Выступление муфтия Равиля Гайнутдина

Выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество» 28 мая 2013 года в Москве.

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество». Приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Молю Всевышнего Аллаха: мира всем, Его милости и благословения!

Наше сегодняшнее совещание озаглавлено «Мусульмане России и гражданское общество». Что представляет собой сообщество российских мусульман в гражданском отношении? С момента приобретения религиозных и политических свобод в нашей стране прошло практически четверть века. Это время было полно противоречий, но в то же время наполнено колоссальным созидательным трудом – созданием общин и строительством мечетей, воссозданием системы религиозного образования и книгопечатания. Был заложен фундамент для развития государственно-конфессиональных отношений на новых принципах, отраженных в Конституции Российской Федерации 1993 года. Мусульмане равны в своих правах с представителями любой другой религии, этноса. Самое главное изменение – это преобразование менталитета и самосознания людей. В возраст гражданской и профессиональной активности входит поколение, которое вообще не застало времена Советского Союза и свободно от штампов атеистической пропагандистской машины в своем мышлении и деятельности.

Ежедневно мы слышим совершенно разные оценки сегодняшней действительности. Одни говорят: «Мусульмане крайне слабы, дезорганизованы, раздроблены, не могут защитить свои интересы». В этом утверждении есть доля правды, так как отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе в целом, не позволяя в полном объеме решать стоящие перед нами актуальные задачи. Другие, напротив, придерживаются мнения, что мусульман необходимо сдерживать в развитии, так как в противном случае России грозит «исламизация». Один из видных представителей Русской Православной церкви высказал мнение о том, что в России действует всего три реальные партии – православные, мусульмане и атеисты. В общественном мнении закрепился стереотип об экспансии ислама, своего рода захвате общественного и даже политического пространства. Мусульмане – коренные жители, граждане России преподносятся в качестве захватчиков, внутренней угрозы. Это абсолютно некорректная постановка вопроса. Никогда в истории России мусульмане не насаждали свою религию, не вели захватнических войн и не представляли опасности для остальных народов.

Сегодня мусульмане России далеки от того уровня инфраструктурного развития, религиозной просвещенности и того уклада религиозной жизни, которые были разрушены после событий 1917 года.

Согласно переписи населения 1897 года, в российской Империи насчитывалось около 14 миллионов мусульман, из них только более четырех миллионов проживало на территориях в границах современной Российской Федерации. На эти неполные пять миллионов накануне революции 1917 года приходилось порядка 12 тысяч мечетей. Сравните с сегодняшней ситуацией – на более чем двадцатимиллионное мусульманское население мы имеем около 8 тысяч мечетей. А обеспеченность мусульман религиозными учебными заведениями отстает от дореволюционной на порядки. В начале ХХ века мусульманские книги, журналы и газеты печатались в Казани, Уфе, Оренбурге, Санкт-Петербурге и, что важно, раскупались по всей России миллионными тиражами. Современным российским мусульманам до такого уровня просвещенности еще расти и расти. В тот период определенными частями российского общества ислам и его последователи воспринимались исключительно как источник угроз панисламизма и пантюркизма и в этом прослеживается определенная параллель с сегодняшним днем. Безусловно, мусульмане в начале ХХ века наряду с другими гражданами Российской Империи выступали с требованиями расширения гражданских свобод, но в целом мусульмане были лояльны основам государственного строя. Февральскую революцию и октябрьский переворот, также как расстрел царской семьи и другие кровопролития осуществили отнюдь не мифические панисламисты и пантюркисты. Члены российской уммы не выступили с сепаратистскими лозунгами.

Перед 1917 годом мусульмане России имели хорошо развитую, обеспеченную объектами недвижимости и источниками самофинансирования религиозную инфраструктуру, которая была окончательно разрушена советской властью к концу 1920-х гг. В начале 1990-ых годов мусульманам были возвращены буквально осколки от прежней системы. Мы собственными силами стали восстанавливать то, что собиралось и создавалось нашими предками в течение столетий. Объективный взгляд на эту простую статистику позволяет составить трезвое впечатление о достижениях и потенциале современных российских мусульман, без упаднических или апокалиптических настроений.

Религиозная жизнь во все времена, кроме сугубо духовного, имела еще и общественное измерение, причем это касается всех крупнейших вероисповедальных традиций. К примеру, Русская Православная церковь получила от государства крупный грант на адаптацию мигрантов по всей стране, в Москве открыт также Еврейский музей и центр толерантности – крупнейшая в Европе и уникальная по своему содержанию выставочная площадка, методические наработки которой Министерство регионального развития России планирует активно использовать при открытии Центров толерантности в еще десяти крупнейших российских городах. Религия занимает видное место в общественной жизни и наиболее разумными основами их присутствия в публичном общественном пространстве являются идеи социального служения, бескорыстной помощи окружающим, диалога культур, укрепления традиционной морали.

Во многих аспектах социальной политики цели и задачи религиозных организаций и институтов власти практически идентичны. При поддержке государственных органов религиозные организации могли бы добиться результатов в части патриотического воспитания общества, укрепления гражданского согласия. Мы с большим воодушевлением восприняли призыв Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости «поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Принципиальная позиция главы российского государства о том, что Россия веками развивалась как многонациональное, поликонфессиональное государство, в котором недопустимы дискриминация по этническому или религиозному признакам нам глубоко импонирует и является залогом успешного развития нашей страны. Россия – это Родина, любимое Отечество для многомиллионной мусульманской уммы. Символом этого, с помощью Всевышнего, должна стать реконструирующаяся Московская Соборная мечеть, торжественное открытие которой запланировано на май 2015 года в 70-ую годовщину великой Победы.

Что представляет собой российское мусульманство сегодня? Разумеется, его олицетворяют не только духовенство и мечети, но и широкий слой современных, образованных, успешных людей, способных формировать имидж мусульман в культурной, научной, образовательной, экономической среде, через благотворительную деятельность, художественную литературу, журналистику и другие сферы. Мы являемся свидетелями формирования нового поколения мусульманской интеллектуальной элиты, которая будет влиять на самосознание и позиционирование российских мусульман как в отношениях со всем российским сообществом, так и среди самих мусульман.

Наше время характеризуется важными социокультурными и политическими процессами. Это рост религиозности и повышение роли религии в обществественной жизни у представителей всех традиций и этносов. Это множество локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных, в разных точках мира, особенно на Ближнем Востоке, чудовищные в своей циничности и жестокости теракты, которые преступники пытаются маскировать под псевдорелигиозными лозунгами .

Здесь мы должны еще раз подчеркнуть свою глубокую озабоченность актами насилия, кровопролитием, которые некоторые пытаются приписать исламу, а другие – творить от имени ислама. Один за другим произошли леденящие душу события в Бостоне, Лондоне. В российском Дагестане в течение одной недели совершено два теракта. Наша религия категорически запрещает и осуждает подобные действия, терроризм, экстремизм, радикализм противны букве Священного Корана и его духу, поскольку в Священном писании ясно сказано: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура аль-Маида, 2 аят).

Деяния террористов являются богопротивными, богоборческими преступлениями, которые ведут в огонь.

«Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех», сказано в Священном Коране.

В XXI веке человек может почти не ощущать физических границ между государствами, не иметь информационных или языковых барьеров, но выстраивает вокруг себя ментальную стену, которая в зависимости от ситуации принимает форму ксенофобии, исламофобии или слепой ненависти ко всему и всем. Согласно оценкам политологов, арабо-мусульманский мир вступил в зону политической турбулентности, которая будет определять политическую повестку дня региона ближайшие годы, а возможно и десятилетия. Говоря о том, какой должна быть наша умма через 10, 20, 30 лет, мы должны учитывать все эти факторы.

Географически мы – российские мусульмане являемся северной периферией исламского мира, однако на протяжении многих веков наши предки отнюдь не относились к интеллектуальной и научной периферии исламского мира, напротив, формировали видение будущего мусульманских народов, стояли на переднем крае богословской дискуссии. Посещая многие страны мира, как западные, так и восточные, принимая в Москве делегации практически из всех уголков земного шара, я имел возможность убедиться в том, что модели сосуществования мусульман и христиан, выработанные в России, представляют интерес для многих государств. Богословское наследие, принадлежащее российским мусульманам, вызывает восхищение многих мыслителей и ученых мужей современности. Труды Абдуннасыра Курсави, Шигабетдина Марджани, Кунта-хаджи, Сайпуллы-кади Башларова, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Биги являются нашей общей заслуженной гордостью. Безоговорочно воспринимая земли Аравии как территорию, на которой расположены две основные исламские святыни и арабский язык как язык Священного Корана, мы должны перестать мыслить о себе в категориях вторичности по отношению к арабскому миру и видеть в нем не образец для копирования, а источник дополнительных знаний, источник живой богословской мысли. Необходимо выстраивать диалог, т.е. мыслить самостоятельно и сохранять независимость суждений, при этом, безусловно, уважая авторитет великих улемов-богословов.

Необходимыми для этого условиями являются дальнейшее обновление и институциональное укрепление духовных управлений мусульман и качественный рывок в развитии системы отечественного исламского образования с выходом на научный уровень. Я с удовлетворением должен отметить, что курс на модернизацию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, о котором мы объявили на I Всероссийском мусульманском совещании «Россия – наш общий дом» в марте 2011 года, приносит ощутимые положительные результаты. Аппараты Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России пополнились молодыми квалифицированными специалистами – выпускниками ведущих российских вузов, в результате чего значительно расширилась информационная и издательская деятельность, налажена научная работа, радуют первые итоги реформы Московского исламского университета, международные проекты Совета муфтиев России последовательно расширяют масштаб и авторитет. В социальной сфере мы запустили беспрецедентный проект Всероссийского мусульманского летнего лагеря. Думаю, что подробные отчеты о достижениях и текущей работе мы услышим из докладов в ходе сегодняшнего мероприятия.

В качестве председателя крупнейшей религиозной организации российских мусульман я являюсь членом президиума влиятельных в мусульманском мире организаций, таких как Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле и Всемирная ассамблея исламского пробуждения со штаб-квартирой в Тегеране. Мы неизменно являемся почетными участниками такой авторитетной межрелигиозной площадки как Всемирный саммит лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все это говорит о том, что слово и позиция российских мусульман имеют весомое значение, к нам прислушиваются в международной общественной и религиозной среде.

Говоря о задачах на будущее, мы должны обозначить несколько векторов развития. В научной и образовательной сфере мы должны в кратчайшие сроки добиться мобилизации всех наших интеллектуальных ресурсов. Анализ ситуации и выработка позиции по актуальным вопросам современности должны вестись с опорой на научную мысль и самые авторитетные богословские источники. Образовательная деятельность в исламских вузах и медресе должна представлять собой союз светской науки и традиционного богословия. Выпускники наших учебных заведений должны быть конкурентоспособны в международном масштабе.

Задачей регионального духовенства должна стать широкая просветительская работа, в том числе и по адаптации и интеграции мигрантов-мусульман, активная коммуникация с институтами гражданского общества, проявление своей гражданской позиции в борьбе с такими общественными недугами как наркомания и алкоголизм, преступность, все виды экстремизма, радикализма и ксенофобии. Каждый региональный муфтий должен в качестве духовного лидера своей паствы иметь непререкаемый моральный авторитет и объединять умму, уметь вести взаимоуважительный диалог с самой широкой аудиторией, разными слоями общества, в то же время, проявляя принципиальность в вопросах противодействия деструктивным псевдорелигиозным течениям, радикализму и расизму.

Патриотическое воспитание, уважительное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий должны стать неотъемлемой частью духовного просвещения через наши воскресные школы - мектебе и медресе. Убежден в том, что крепкое основанное на традициях и патриотизме духовное воспитание на местах, качественное среднее и соответствующее мировым стандартам высшее образование являются основными факторами противодействия дальнейшему проникновению в молодежную среду псевдорелигиозных течений. С Божьей помощью и при поддержке со стороны органов власти и доверия общества нам по силам справиться с этой задачей. Для обширной воспитательской работы, также как и для адаптации мигрантов, необходима инфраструктура в виде мечетей, медресе и просветительских центров.

Укрепление института семьи и брака, утверждение морали благочестия и благонравия, воспитание нации и благотворительная работа – на этом поле деятельности большую отдачу мы ожидаем от наших женщин, объединившихся в Союз мусульманок России.

Дефицит мечетей в наших городах колоссален и растет с каждым годом. Но с каждым годом и сложнее получить земельные участки и согласовать строительство мечетей с местными властями. Как бы нам ни было сложно сталкиваться с непониманием или откровенным нарушением принципов Конституции Российской Федерации отдельными чиновниками на местах, призываю имамов, имам-мухтасибов и муфтиев ни на шаг не отступать от законов Российской Федерации, вооружаться знаниями в правовой сфере и отстаивать свои права через тот инструментарий, который предоставлен нам нашей правовой базой, уповая на милость Всевышнего Аллаха. Порядочность, образованность, открытость – ваша лучшая визитная карточка, которая поможет выстроить диалог с немусульманским населением и быть услышанным во власти. Мы не должны допускать геттоизации, анклавизации мусульманских общин, ухода верующих в полулегальный статус.

Нашими целями являются повышение уровня общей образованности, культуры и правовой грамотности, формирование положительного имиджа ислама и мусульман в общественном мнении, гражданская активность в защите традиционных ценностей. В этих сферах должны проводить работу общественные организации, разделяющие принципы единобожия и этические основы авраамических религий, здесь существует единство наших общей целей, потребностей и обязанностей.

Завершить свое выступление хочу аятами суры аль-Аср:

«Клянусь временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение».

Благодарю за внимание.

28 мая 2013 г., Москва



14 комментариев


  1. (28.05.2013 18:22) #
    -3

    В последние годы, я разочарован в Гайнетдине. Этот муфтий как и другие (кроме Аширова) не разу не выступил в защиту мусульман и не отбил не одну исламскую книгу от кяфирского запрета. Авторитет его упал до нуля.

  2. (28.05.2013 20:59) #
    1

    так много написали для него и он ничегошеньки не сказал. Льёт всё из пустого в порожнее, инновационными выражениями ... и даже намёка нет в защиту мусульман, в защиту платков - хиджаба сестёр- мусульманок. Он как с луны свалился, будто совсем нет забот у нашей уммы мусульман.
    Ведь тема мусульманского совещания :«Мусульмане России и гражданское общество»! вот и нужно говорить как живётся мусульманам России в этом гражданском обществе и как нарушаются права мусульман! Почему с 1 сентября наши сёстры в платках не смогут переступить пороги школ? Или у него внучки без платочков в школы ходят, или учатся где-то за границей и ему уже нет дела до наших женских проблем?
    Почему такое равнодушие? Почему в Казахстане смогли защитить сестёр, вышли с фетвой, и почему наши муфтии до сих пор, как ни в чём не бывало, безмолвны, молчат? Такое ощущение, что они все заодно с В. Путиным.
    Вот недавно в Казани проходило очередное сборище марленосцев всея Руси, кто нибудь там высказался или приняли какое нибудь решение о хиджабах, зашитили наших сестёр? Или они совсем не в курсе о запрете хиджабов в школах? Почему наши сёстры должны перед Путиным становится на колени и просить у него разрешения носить платки, когда он уже неоднократно, сказал однозначно, что в наших хиджабах ничего хорошего он не видит...
    а в СОДОМИИ и гейпарадах они тоже ничего плохого не видят...

    Почему бы обо всём этом не сказать им в глаза???
    и пора снять очки, если вам они не подходят, председатель Совета муфтиев России, муфтий, шейх Равиль Гайнутдин.

    • (28.05.2013 22:17) #
      0

      marjam13, не соглашусь с вами. я присутствовал на форуме в Казани, где имам из Саратовской области выступил в защиту хиджаба, более того он потребовал внести в итоговую резолюцию пункт о ходатайствовании перед законодательными органами и недопустить запрета платков в учебных заведениях.

      • (29.05.2013 04:39) #
        3

        СубханАллах!
        Мы ведь там не были. А где мы это читали? Где эта информация? Почему ансар в течении уже 5 дней не смог нас обрадовать такой вестью, что Бибарсов Мукаддас хазрат в Казани выступал на «4 Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей» с речью, и вышел с таким предложением? Тем более хазрат к ансару, оказывается , имеет не косвенное отношение.
        Я, например, читала в ТЗ ,там приняли концепцию, но там ни одного слова о хиджабе, кроме помещённых около 20 уникальных фото, где в основном позирует Талгат Таджуддин, и все 700 имамов стоя хором приветствуют его: «Тәлгат Таҗетдингә зал басып, тәкъбир әйтә".
        можете сами посмотреть эти уникальные фото, очень забавно:
        Татар имамнары концепция кабул итте яки җыеннан уникаль фото
        http://www.tatartime.com/?p=13671

        Но почему-то нигде на фото не видно всеми нами уважаемого Аширова Нафигуллы хазрата.

        А ещё в ТЗ есть статья
        Муфтия Альбира Крганова: “Наш народ нуждается в своем Ишане и единых фетвах!”, где он вскольз каснулся о проблемах хиджаба:

        "Фетва о хиджабах"

        "В ее пятой части говорится о фетвах- (юридико-богословских заключениях), сегодня мусульмане испытывают трудности в понимании богословских споров и богословских заключений, они очень разнятся. Наши верующие стали обращаются за фетвами к зарубежным улемам. Также злободневна тема хиджабов. До Президента России дошли с богословским вопросом как одевать хиджаб, хотя ответ могли бы дать Российские муфтии, издав четко разъясняющую фетву на основе Священного Корана, Сунны и Иджмаа, учитывая нашу действительность."
        http://www.tatartime.com/?p=13713

      • (29.05.2013 05:03) #
        3

        простите, вы пишете "имам из Саратовской области выступил в защиту хиджаба " , а не написали какой имам, поэтому я сразу обрадовалась, что это Мукаддас хазрат, потому что он часто заступается за нас, за мусульман.

        • (29.05.2013 10:29) #
          0

          имама зовут Рушан Сайфетдинов.

    • (28.05.2013 22:23) #
      3

      хотел бы задать встречный вопрос: а что ВЫ ДЕЛАЕТЕ для того, чтобы отстоять права мусульманок? минимально Дуа делаете? элементарно проводите какие-нибудь встречи с такими же сестрами и совместно что-нибудь организуете или только в Интернете да на кухнях все мы Че Гевары и борцы за свободу....стоит лишний раз посмотреть на три пальца, указывающие на себя и лишь один на другого...

      • (28.05.2013 23:33) #
        1

        Полностью согласен с Вами, брат! Сидеть и ругать муфтиев и имамов может каждый, а как дело доходит до действий, и сказать нечего.

      • (29.05.2013 04:46) #
        2

        и каждому своё...
        в обоих мирах...
        И получается у вас, ibn Jafar: "железной логикой ради свободы слова я заткну вам рот".

        Пусть Всевышний Аллах избавит нас всех от высокомерия и гордыни.

    • (28.05.2013 23:54) #
      4

      Ассаляму алейкум! Я был на данном мероприятии сегодня. Если были бы и Вы, то услышали о масштабной работе Совета муфтиев, в том числе, в защиту хиджаба, литературы и мусульман в целом. Мероприятие было открытым, пришли бы, высказывали свои идеи.
      А пока Вы сидите и рассуждаете, команда СМР во главе с Равилем Гайнутдином работает и защищает права мусульман, а это тяжелый труд. Попробуйте сами, и убедитесь.

      • (29.05.2013 04:50) #
        3

        значит, Тамерлан, необходимо шире информировать читателя о жизни и деятельности уммы мусульман РФ, чтобы вот так, как я, мы не впадали в грехи.
        Астаъфируллах.

        • (29.05.2013 12:47) #
          1

          Сестра, а заходили ли Вы когда-нибудь на сайта Совета муфтиев? На страницы его департаментов? Там столько информации, не поверите. Накануне всем участникам совещания выдали отчет о деятельности Совета муфтиев за год. Если Вы живете в Москве, можете прийти в Соборную мечеть на Проспекте Мира, уверен, Вам выдадут экземпляр этого труда. А если не в Москве, я даже готов выслать Вам свой.
          Вы себе представить не можете, сколько благого сделали благодаря Совету муфтиев и его главе. Халяль продукция настолько масштабно в супермаркетах появилась не без помощи Равиля хазрата Гайнутдина. А дети-сироты, которым помогает Совет муфтиев? Несколько сот детей-сирот получают все самое необходимое каждый месяц! Буквально через пару дней, 1 июня, у мечети на Поклонной горе в Москве пройдет очередная донорская акция. Вы только представьте, сколько жизней можно спасти, если каждый из нас также сдаст хоть немного крови нуждающимся больным.

          Сестра, вот представьте, человек заболел. И позвал врача. Врач назначает ему лечение, без которого нелегко было бы побороть болезнь. И уже больной, воспользовавшись рекомендациями и курсом лечения от врача, поправляется. Так и тут. Врачи - это муфтии и имамы, которые спасают умму. Больной - это каждый из нас. А болезни - это проблемы уммы, которые мы должны решать сообща. Все это, конечно, лишь образно, но система примерно такая же.

          Всех благ Вам, сестра!

  3. (28.05.2013 23:57) #
    -1

    Комментарий удален модератором.

  4. (29.05.2013 00:21) #
    4

    баракаллаху фика шейх Равиль, да поможет Аллах в ваших и наших стараниях, прошу Аллаха защитить нас от козней неверующих, защитить наших мам, сестер, дочерей от фитны, дай Аллах нашей умме праведных богобоязненных искренних имамов, призывающие к свету единобожия, к одобряемому и запрещающие - запретное.

  5. (29.05.2013 13:23) #
    -1

    "Отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе", сказал муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Это слова зрелого государственного деятеля, осмысливающего что и когда нужно сказать. Ведь на Всероссийском совещание отсутствовали муфтии Чечни, Ингушетии, Дагестана, Татарстана, Башкортостана, Талгат Таджутдин и т.д.Проще сказать кто присутствовал. А присутствовали муфтии Аширов и муфтий Коми, муфтий Осетии. и имамы входящие в состав ДУМЕР да и то не все. Задумка была грандиозная. Была поставлена задача: обсудить стоящие перед мусульманской уммой России и наметить пути их решения. Совещание должно было показать, что несмотря на разногласия духовных лидеров, мусульманская умма сплочена перед наступлением исламофобски настроенной властью. Но высшие духовные лидеры, руководствуясь своими местническими интересами, которые никак не совпадают с интересами мусульманской уммы страны, миллионов мусульман, продолжают деструктивную работу, уклоняются от диалога. Вот они враги мусульман, российского мусульманского сообщества. А если подумать, то сколько сил, нервов, денежных средств затрачено на организацию такого масштабного мероприятия.А им всем на это наплевать. После этого критиковать Муфтия Равиля Гайнутдина в бездействии просто не понимать элементарного. Все помнят как среагировал по поводу хиджабов шейхуль ислам Таджутдин, а как все остальные "выступили" в защиту хиджаба? Все сидели поджав хвосты и дрожали. Кто нибудь , кроме СМР выступил с заявлением по поводу запрета исламской литературы? Все молчали и ждали опять поджав хвосты. Баракаллаху фика шейх Равиль Гайнутдин.