Как уже стало известно, трансляция праздничных мусульманских богослужений осенью 2010 года пройдет в обычном режиме. Тем не менее вопрос о том, допустимо ли транслировать их на всю Москву, вызвал множество дискуссий.
Как вы относитесь к идее выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных мусульманских молитв в Москве? Правомерно ли в настоящее время считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился к экспертам.
Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Государственного университета – Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен считает установление дополнительной аудиотехники на мусульманскими праздники в Москве необязательным.
"Конечно, Москва уже не может считаться сугубо православным городом в силу сложившихся традиции, культуры. Произошло это уже давно, и вряд ли можно говорить о сохранении некоей чистоты православной традиции, хотя понятно, что в историю и культуру Москва вошла как центр православия", - отметил он в интервью агентству.
При этом эксперт не видит необходимости в передаче мусульманских молитв усиленной аудиотехникой, поскольку, по его словам, у мусульман есть места для собраний и общих молитв. "Что касается того, кому это понравится, а кому нет, то ясно, что мусульмане будут чувствовать себя более воодушевленно, остальным может и не понравиться. Но ведь и православный колокольный звон может не нравится мусульманам. Это вопрос толерантности. Проект мусульманского центра в Нью-Йорке рядом с местом трагедии 11 сентября тоже вызывает недовольство, но власти все же хотят его осуществить. А Россия – страна с гораздо более глубокими традициями православно-мусульманского диалога", - обратил внимание эксперт.
Он также посоветовал мусульманам, если подобные молитвы будут раздражать подавляющую часть населения, не устанавливать аудиотехнику, а искать пути к диалогу с немусульманами. "Им нужно проводить больше мероприятий, направленных на ознакомление с культурой и духовностью ислама. Пусть на "Шатер Рамадана", который я посещаю ежегодно, они позовут немусульман, молодежь, пожилых людей, проведут какие-то благотворительные мероприятия. В исламе есть хорошее правило о призыве на путь Всевышнего: если тебя не хотят слушать, не нужно ничего говорить. Я считаю, мусульманам надо думать не о проведении какого-то громкого "шоу", а о том, что они сами не сделали и что могут сделать для налаживания мирных и дружественных отношений с остальным миром. Турки в Германии так и поступают: приезжая в новое место, они зовут в гости соседей, общаются с ними – и всякое недоверие снимается", - привел пример Леонид Сюкияйнен.
Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, выступает против разделения российских граждан по национальному признаку.
"Если кто-то в России начнет говорить: "Это русский, а этот – другой национальности" - он будет неправ, так нельзя. И города нельзя делить по национальному признаку, т.к. там проживают все. Это делают специально те, кто хочет вызвать смуту среди людей", - объяснил он.
"Что касается праздничных шествий, то их нужно проводить. Когда проводятся подобные мероприятия другими религиозными конфессиями, никто это не воспринимает негативно. Мне кажется, что в России главная наша национальная идея должна заключаться в мысли, что "все мы – россияне". Если мы начнем делить, что это – город для русских, а это – для нерусских, у нас начнется смута и война", - заключил Исмаил-хаджи.
Ахмед-хаджи Махметов, заместитель муфтия Саратовской области по общественным отношениям, руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Поволжья не видит в распоряжении Лужкова ничего нового.
"Благотворительно-просветительское мероприятие "Шатер Рамадана" проводится в Москве давно. В установленном на Поклонной горе большом шатре проводились мероприятия, связанные с ифтаром, вечерним ужином, разговением, куда, кстати, приглашались и гости-немусульмане", - заметил он.
"В исламе всего два больших праздника – Курбан-байрам и Ураза-байрам. И т.к. в Москве всего четыре мечети общей вместимостью около трех тысяч на полтора-два миллиона мусульман, в эти праздники мечети не вмещают всех желающих. Даже когда я несколько раз приезжал на пятничные богослужения в Москву, я молился на снегу за пределами ограды мечети. Просто пришло время решения этой проблемы, потому что на последний Курбан-байрам собралось около 50 тысяч верующих, которые заполнили все пространство от мечети до метро "Проспект мира". По традиции верующие произносят молитвы за имамом, однако если он находится в мечети, то за триста метров от него уже ничего не слышно. Подобная аппаратура нужна просто для удобства молитвы", - объяснил Ахмед-хаджи.
"Говорить в многонациональной, многоконфессиональной стране, что Москва – русский город, нельзя. Роль мусульманства в истории России очень велика, поэтому сложно говорить о каком-то "русском городе" или о "святой Руси". Топонимика столицы, ее национальный состав говорят о том, что это столь же русский город, сколь тюркский, татарский. Так что мне кажется, что проблемы здесь нет, если ее не создавать, а воспитывать людей в традициях взаимоуважения. Мы вместе создавали это государство, мы вместе воевали, поэтому наши дети должны жить в мире и согласии и строить общее будущее", - высказал свои пожелания Ахмед-хаджи Махметов.