Шквал откликов, в массе своей критических, со стороны адептов РПЦ вызвало интервью главы Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатыха Гарифуллина агентству «Интерфакс-Религия» о возможности совершения мусульманами молитв в церкви. Пожалуй, только ленивый никак не высказался относительно влияния монастырей на демографическую ситуацию, замалчивания официальной историографией подвигов российских мусульман и других острых моментов, отраженных в интервью.
Как у лидера тюменских мусульман возникла идея обратиться к ныне покойному патриарху Алексию с просьбой разрешить мусульманам совершать намазы в православных церквях, что послужило толчком к открытому письму в адрес главы РПЦ? Об этом Фатых Гарифуллин рассказывает в своем интервью редактору тюменской газеты "Муслим-Инфо" Калилю Кабдулвахитову
- Биссмилахи рахмани рахим - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Толчком к обращению к патриарху Алексию стала проблема московских мусульман, о которой я знаю не понаслышке. Я часто бываю в Москве, и мне самому приходилось не раз совершать намаз на асфальте возле соборной мечети. Столпотворения возле мечети по пятницам и в праздничные дни происходят не первый год, но только в этом году это особенно бросилось в глаза москвичам.
В связи с реконструкцией соборной мечети часть прилагающей к ней территории оказалась занятой, и пятидесяти тысячам прихожан пришлось перейти с молитвенными ковриками на соседние улицы, совершать намаз на трамвайных путях, что не могло не броситься в глаза.
Признаться честно, я сам не ожидал такой шумной реакции на свое интервью. Разговор с корреспонденткой «Интерфакса» происходил по телефону. Мне позвонили из Москвы, задали вопросы. Я ответил, мои слова вызвали бурю эмоций. Зачастую «Интерфакс-Религию» называют проправославным агентством, поэтому я не думал, что мои слова будут опубликованы без ретуши. Но, видимо, агентство не совсем является информационным спонсором РПЦ. Или совсем не является?!
Проблема нехватки мечетей – одна из самых обсуждаемых тем московских мусульман. Об этом говорят на кухнях, на официальных и неофициальных встречах мусульман, и редко при этом кто не вспомнит, что в Москве более 800 православных храмов, в большинстве своем пустующих, и всего 4 мечети. О каком равенстве религий тут может идти речь!
Мое обращение к патриарху преследовало цель обратить внимание властей на существующую проблему. Я думаю, что все мыслящие люди так и поняли суть открытого письма. Мусульмане все равно бы не пошли (и не пойдут) читать намаз в церковь. Обращение стало гласом вопиющего в пустыне, пока недавно аналогичную идею не озвучил московский имам Ильдар Аляутдинов, тоже с целью привлечения внимания.
- Автор исламофобской книги «Мечеть Парижской Богоматери» Елена Чудинова полагает, что идея разрешить мусульманам молиться в церкви сродни идее пустить «гастарбайтеров» в квартиры москвичей.
- Чудинова – человек из обоймы фроловых и силантьевых, и ожидать от нее чего-либо иного не следует. К сожалению, некоторые священники пошли еще дальше и заявили, что их храмы будут осквернены, если туда придут мусульмане. Пустить «гастарбайтеров» в квартиры я не считаю из ряда вон выходящим событием.
В недавнем прошлом узбеки и таджики, предки сегодняшних «гастарбайтеров», с большой радостью пускали в свои дома и квартиры москвичей, бежавших от «скинхедов» Адольфа Гитлера. Были случаи, когда хозяева освобождали дом для эвакуированных гостей, а сами жили в сарае.
Вот что значит мусульманское гостеприимство! Москвичи быстро забыли об этом. Напомню также, что именно «гастарбайтеры» год назад копали могилу покойному патриарху, о чем с возмущением писали единомышленники силантьевых-фроловых, вместо того чтобы самим взять в руки лопаты.
Хотел бы отметить еще один важный момент. Как только мусульмане заявляют о своих правах строить мечеть, тут как тут местные националисты, будь то в Москве, или в другом городе, предлагают строить церковь в Мекке или в Медине. Но, во-первых, ни в Мекке, ни в Медине не проживает ни один православный человек, чтобы строить для него персональную церковь. Во-вторых, в отличие от нашего демократического поликонфессионального государства Россия Саудовская Аравия является моноконфессиональной религиозной страной.
Вот в светском мусульманском Стамбуле, где около 10 процентов христиан, действуют свыше 100 церквей. Будем надеяться, что преемник Юрия Лужкова будет более разумно подходить к конституционному принципу равенства религий. Если завтра, не дай Бог, на нас нападет Китай или США, защищать Россию отправятся все ее граждане, невзирая на национальные и конфессиональные различия. В данном случае, уверяю, равенство будет соблюдаться неукоснительно.
- Ваше упоминание в интервью о мусульманских воинских частях времен первой отечественной и первой мировой войн вызвало массу сарказма со стороны националистов, и не только. Даже генеральный инспектор Минобороны РФ генерал армии Михаил Моисеев, рассказывая о Брусиловском прорыве «Интерфаксу», не стал уточнять, кто разгромил германскую Железную дивизию.
- Возможно, генерал Моисеев не изучал в академии, в связи с чем и по чьему указанию была создана Кавказская Туземная конная дивизия, разгромившая в пух и прах шашками наголо немецкую Железную дивизию. Приведу слова царя Николая Второго: «Как горная лавина обрушился Ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан Чеченским полком. В истории Русского отечества, в том числе нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской части, вооруженной тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых, 3,5 тысячи взятых в плен, 2,5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников».
Я посоветовал бы генералу почитать Анатолия Маркова и других свидетелей подвигов «Дикой дивизии» в период первой мировой войны. Возможно, уважаемый генерал ничего не слышал и о девяти башкирских казачьих полках, вошедших в Париж в марте 1814 года под звуки торжественного марша. Тогда тем более он вряд ли знает о старшем сержанте, татарине Гази Загитове, водрузившем 30 апреля 1945 года знамя Победы над рейхстагом. Может быть, он ничего не слышал и о казахе Рахимжане Кошкарбаеве, также установившем флаг СССР над рейхстагом? Давно известно, что Егоров и Кантария лишь исполнили политический заказ того времени. Об этом, в частности, признавался фотограф, делавший постановочный кадр со знаменем. Вряд ли также уважаемый генерал интересовался довоенной жизнью Александра Матросова (Шакирзяна Мухаметзянова). Я не военный историк, мог перепутать некоторые детали, назвать «железную» дивизию «танковой», поскольку разговор с корреспонденткой «Интерфакса» шел не с глазу на глаз, а по телефону. Все, что я говорил о мусульманских полках, взято «не с фонаря», а из открытых источников, которые подтверждают, что официальная историография и кинематография умалчивают о подвигах мусульман.
- Наверное, это делается не специально, а связано с тем, что среди тех, кто пишет историю и снимает фильмы, нет достаточного количества заинтересованных лиц - самих мусульман?
- Отчасти да. Будет больше режиссеров-мусульман, появятся фильмы и о Туземной дивизии, и о Гази Загитове. Однако нельзя забывать, что мы живем в государстве, на службе у которого находятся и получают за это заработную плату государственные служащие, которые не должны допускать перекосов, они обязаны предусмотреть, чтобы ни один из народов России не чувствовал себя пасынком. В том числе эти служащие должны следить за тем, чтобы соблюдался баланс по количеству храмов. Восемьсот пятьдесят церквей и четыре мечети в столице поликонфессиональной страны – соотношение явно ненормальное. Это говорит о том, что московские чиновники отстают в профессиональном плане от пекинских коллег. В столице Китая – семьдесят мечетей.
- Сколько, на Ваш взгляд, должно быть мечетей в Москве?
- Мечети должны открываться по потребности. Я думаю, их в Москве должно быть не менее ста пятидесяти, исходя из количества соблюдающих мусульман. Не обязательно все без исключения мечети надо строить, добиваясь предоставления участков, никто столько земли не даст. Часть площадей можно арендовать.
- На днях пройдет очередная Всероссийская перепись населения. Кем Вы запишетесь – татарином или сибирским татарином?
- В последнее время татарская общественность Тюмени переживает раскол, одни призывают записываться «сибирскими татарами», другие - просто «татарами». Первые в качестве довода приводят необходимость получения «сибирскими татарами» статуса коренного народа Тюменской области, вторые опасаются уменьшения численности татар. В предыдущую перепись «сибирскими татарами» всего по России записались 9611 человек. Подавляющее большинство - 7890 из них - дала Тюменская область, в основном Тобольский, Тюменский, Вагайский районы. Я хорошо понимаю сторонников получения статуса коренного народа региона, но по отцу и матери я выходец из Казанской губернии, соответственно этому и определяю свою этническую принадлежность, поэтому запишу в нужной графе «татарин».
Редактор газеты "Муслим-Инфо"
Калиль Кабдулвахитов