Весна на “исламской улице”

Недавно прошедшая с успехом в Тегеране международная конференция “Исламское пробуждение” продемонстрировала глубокую неоднозначность исторических событий, потрясших в течении последнего года арабский мир. Кроме того, эта конференция поставила в тупик различного рода “экспертов”, которые убеждали публику будто революции на Ближнем Востоке – дело рук западных спецслужб. Оказывается, такая безусловно антизападная страна как Иран крайне позитивно смотрит на снос в мусорную корзину истории фигур подобных Мубараку, Зейналабиддину и… о, ужас! – Каддафи…

Конференция была столь представительна и столь важна для ключевых фигур современного исламского мира, что туда приехали даже виднейшие деятели движения Талибан.

Это событие показало миру, что, во-первых, исламское пробуждение существует объективно, оно не спровоцировано извне и имеет корни в самой духовной почве Ислама; во-вторых, что за контроль над этим пробуждением ведут борьбу разные силы. Конечно, тут и Запад со своей повесткой дня, который пытается “влезть в тему” через реакционные монархические режимы Аравийского полуострова; но и Иран также рассматривает себя как независимого игрока в этом поле.

Данное обстоятельство, несомненно, возбудило ревность эрдогановской Турции. Трудно представить, чтобы такое явление как сбор самых разнородных исламских сил на “тегеранской площадке” оставил индифферентной Анкару, которая, как минимум последнее десятилетие активно занимается повышением своего статуса в исламском сообществе. И вот мы видим, что в Турции проходит съезды и совещания представителей различных политических течений в Исламе, в том числе, активно представлены кавказские организации, связанные с вооружённой оппозицией.

Современный исламский мир представляет собой живое и могучее пространство, полное небывалых возможностей. Процесс пробуждения, о котором мы говорим сегодня, насчитывает как минимум сто лет. Первые шаги в этом направлении были сделаны в Османском халифате молодыми интеллектуалами, стремившимися восстановить политическое первенство Ислама в мире, а также в Иране, где независимые оппозиционные аятоллы, собиравшие вокруг себя молодых перспективных учеников, бросали вызов британскому засилью и Каджарской династии, игравшей роль “смотрящих” от Лондона… Через насеровскую революцию, подготовленную Братьями-мусульманами, в первую очередь и пострадавшими от Гамаля Абдель Насера , через кипение политических страстей в Пакистане, через иранскую Исламскую революцию, через британский мусульманский парламент, через бесчисленные конференции от Хартума до Кейптауна, мусульмане шли к сегодняшнему дню, когда считавшиеся незыблемыми диктаторы падают как кегли. То, что казалось чудом вчера, сегодня становится фактом, который пугает ещё уцелевших тиранов и их западных покровителей.

Однако налицо факт отсутствия системной политической идеологии, которая связала бы разнородные течения воедино, дала бы всем мусульманам методику стратегического анализа, пути к постановки проблем. Достаточно посмотреть на конфликт между Братьями-мусульманами и салафитами в Египте. Последние, на протяжении всего оппозиционного действия поддерживавшие завязанного на Израиль и Соединённые Штаты тирана, выступавшие против политического Ислама, против площади Тахрир, быстро сориентировались как только Мубарак был арестован и оказался под судом. Они создали партию “ан-Нур”, получили 20% голосов на выборах в парламент и теперь критикуют Ихванов за то, что те “неправильные мусульмане”. Ясно, что при определённых обстоятельствах, они могут выступить стороной конфликта внутри египетской уммы и превратиться в ведущую контрреволюционную силу, к которой парадоксальным образом примкнут прозападные либералы и «демократическая интеллигенция»: для тех политический Ислам всяко страшнее пугала «ваххабизма».

Те же проблемы стоят и перед Кавказом. Исламское пробуждение пришло на Кавказ тогда, когда никакой “весной” в Египте ещё и не пахло. Но нет ясного понимания каким образом организован «мир неверия», что такое современное общество, чем от общества отличается государство, почему современное бюрократическое государство, даже если его трижды назвать шариатским, является врагом Ислама, каков характер системных противоречий между основными империалистическими игроками – США, Евросоюзом, Китаем, Индией, Россией, и т. д. Такой анализ может быть сделан только на базе цельной политической философии, но в радикальной среде само слово “философия” является синонимом “куфра”.

Поэтому так важно конструктивное общение исламских политических сил на самых разных площадках – иранской, турецкой, арабской, центрально-азиатской, и т. д. Потому что именно в ходе такого общения будет вызревать новое поколение “людей длинной воли”, которое завтра определит ведущую роль Ислама в мировом политическом процессе. И эта роль будет заключаться отнюдь не в службе мировому порядку!



комментариев