Р. Мухаметов: Две трети проблемы радикализма может быть снято

Уважаемые коллеги, я буду говорить об образовании в широком смысле. Не только как о процессе обучения и передачи знаний и навыков, а об образовании полноценной личности через просвещение и воспитание. Кризис образования в таком смысле, т.е. того, что раньше называлось внеклассной работой, для мусульманской религиозной молодежи оборачивается катастрофическими последствиями.

Сегодня отсутствует система реализации молодыми мусульманами своей энергии в конструктивном русле. Прежде всего, это вина религиозных организаций, которые практически не предоставляют возможностей для верующих проявить себя на благо своей общины, всего общества и государства. Нет проектов в области социальной, гражданской активности, в интеллектуально-гуманитарной сфере.

И этом на фоне гонений на религиозных и общественных исламских деятелей, которые в отдельных регионах кому-то чем-то не понравились, запретов на классическую литературу, отказов в праве строить мечети, слабого развития религиозного образования, малого числа грамотных имамов. Таким положением пользуются «лесные». Они показывают на пальцах, что для настоящего мусульманина сегодня нет иных путей, кроме вооруженного джихада.

Если радикализация идет в религиозной среде, то нужна соответствующая работа. Ребята хотят, чтобы инициативы, активность шли в русле религиозных идей и установок. Ничего страшного в этом нет, если результат позитивен. Давайте предоставим им такую возможность, а образовательные учреждения пусть в этом помогут религиозным организациям, которые слабы в данной сфере. Партнерство пойдет на пользу всем.

О чем я говорю конкретно. Навскидку несколько примеров:

- Волонтерство (помощь старикам и ветеранам, нуждающимся, восстановление памятников и т.д.)

- Военно-исторические клубы. Я недавно был на великолепном фестивале исторических реконструкций «Времена и эпохи» в Москве. Почему бы аналоги не сделать в мусульманских регионах на темы мусульманской истории, если ребята хотят, чтоб это было с исламским колоритом?

- Защита экологии

- Антиалкогольные, антитабачные акции. Есть законы, запрещающие, например, употреблять спиртное в публичных местах. Их мало кто соблюдает. Раз уж мусульмане пекутся о морали, пусть помогают государству претворять в жизнь принятые им же законы.

- Борьба с исламофобией в СМИ. Гражданские акции против антиисламских публикаций и сюжетов в СМИ, пикеты, письма, обращения, работа с журналистами.

- Самообразование. Ребята могут учить друг друга языкам, бухгалтерии, компьютерным программам и другим необходимым в жизни и работе навыкам.

- Скаутство. Мировой мусульманский опыт в этой сфере очень может быть полезен.

- Детские творческие студии.

- Дискуссионные клубы.

Конечно, для того, чтобы система заработала, должно быть преодолено отчуждение между мусульманской интеллигенцией и духовенством, между старшим и новым поколением верующих. Без этого муфтияты так и останутся на нынешнем уровне. И молодежь с подростками будет продолжать бредить, сидя с утра до вечера в мечетях без дела и горя желанием «что-нибудь сделать для Ислама», идеями строительства мечети на Луне и халифата на Гондурасе. Я утрирую, но такая фигура речи недалека от истины.

А ведь они могли бы приносить пользу, а не слушать радикальных проповедников в подворотнях и Интернете. При налаживании нормальной системы социальной исламской активности две трети проблемы радикализма будет снято.

Есть, конечно, и светлые пятна. Например, саратовский муфтият активно ведет социальную и гражданскую работу с верующими. Там отлажена созидательная активность молодежи, подростков, женщин, диаспор. На достаточно высоком уровне функционирует образование. Есть спортивные, культурные, медиа проекты и проч. В результате регион не знает проблем с экстремизмом в мусульманской среде.

Сейчас вопросы развития волонтерского движения в мусульманской среде привлекли к себе определенное внимание. В некоторых высоких кабинетах осознали, что надо делать. Это можно только приветствовать. Правда, есть опасения, что в очередной раз все усилия превратятся в очередную кампанейщину, а идея будет профанирована. В итоге как обычно правильные шаги могут завязнуть в чем-то мутном. Так не должно получится.

Абдулла Ринат Мухаметов, замдиректора Фонда «Альтаир»

Выступление на круглом столе «Радикализация молодежи в свете кризиса системы образования» (24 июня Москва, Общественная палата РФ)



24 комментариев


  1. (02.07.2013 22:09) #
    0

    СубханАллах! Автор хочет, чтоб мы подстраивались под общество, которое деградирует, подобно тому, что нужно убраться в доме который горит? АстагафирУллах! Когда системы от человека превращает его в подобие животного живущего только на инстинктах и потребностях, и не пользуются разумом! Аллах именно с нас; с меня, с тебя, с него спросит как мы доносили истину и за это мы будем отвечать!

  2. (02.07.2013 23:03) #
    0

    Автор вместо того, чтобы мусульманам отстаивать свои права ЛЮБЫМИ ДОСТУПНЫМИ МЕТОДАМИ, предлагает заняться волонтерством (выражаясь фигурально, утки за стариками выносить). А фраза "И молодежь с подростками будет продолжать бредить, сидя с утра до вечера в мечетях без дела и горя желанием «что-нибудь сделать для Ислама», идеями строительства мечети на Луне и халифата на Гондурасе." По-моему вообще оскорбительна для многих мусульман, которые не могут найти работу и единственное что им остается, и в чем они находят утешение, так это в религии. Но по мнению автора, это конечно "бредить идеями", а не поклонятся Аллаху, который нас для этого создал. Вообщем кому что, для Рената уже не в первый раз сквозь статью проходят внешние ориентиры, и "Партнерство", которое "пойдет на пользу всем" (Всем это кому? тем старперам, утки которых предлагает выносить Ренат Мухаметов). Короче понятно, автор пытается завести мусульман в очередную иллюзорную игру под названием "Скаутство", когда мусульмане в идеале будут такими послушными хомячками- скаутами, выполняющие как рабы, волю своего хозяина? но думаю не прокатит эта откровенно циничная затея, и пока такие "образованные", занимающиеся "самообразованием" комнатные мусульмане будут печатать такие "просвещенные" статьи, не комнатные мусульмане, которые живут "в реале" и "оф лайне", будут потом и кровью добиваться своего и иншалла будут строить мечети и на Луне и халифат на Гондурасе.

    • (03.07.2013 00:24) #
      1

      1. предлагаемые методы - одни из "ЛЮБЫХ ДОСТУПНЫХ МЕТОДОВ", почему бы их не рассмотреть?
      2. Наш дом еще не сгорел, может надо попробовать?
      3. Возможно, нас лишь 2-5 % общества - нам нужно спокойно жить, развиваться, укрепляться... Ведь Ислам - мирная религия?

      • (03.07.2013 11:56) #
        0

        Хочешь мира - готовься к войне. Спокойно жить нам никто не даст. Если ты не заметил Рустем, мусульман просто ненавидят, и если бы все мы были такие хорошими хомячками-скаутами, описанными в статье, то нас бы давно перебили. На силу надо отвечать еще большей силой, а не "прогибаться под изменчивый", как-то Кондолиза Райс публично сделала полуфашистское заявление, сказав, что: "Мы хотим изменить мышление иракцев." То бишь другими словами она хотела сказать, что мы хотим, чтобы иракцы поддерживали оккупацию, а если они этого не сделают, мы провозгласим их террористами. Ислам - мирная религия. Мир к сожалению в котором мы сейчас живем не мирный и приспосабливаться надо к любым обстоятельствам и отстаивать свои права "любыми доступными методами" (желательно законными), если на то позволяет ситуация, а если не позволяет, то приходится когда надо и в морду давать и кости ломать.

        • (03.07.2013 16:18) #
          2

          Да, есть отдельные личности, группы, которые ненавидят. Но, в основном, нас не ненавидят, а побаиваются. Особенно это касается "этнических", которые воспитаны в некотором уважении своей религии - это видно по тюбетейкам, никахам, похоронам и т.д. Также почтение прослеживается и в отношении к нам некоторых лиц из органов... Не говоря уже о том, что некоторые из органов читают намазы и ходят в мечеть...
          Не надо "кости ломать"! Нужно отвечать в рамках закона и брать пример с пророка, Мир ему и благословение Аллаhа. Когда нас будет хотя бы 20%, инша Аллаh, с нами будут считаться...

  3. (03.07.2013 00:13) #
    1

    пргорммам
    ооснутся
    саратовский муфтията
    ислаимской
    фигура речи не далеко от истины
    профанарирована

    Что такое говорение во сне?

    Говорение во сне или сомнилоквия – это речевая активность во время сна. Это тип парасомнии, анормальное поведение, случающееся во время сна. Это встречается довольно часто и не считается серьезной медицинской проблемой.
    Болтовня во сне абсолютно безвредна. Хотя иногда слушатели могут найти содержание подобного разговора вульгарным или оскорбительным. Обычно говорение во сне длиться не более 30 секунд, но может повторяться несколько раз за ночь.

    Ночные речи могут быть довольно понятными и красноречивыми, а бывает так, что слова трудно разобрать. Говорение во сне может представлять собой отдельные звуки или длинные предложения. Обычно речь говорящего во сне человека направлена к самому себе. Но иногда представляет собой обращение и разговор с другими людьми. Люди могут шептать, а могут и кричать во сне. Если ваш сосед по комнате, разговаривает во сне, то вы не всегда сможете хорошо выспаться.

    Говорение в большинстве случаев безвредно.

    При говорении во сне крайне редко применяется лечение. Тем не менее, серьезная форма говорения может быть следствием другого более серьезного расстройства сна или заболевания, требующего незамедлительного лечения. Поговорите со своим врачом о методах лечения.

    • (03.07.2013 00:39) #
      1

      а кто тут через пост "чешет" за приватные наставления? Вон, info@ansar.ru. Или ты в корректоры напрашиваешься?

      А насчет последнего пункта меня сомнения одолевают чето...

      • (03.07.2013 01:12) #
        1

        Дык... Тут целая россыпь. Вначале я подумал, что на ночью коленке сбацана сия речь. Но вписывается в его обычное русло, в общем. Вот и пришла идея, что может он спит в основном, когда говорит. Для него-то это безвредно, как врачи говорят. А может и полезно даже:)

        А где тут "приватные наставления"? Их так и нету. Хоть личку бы сделали.

    • (03.07.2013 01:08) #
      1

      Похоже, у Вас ораторский талант. Наверняка, Вы его используете и в позитивном русле...

  4. (03.07.2013 01:07) #
    2

    Разговор, это один из способов действия. В интернете кроме как поговорить, разве можно еще что сделать? У кого то возможно получается перейти от слов к делу. Может, лучше акцентировать внимание на таких случаях, чем смеяться над чужими попытками, что то делать.

    Чем искать слабости друг в друге, может нужно объединиться?
    "Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь" (Семейство Имрана,103)

    • (03.07.2013 01:18) #
      1

      Каждый из нас имеет в чем то слабость, и способности. Буть то юрист, или оратор, или стратег, или еще кто. Каждый по отдельности мы почти никто, а, когда вместе, мы компенсируем слабости друг друга. Организоваться в виде партии нельзя, кто то организовывается в виде коммерческой фирмы. Организационные формы, предлагаемые в статье, тоже хороший альтернативный или "параллельный" вариант...

      • (03.07.2013 01:57) #
        1

        Я согласен с Вами - нужно объединяться и ассистировать друг другу в решении насущного.

        А по поводу этого материала - Вы регулярно штудируете его тексты? Меня уже достала эта псевдо-васатыя, но каждый раз делаешь новое открытие. Вот и сейчас - "забота о ветеранах" - откуда что берется? Я считаю, чтобы сейчас настоящего ветерана вов найти труднее, чем иглу в стоге сена. 80% раненых добиты вишневским; в основном поскребешь нынешнего "ветерана" - наверняка выскребешь нквд-шную морду из заградотряда, или крысу с тылового склада, или вообще оборотня-назначенца. Это не америка, где большинство участников боевых действий в возрасте от 87 лет живут-здравствуют себе. А еще о каких "ветеранах" заботиться - боевых действий в афганистане и чечне? Кто убивал и насиловал мусульман пачками? Их разыскивать нужно - и судить за преступления, а не заботиться. Вы меня ущипните - это ли не чистый бред?

  5. (03.07.2013 02:10) #
    1

    Ассаляму алейкум, уважаемые. Очень жаль, что уважаемые Muammar и Ад ген.ерм. так иронично, если не сказать оскорбительно и вульгарно, восприняли эту публикацию. Как показалось, речь в основном шла о проблеме взросления молодых мусульман. Обратите внимание на самое начало: "Уважаемые коллеги, я буду говорить об образовании в широком смысле. Не только как о процессе обучения и передачи знаний и навыков, а об образовании полноценной личности через просвещение и воспитание." В контексте публикации слово "просвещенность" я понял как "становление взрослым". Согласитесь, сейчас не те условия, чтобы "взрослеть с автоматом". Но исламская молодежь должна учиться занимать, выражать активную позицию и, что самое важное - учиться правильно ее реализовывать. Должна научиться жить без помочи, самостоятельно организовываться. Поверьте, это будет гораздо эффективнее всяких АКМов. Мне показалось, что уважаемый Ринат именно это и хотел донести до читателей.

    • (03.07.2013 03:41) #
      0

      Фидарис, я может быть частично и ребенка выплескиваю вместе с водой, признаю, но эти мухаметовские статьи - они с позиции робота-политолога-исламоведа написаны. Человек, который работает на "раша тудей" - зрит на все с позиции скорее "раши", чем Ислама, и ее же интересы блюдет в первую очередь, а не Ислама. Вот в чем проблема. Его назначили "экспертом" по Исламу - он тарабанит в соответствии с ролью. Вот и все.

      Он как бы "над Исламом" - обозревает его и мусульман, делает прогнозы, когда попросят, дает рекомендации. И чаще всего - не пришей кобыле хвост.

      Вот дети - будут учить друг друга... бухгалтерии!!!

      Вот они, как павлики морозовы, будут доносить дяде милиционеру на выпивающих в парке, или, как красные дьяволята, с воплем вырывать выпивку и папироски у них изо рта! Или, как октябрята, делать им внушение: "дядя, по закону рф и по Исламу нехорошо пить и курить в общественном месте!"

      Это все из какого пальца высосано? "Навскдку"...

      "Раз уж мусульмане пекутся о морали." - А ты сам-то, Мухаметов, мусульманин? Что-то от мусульманина как бы не ожидаешь таких слов. Скорее от правительственного функционера.

      Такие пока пироги. Зерна есть. Но плевел больше.

      • (03.07.2013 03:44) #
        5

        Ваалейкум ассалям!

      • (04.07.2013 14:58) #
        0

        Хорошо Мухамметов плохой и советует все неправильно. Так скажи как надо?

        • (05.07.2013 06:53) #
          0

          Зерно в том, что мусульман действительно спасет от экстремизма самообразование и практика, но не в искусстве "восстановления памятников" и "исламского колорита", - а в различении между законами - неизменным Законом Аллаха и изменяемыми "законами" людей, в освоении максимального спектра имеющихся вообще, реально доступных и наиболее эффективных "законных" в данном обществе возможностей и инструментов для отстаивания и расширения своих, данных Аллахом, прав. Прав, необходимых, прежде всего, для исполнения возложенных Аллахом на нас, людей, обязанностей, в том числе по распространению Его Слова.
          В обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности мусульман - изучении "вероятного" противника и применяемого им арсенала провокаций и противоправных приемов, а также эффективных "законных" методов, индивидуальных и коллективных, противодействия им и их нейтрализации, и его наказания. Насколько возможно, из исламского арсенала, акцентируя разницу.

          Чем больше мусульмане будут овладевать всем этим и получать реальный результат, тем меньше будут прибегать к "крайним" мерам, по крайней мере там, где этого вполне можно было избежать. А там уж Аллах решит, ясно, что иблис не успокоится ни при каких обстоятельствах. Но мы снимем с себя упреки в воинственности, из которой, как мы знаем, и появится рог шайтана.

          А все эти экологии, антиалкоголии, антиисламофобии - это все вторично, по ходу дела, но никак не самоцель; так же, как и "волонтерство" (слово-то, нарочно, чтоб никто не понял, сочинили? - добро-волец не устраивал чем-то?), "скаутство" ("раведчики" - того хлеще), "студии", "клубы", из идеологии и практики которых прежде должны быть удалены все элементы и понятия, не соответствующие Исламу, ввиду опасности превращения мимикрии в уподобление, если уж кому-то не обойтись без именно этих оргформ .

          • (06.07.2013 15:54) #
            2

            Это все общие слова. Конкретика какая? У Рината с конкретикой все понятно.
            Но проблема глубже. Вы брат, насколько я понимаю чеченец? Сразу видна изначальная установка на конфронтацию, я не могу вас в этом обвинять, ваш исторический опыт подталкивает вас на такой подход. Тем не менее я и Ринат считаем его ошибочным. Несмотря на все проблемы и сложности мусульман, мы должны быть настроены на наставление людей, а не на вражду с ними. Можно вспомнить хадис, когда во время битвы при Ухуде сподвижники попросили Посланника Аллаха саллиаллаху алейхи ва-салам о дуа против курайшитов, а он сделал дуа о наставлении курайшитов на прямой путь.

            • (07.07.2013 23:45) #
              0

              Конкретика - еще не значит истина. Поспешишь, - говорят, - людей насмешишь. Не стоит решать такие дела "навскидку" - максимум, что предлагает Мухаметов - это просто со-участвовать в благих делах немусульман, что, в общем, допускал Посланник Аллаха(САС) - и многие в этом участвуют в рутинном порядке. Просто жить, как лучшие из немусульман, но с исламским "колоритом"? Вот и вся конкретика.

              И спасет ли это от радикализма? Радикализм возникает не вследствие невозможности совершать необходимые для существования общества благие дела, а вследствие запрета мажоритарных выгодоприобретателей этого общества совершать дела, огорчающие шайтана и их, его слуг.

              Радикализм, ну и "исламский", в том числе, возникает на почве неисполнения установленных законов:

              а) сокрытия и неисполнения Закона Аллаха - как в случае процентов - реакция на узаконенный грабеж бедных богатыми,
              б) скрытого невыполнения даже "частично исламского" "светского" закона в форме всеобщей и сквозной коррупции и невозможности честной защиты своих прав, в т.ч. честного заработка своей доли, предоставляемой Аллахом,
              в) демонстративного отказа немусульманами исполнять "общий" "светский" закон в отношении мусульман - как в вопросах с исламским банкингом, землей под мечети, экстремистскими списками, хиджабами, праздниками, распределением бюджета и т.д. и т.п.

              Вы считаете, 2/3 "радикализма" вызвано бредом неприкаянных о "лунной мечети" и "гондурасском халифате" и никак не связано с нарушениями законных прав? И языки с бухгалтерией легко решают эту проблему?

              ЗЫ. Я заметил, раньше Мухаметов замахивался на большее, чем это.
              http://www.ansar.ru/person/2012/01/22/26001

              ЗЫ2. Чем же настолько отличается татарский, если не ошибаюсь, исторический опыт? Заинтриговали:)
              Согласен, с наставлениями у меня туго, встагфируЛлах.

          • (07.07.2013 11:20) #
            2

            Я отметил плюсом Ваш пост и пост Друга полей. По большому счету, как мне показалось, в них, как и в публикации уважаемого Рината, нет расхождений в главном - мы все за пробуждение, активизацию исламской молодежи, за то, чтобы, она строго хранила свои Ценности и Убеждения ( по большому счету, главная цель именно эта - отстоять эти Ценности). Вопрос:А как это осуществлять с учетом нынешних реалий - желания активности со стороны исламской молодежи (ну или скажем, нашего желания, чтобы она стала активней) с одной стороны, и тотального гонения в отношении ислама, сложившегося сегодня в нашей стране, - с другой? Ринат, как мне кажется, говорит о том, что наша молодежь прежде всего должна научиться самоорганизовываться. И учиться через те деяния, которые демонстрировали бы ее ценность, как представителя нашего общества, способного занимать общественно-ценностные позиции. И это вовсе не путь девальвации нашей главной Ценности, а наоборот способ Ее защиты. Аллаху алим.