Он поменял Чечню, или Чечня поменяла его

Читаю новости. Глава Чечни Рамзан Кадыров встретился с членами патриотического клуба, носящего его имя, и призвал своих «фанатов всячески способствовать возрождению национальных традиций». Самое интересное, что такие сообщения – правда.

Молодой жесткий руководитель и, больше того, национальный лидер наставляет своих фанатов соблюдать национальные традиции! Это уже само по себе вызов чеченской многовековой традиции, всей системе чеченских ценностей и укладу жизни. Чечня практически не знала ранее режима единоличной власти, руководили советы старейшин, а не лица среднего и молодого возраста, как сейчас, и уж, конечно, у лидеров не было официальных фанатских клубов, члены которых носили бы флаги, бейсболки и значки с их изображением на груди.

Говорит ли это о том, что чеченская национальная культура переживает эрозию и уходит в небытие и мрак? Или мы видим ее мучительную трансформацию, на выходе которой будет нечто новое, небанальное и по-своему чеченское?

Традиции и колбаса

Рамзан Кадыров постоянно подчеркивает свою верность чеченским традициям. «Некоторые представители нынешней молодежи удивляют своим поведением, внешним видом. Такие люди разрушают устоявшийся образ чеченца как порядочного, высоконравственного человека. Мы должны сделать все, чтобы исправить ситуацию и показать всем всю красоту и самобытность чеченских традиций», - говорит он.

Национальные традиции и Ислам для него неразделимы. «Традиции чеченцев тесно переплетены с шариатскими нормами, - добавляет Кадыров, - поэтому нет существенной разницы, чего больше преобладает у чеченцев, они просто дополняют друг друга».

Но именно при нем чеченские традиции поменялись до неузнаваемости. Сегодня получается так, что молодой человек строит стариков, глав тейпов и вирдов, потомков курайшитов и прочих традиционных авторитетов. На смену советам старейшин и бесконечным процедурам тейповых согласований, к которым молодежь хочет прислушивается, а хочет – нет, пришел энергичный эффективный и по-своему модный горский менеджер.

Чеченская традиционная политическая, социальная и культурная модель ушла в прошлое. А если не остается сдерживающих институтов и механизмов, то получается, что кто сильнее, богаче, ловчее, тот и прав.

В Чечне, как, впрочем, и на остальном Кавказе, сегодня не возраст, опыт, мудрость, благородство и заслуженный у окружающих авторитет определяют статус. В почете «Степан», «Камри» и «ксива», т.е. без пистолета Стечкина, автомобиля Тойота и удостоверения сотрудника серьезной силовой структуры, например Службы охраны Кадырова, «серьезным человеком» быть нельзя по определению.

Да, рамзановская модель очень жесткая, если не сказать больше, но при этом необыкновенна эффективна. Республика при нем расцвела как, возможно, никогда в своей истории. Прежние традиции ушли в прошлое, но появилась работа и безопасность.

В России говорят, что тот, кто любит кушать колбасу, не должен знать, как ее делают. Аналогично про тех, кто уважает законы. Но и тому, кто ценит нынешнее чеченское благополучие, лучше не догадываться, какой ценой оно обеспечено.

Имам Рамзан

Несколько лет назад Кадыров не просто, как другие региональные лидеры, заявил о желании перестать быть президентом. Он захотел, вместо этого, назваться имамом.

«Имам Рамзан — это демонстрация приверженности, прежде всего, исламской культуре, - отметил тогда минский политолог Юрий Шевцов. - Новым титулом Кадыров подчеркивает приверженность чеченской национальной традиции. Имамы возглавляли сопротивление России во время Кавказской войны. Кадыров может обратиться к этой традиции и стать одним из таких имамов. А может попробовать ее сломать, став верным Москве имамом».

Режимы Кадырова и кавказских имамов XIX в. серьезно отличаются, что очевидно всем. По сути, речь идет об использовании одних и тех же терминов и понятий, но с разным смыслом. Это очень показательно. Кадыров - традиционалист, но он решительно трансформирует вековые традиции изнутри.

На смену военной демократии

С одной стороны, у чеченцев нет укоренных традиций жесткой централизованной, и тем более авторитарной, власти, господства элит, деления народа на власть и подданных. «У нас каждый сам себе президент», - любили повторять в Грозном в 90-е. С другой стороны, в истории были моменты, когда нахские племена признавали главенство и грузинских, и адыгских князей, и русской знати. Появлялись свои элитарии и даже доморощенные аристократы. Правда, это никогда не пускало глубоких корней.

Для чеченского общества традиции вождизма или стихийного царизма, необычайно популярные среди русских, чужды. Собственно, события 1991-2004 гг. показали, что формальный лидер – лишь один из полевых командиров, контролирующий в лучшем случае город и небольшую округу. При этом половина Чечни, как минимум, будет находиться в оппозиции подобной власти. Так, противники Джохара Дудаева появились сразу же после установления его режима, а с 1992 г. ряд северных районов Чечни открыто перестал ему подчиняться.

Да, сейчас вся полнота власти у Рамзана Кадырова. Но господство одного из чеченских тейпов, а точнее одной семьи и одного человека, нравится не всем. Несмотря на зачистку явных оппонентов (например, клана Ямадаевых), Кадыров не может быть спокойным за будущее по целому ряду разных причин, в том числе в силу глубины главной чеченской традиции - политической вольницы.

Чечня, куда несешься?

Писатель и публицист Герман Садулаев, которого, кстати, Кадыров лично лишил звания чеченца, интересно описывает тот эффект, который оказала депортация на чеченцев. «Они вернулись совсем другими, - пишет он. - Те, кого высылали – это был архаический этнос, зацикленный на своем противостоянии «русским», слабо ориентирующийся в реальном мире, консервативный, накрепко привязанный к своей территории. Теперь чеченский народ был готов к модернизации. Нет – он сам был готов стать движущей силой модернизации, для себя и всего, что вокруг. Только на этот раз надо быть готовыми создать свое государство. И что государство нужно – они тоже поняли. Государство нужно, и именно свое, и именно государство, а не свободная ассоциация во главе с кучкой стариков, типа мехк-кхела».

В принципе, сегодня ломается вся традиционная аграрная кавказская цивилизация. Речь не только о политических и социальных институтах, но и о бытовых адатах-адабах. За XX в. она трансформировалась, как никогда прежде. Ислам, что особенно интересно, выступает одним из ключевых факторов изменений жизни – причем и в суфийской (кадыровской и др.), и в салафитской («лесной» и умеренной) версии. Привычный уклад оспаривают со всех сторон.

И до конца не ясно, что первее. Революцию в традициях осуществляют сверху - Кадыров и др. - или же они сами выступают лишь выразителями глубинных процессов развития чеченской нации? Возможно, сами традиции меняются, приспосабливаясь к новым условиям.

Этот процесс ломки традиционной кавказской культуры совпадает со становлением чеченцев как современной политической нации и формированием национальной государственности. Традиционная военная демократия – красиво, но это не эффективно. Развиваться так нельзя. Будет ли найдено сулейманово решение?

Монархия с видом на Залив

Мы видим, как Чечня сегодня старается походить на нефтяные монархии Катара, Бахрейна, Кувейта и столь любимые кавказскими элитами Эмираты. Концерты нашидов, мода на арабскую одежду (не традиционную для чеченцев), повадки, постоянные визиты арабских шейхов в Грозный и Рамзана к ним. Даже бесконечные портреты Кадыровых на улицах городов и сел Чечни не кажутся такими уж вызывающими, если вспомнить, что в арабских странах это обычная вещь. В Чечне настоящая мода на Залив. Только если у салафитов в почете были арабские радикалы, у кадыровцев – истеблишмент и умеренные круги.

Образ семьи Кадыровых приобрел отчетливо монархические черты уже не только в чеченской политике, но и в культуре, и в национальной мифологии. За последние годы вдруг выяснилось, что предки Рамзана были на острие во все критические моменты чеченской истории.

Оказывается, они имеют родство не только с Байсонгуром Беноевским, воспетым в народных сказаниях наибом Шамиля, который не сложил оружие после пленения имама, но и с легендарным абреком Зелимханом Харачеевским. Вдруг выяснилось, что знаменитое на весь Кавказ письмо чеченского Робин Гуда на имя председателя Госдумы от 1909 г., в котором он объясняет властям почему, «абреками не рождаются, а становятся», оказывается составлено с его слов муллой Абдул-Кадыром. Тот был ближайшим сподвижником Кунта-Хаджи Кишиева – ключевой фигуры современной чеченской национально-государственной идеи, но еще и предком Кадыровых. Со слов Хож-Ахмеда Кадырова, главы Совета улемов ЧР и дяди Рамзана Кадырова, в семье по этому поводу из поколения в поколение даже передается соответствующее предание.

Особое место в жизни республики заняла семья самого Рамзана, включая детей. Его дочери поют нашиды (религиозные песнопения) вместе со всемирно известными исполнителями, сыновья участвуют в международных конкурсах чтецов Корана. Есть среди них хафизы. Они частые герои местных СМИ.

В клипах дочери сам Рамзан предстает настоящим султаном Сулейманом - благочестивым отцом огромного семейства, на плече которого находят успокоение не только его близкие, но и вся утомленная нация.

Главная проблема в формировании устойчивой монархической традиции – деньги. В таком количестве, чтобы обеспечить население, как в нефтяных монархиях Залива, в республике их нет. Если же каким-то образом средства найдутся, и будут учтены интересы ведущих серьезных игроков на политической карте Чечни, то тейпово-клановая квазимонархия в составе РФ, как ни странно, вполне жизнеспособна.

Современная жизнь давно поменяла даже гордых чеченцев, которых русские писатели описывали созданными словно из камня и стали. «Свобода или смерть» - давно не их лозунг. Разумный торг или, точнее, компромисс – вполне уместен.

Но пирамиду, как у заливных арабов, нужно еще суметь построить. Там отнюдь не банальная сатрапия, а сложный баланс интересов ведущих родов, племен и кланов, где все имеют свой кусок государственного пирога. Да, демократия в европейском смысле оказалась просто не нужна. Появилась свой гибкая модель управления, соответствующая местной политической культуре. Король или эмир выступает гарантом и регулятором этой системы, сложившейся в результате консенсуса элит. Короче одной силой и даже деньгами вместе с ней не обойтись.



20 комментариев


  1. (16.04.2014 22:34) #
    2

    Время, ин шаа Аллах, все расставит по своим местам. В советское время говорили: "Хороший руководитель -тот, чей коллектив работает в его отсутствие так же, как и при нем".
    Представим, что не стало брата Рамзана - на все воля Аллаха! Как будет функционировать его республика без него?...

  2. (17.04.2014 12:05) #
    1

    Рамзан Кадыров пришел к власти в смутное время. Он в глазах чеченцев- человек принесший мир и процветание чеченскому народу, уставшему от войн и анархии, в этом кроется суть его возвеличивания. Ведь, в сущности, детей воспитывают женщины,- а в данном случае, женщины, уставшие хоронить своих отцов, мужей и сыновей, женщины, всеми фибрами своей души соскучившиеся по мирной жизни. Я могу предположить, что про Рамзана, женщины в чеченских семьях, рассказывают детям как о национальном герое, при котором все стало цвести и благоухать, при котором строят мечети, школы, больницы и т.д. По законам смутного времени, такой человек, как Рамзан Кадыров, который устроил всех, должен был появиться, чтоб объединить в созидании свой народ, и хвала Аллаху! Обратных примеров даже в современной жизни очень много,- невозможность выбора кандидатуры, которая бы устроила большую часть какого-либо народа, неизбежно приводит к гражданской войне- к малой или большой.

    • (18.04.2014 01:09) #
      7

      Возможно вы отчасти и правы в своих оценочных предположениях о мнении уставших чеченских женщин. Но по историческим канонам героями народа последнего двадцатилетия станут Дудаев и Масхадов. Именно они будут восприниматься последователями имама Шамиля, но вовсе не Кадыров. В исторической памяти чеченского народа они останутся символами борьбы за независимость. Борьбы жестокой, с сотнями тысяч убитых и искалеченных. Эти жертвы с народной памяти просто так не стереть: ни материальными преференциями, ни искусственным формированием национального лидера и возведения его в ранг вождя - символа спасителя народа. Кадыров - продукт Кремля - уничтожитель сопротивления и инструмент замирения. Пока он, как мне кажется, в глазах основной массы чеченского народа вовсе не герой, скорее - антигерой.

      • (19.04.2014 11:53) #
        -1

        "Эпоха рождает титанов",- уважаемый Фидарис. Чтобы стать Рамзаном, надо было родиться сыном Ахмада Кадырова, имама Ичкерии, повторившего запоздалый опыт имама Шамиля: прекратил борьбу с заведомо сильным противником.
        На сегодня на территории России воцарился паханат - система управления "по понятиям", где законы номинальны, не обязательны для исполнения и руководства.
        И здесь как нельзя лучше подходит именно фигура Рамзана, идеального правителя "по понятиям". Он этого и не скрывает.
        Однако реальные его дела на благо народа - налицо: в республике воцарился долгожданный мир, восстанавливается разрушенное войной, появляются какие-то социальные гарантии для граждан. Большего на сегодня в российских условиях ожидать не приходится.
        Публичная религиозность еще больше усиливает его образ именно как героя от народа. И в этом смысле он, скорее, все-таки герой.

        • (19.04.2014 15:28) #
          0

          Комментарий удален модератором.

        • (19.04.2014 15:40) #
          1

          ""Эпоха рождает титанов",- уважаемый Фидарис. Чтобы стать Рамзаном, надо было родиться сыном Ахмада Кадырова, имама Ичкерии, повторившего запоздалый опыт имама Шамиля: прекратил борьбу с заведомо сильным противником."

          Что-то такой мягкой, нежной российской пропагандой "попахивают" ваши пламенные комментарии.

          • (19.04.2014 18:01) #
            0

            Да уж, попахивает. Кадыровы обычные люди, не более.

          • (19.04.2014 18:02) #
            0

            Юзер! Я отвечаю только на определение брата Фидариса "антигерой".
            А попахивает ли от моего комментария "российской пропагандой" - это уже кто что хочет увидеть. Я просто хотел довести мысль о том, что герой всегда детерминирован временем. "Герой нашего времени" - как это у М.Ю.Лермонтова.
            К сожалению, посттоталитарное российское общество может управляться ныне только исключительно такими героями. На всех уровнях!
            Интеллигентные, абсолютно честные люди в эти лихие 20 лет были обречены стать..."никчемными".
            В бандитских разборках они априори потерпели крах.
            Но ведь кто-то же управляет государством? Жизнь ведь даже улучшается?
            Ну, вот , управляют те, кто не побоялся при дележе идти на "стрелки" и...выстрелил первым.
            Их дети будут однозначно добрее, мягче, образованнее. Как сказал один американский миллиардер: "Я готов отсчитаться за каждый цент! Только не спрашивайте меня о том, как я заработал свой первый миллион..."
            Все проще: "Каждый народ достоин того правителя, который им правит".

            • (19.04.2014 19:02) #
              1

              Получается, мы живем во времена "перевертышей".

              • (19.04.2014 21:53) #
                0

                Роскошь не быть "перевертышем" может себе позволить только человек невысокого положения в обществе. Чем выше ступень иерархической лестницы, тем больше лицемерия, лжи, подлости. Такова жизнь!
                Благочестивый человек зачастую и не идет "вверх"; он довольствуется малым, но сохраняет честь, иман.
                Каждому - свое, и каждому - свое место под солнцем. Не надо завидовать богатому или сановнику: у них - свои проблемы, и не менее трудные, чем забота бедняка о пропитании своей семьи.

        • (20.04.2014 00:13) #
          0

          Комментарий удален модератором.

        • (20.04.2014 10:12) #
          1

          Ассляму алейкум, брат Анвер. В рамках коротких постов, не анализируя закономерности, не вдаваясь в важные детали (как известно, в деталях кроется дьявол), невозможно построить содержательный разговор по истории Чечни, по ее героям за последние два десятилетия. Боюсь, в нынешних условиях со свободой слова, со свободой мысли в России, откровенный и честный разговор об этом возможен только в приватном виде, но не страницах Ансара. Как вы пишете, к сожалению, - "понятия" таковы. Цензоры паханата могут и прикрыть Ансар. Возможно, именно по этой причине вы не стали брать слово герой, применительно к Рамзану, в кавычки. Мы все понимаем: определения "пахан", "перевертыш", "правитель по понятиям", и т.п.,- все это никак не вяжется с образом героя в общепринятом понимании этого слова.

          • (20.04.2014 12:51) #
            0

            Ва алейкум ассалам, брат! Абсолютно согласен с вами! И не спорил я вовсе, а хотел несколько уточнить свою предыдущую мысль, что и сделал. Спасибо за отклик!

  3. (17.04.2014 15:14) #
    5

    народ, представители которого не могут договориться между собой, обречены на подчинение внешнему врагу. кавказ это доказал, как индейцы когда-то.

    • (18.04.2014 00:04) #
      2

      Верно сказано!

    • (19.04.2014 09:33) #
      1

      Шамиль пытался поменять Чечню аж 25 лет. Ничего не добился. Сейчас будет также. А пока...улыбаемся и машем :)

      • (19.04.2014 16:05) #
        1

        Аллах меняет положение того, кто сам стремится измениться. Сегодня в чеченской республике многие и многие братья не могут найти себе нормальную невесту. Когда это было такое в Чечне? У каждой третьей девушке по два телефона, по одному она говорит со своим будущем женихом, а по второму общается с другими парнями. Когда о таком могли даже думать в Чечне? И все это происходит на фоне строющихся мечетей, завезенных "волос" и "чаш" пророка Мухаммада и т.д. За великолепием и красотой мечетей, наблюдается духовная нищета людей.

        • (19.04.2014 17:59) #
          1

          Верно, верно брат Юзер. Но в одном ты не прав! Духовно-нищими нохчи никогда не были. Все знают что теперь на земле всё идет к лучшему, как говориться "Ислам наступает!"
          Ты не делай спешных выводов. Нохчи - это особое явление, неповторимое. Ещё и не из таких передряг выходили победителями по Воле Аллаха :)
          Поживем увидим.....

          • (19.04.2014 18:57) #
            1

            Дай Аллах, чтобы все у вас было хорошо.

          • (19.04.2014 19:29) #
            1

            А по поводу духовной нищиты, могу сказать следующее:
            В Чечне, если молодой парень имеет два высших образования, его сердце пылает иманом, а его родственники о нем говорят, что он кунах, но, он ходит пешком и работает в какой-нибудь больнице, никто за него не отдаст свою дочь. Так как он неудачник, и это явление массовое. Материальное сильно доминирует над духовным, и это только один из показателей духовной нищиты людей в Чечне. Раньше в Чечне такого не было. Я могу написать еще ряд показателей, но, боюсь, что мои комментарии будут удалены, т.к. об этом писать даже не хочется.

  4. (17.04.2014 15:57) #
    -3

    Комментарий удален модератором.

    • (17.04.2014 18:05) #
      4

      Это компенсация за террор России против Чечни, но почему-то людям как всегда мизер, а Кадырову дворцы какие-то, парк дорогостоящих машин и т. д.

    • (17.04.2014 18:56) #
      5

      Это российские бомбы и снаряды равняли чеченские города и села уничтожая целые семьи, а не наоборот. И все что платит кремль чечне это гроши по сравнению с причиненым ушербом.

      • (19.04.2014 23:40) #
        0

        Комментарий удален модератором.