои храмы", - подчеркнул депутат.