В последнее время обывателей наряду с «террористами» и «экстремистами» все чаще начали пугать некими «исламистами». Прозападные и произраильские СМИ трубят на весь мир о том, в какой кошмар мы погрузимся, если к власти в исламском мире придут эти самые «исламисты». Прояснить ситуацию с этим новым пропагандистским термином мы попросили ведущего аналитика Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока Александра Сотниченко.
Откуда, вообще, взялись термины «исламисты» и «исламизм»?
Термин "исламизм" появился вследствие необходимости как-то называть принципиально новое политическое явление, выходящее за рамки западной светской науки. То есть для обозначения идеологии, в основе которой лежит задача повышения роли ислама в общественном развитии. Использование термина "исламизм" показывает желание западной науки осмыслить происходящие в современном исламском мире процессы через призму либерально-позитивистской парадигмы, т.е. как светскую политическую идеологию.
Почему этими пресловутыми «исламистами» стали пугать граждан разных стран?
В этом есть два главных мотива. Первый - для современного западного светского человека сторонники увеличения роли религии в обществе являются наследниками созданного Просвещением образа "мракобесов-инквизиторов Средневековья", карающих любое свободомыслие, в первую очередь, запрещающих делать "то, что я хочу" - основное достижение западной цивилизации.
Второй момент - высокая динамика развития современного исламского общества, которая пугает богатую, но стабильную Европу или США. Первый мотив характерен для всех последователей западного мышления во всем мире. Второй - для стагнирующего Запада, а также России, опасающихся за передел богатств.
А кого тогда называют «умеренными исламистами»?
"Умеренными исламистами" принято называть политические и общественные движения, которые выступают за повышение роли ислама в обществе, однако, используют для решения своих задач только мирные методы, в т.ч. демократические выборы. Как правило, "умеренные исламисты" идут на компромисс с другими политическими течениями и идеологиями, а также выступают против экстремизма.
С политиками дело ясное. Но какие мотивы двигают учеными и политологами, внедряющими эти термины в общественное сознание и научную мысль?
Для политологов, внедряющих термин в сознание граждан, современные политические процессы в исламском мире представляют явную угрозу, поскольку являются или реваншем средневекового мракобесия, или же непонятным явлением, выходящим за пределы парадигмы модерна, которого следует бояться по определению.
Может быть, под прикрытием таких терминов на самом деле идет борьба против ислама и мусульман?
Идет борьба против того ислама, который выходит за рамки принятого на Западе востоковедческого понимания. С точки зрения западного человека, религия должна занимать строго определенное место в обществе за пределами государства, школы, общества. Все остальное расценивается как негативное явление и попадает под определение "исламизм".
В этой связи есть ли смысл пересмотреть бытующую ныне терминологию, поскольку она не просто порождает искаженное видение ситуации, но и ведет к столкновению с исламским миром в целом?
Спор о терминологии идет давно, однако, так и не увенчался успехом. Главная причина этого - в динамике развития политических идеологий в исламской умме и в мусульманском мире в целом. Сами мусульманские активисты – последователи братьев-мусульман, сторонники турецких политизированных тарикатов, хомейнисты - не создали термина, который настолько отражал бы реальность, что сразу был бы принят во всем мире.
Следовательно, процесс эволюции идеологии еще далек от завершения, а значит, может быть управляем извне. Незрелость исламского политического направления позволяет западным ученым не только контролировать, но и направлять дискурс.