Одной из серьезных проблем в продвижении в общество исламских принципов, способных излечить его от многих современных недугов, является половинчатое восприятие Ислама многими из нас и проблема реализации его норм в своей повседневной жизни. Даже многие руководители исламских организаций, в основе своей деятельности видят лишь исполнение своих узких «служебных обязанностей», подобных тем, которые бывают у сотрудников фирм или коммерческих организаций. А иногда, ставя узкий ведомственный интерес своего ДУМ превыше всего, действуют в ущерб общих глобальных задач религии, призванной сделать мир добрее, безопаснее и комфортнее для всех.
В таком случае, мечеть или исламская организация, призванные, казалось бы, приобщать людей к религии и обеспечивать исламское просвещение общества, становятся вотчинами определенной группы людей, преследующих свой узкий интерес. Вместо того чтобы использовать свой официальный, значимый статус и авторитет организации для содействия мусульманам в реализации их религиозных потребностей или защиты их интересов, нередко, они, игнорируя возложенные на них обязанности, становятся всего лишь ревностными охранителями своего статусного положения.
Распоряжаясь общественным достоянием в соответствии со своим пониманием и интересом, нередко идущими в разрез с приоритетными целями нашей религии, становятся хранителями ключей от здания. Такое не только тормозит деятельность мусульманской общины и распространение исламского просвещения в обществе, но и дискредитирует саму идею Ислама и исламской организации. И организация, из активного центра по призыву и просвещению, превращается в застойный клуб ограниченного количества людей, оберегаемого от любых попыток влияния более активных членов общины на ее деятельность. Более того, соперничая для удержания своей власти в организации, многие прибегают к запрещенным методам ложных доносов и клеветы, используя против вероятных оппонентов пресловутый административный ресурс.
Приведенная выше практика парализовала деятельность сотен мечетей, лишив людей их благостного влияния для оздоровления общества. Во многих деревнях мечети вообще пустуют или трепетно и торжественно открываются их «хозяевами» лишь по пятницам, а в некоторых городах, по чьей-то неведомой указке функционируют по расписанию, как государственные учреждения. В Коране говорится о таком подходе к мечетям, являющимся домами Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (2:114). Здесь важно обратить внимание на то, что в отличие от других видов греха, Аллах за узурпацию и ограничение деятельности мечетей обещает ввергнуть человека в позор уже в мирской жизни, а в Последней жизни обещает ему великие мучения!
В результате такой пассивности теряется эффективность в работе мечети и ее влияние, особенно в среде мусульманской молодежи. Последняя же, вместо того, чтобы с энтузиазмом работать и реализовывать свой потенциал, используя уже имеющуюся базу, бывает вынуждена тратить время и силы на борьбу с застойными явлениями в общине или расходовать средства для создания небольшой собственной базы. А от всего этого страдает дело призыва, вверенного Аллахом всем мусульманам.
Многие мусульманские деятели, игнорируя установки Аллаха в своей повседневной жизни, не проявляя заботы о призыве к Исламу окружающих, иногда полностью пренебрегают и исламским воспитанием своих близких и детей. Предпочитая заботиться лишь об их светском образовании и земном благополучии, лишают их основы истинного вечного благополучия пред Создателем. К сожалению, это свидетельствует о том, что многие и даже те, кто претендует на лидерство среди мусульман, не осознают приоритета вечного жилья над временным прибежищем. А осознание этого и стремление к вечной жизни является главным конечным смыслом нашего пребывания на земле и основной целью нашего усердия на пути Аллаха.
С точки зрения Ислама истинная польза для человека, и общества в целом, состоит лишь в устройстве жизни в соответствии с божественным замыслом и Его системой, изложенной в послании человечеству - Коране. Иначе, человек, вместо того, чтобы обустроить Землю, приведет мир к расстройству и смуте, лишит себя доли и счастья в обоих мирах.
Вот, что говорит Аллах Всевышний по этому поводу: «И тот, кто уклонился (от Пути Аллаха) и предпочел жизнь ближнюю, то, поистине Геенна, это-прибежище! А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, Рай, это- прибежище» (79:37-41). Разъясняя эти аяты, имам Аш-Шатыби и другие известные исламские ученные говорили: «Ожидание пользы и сохранение себя от вреда в будущей жизни является несомненным приоритетом перед выгодами земной жизни. Будет ошибочным предпочтение земной жизни в ущерб вечной. И то, что лишает предпочтения благ вечной жизни, не соответствует цели Создателя, а значит, является ложным».
Многие «этнические мусульмане», как первичное предпочитают обретение статуса или материального благосостояния и входят тем самым в противоречие с основными положениями вероубеждения, рискуя лишиться благого прибежища у Создателя миров.
Во многом результат такого мышления базируется на слепом копировании мусульманами западной «светской» модели, будь то в поведении, в мышлении или образе жизни. Попытка адаптации Ислама к этой ложной, не свойственной ему концепции, противоречащей замыслу Всевышнего Аллаха, привела к застою и регрессу роли общины, мечети или исламской организации в жизни мусульман. Также это привело к ограничению роли общины в призыве. Многие «этнические мусульмане» отказались от практики исламских норм, от соблюдения шариатских правил поведения в своей обыденной жизни, вне стен мечети. Разделив свою жизнь на два противоречивых начала – «светскую» вне мечети и «духовную» в стенах мечети они уподобились приверженцам других религиозных мировоззрений, исповедующих не приемлемый для мусульманина принцип: «Богу богово, а кесарю кесарево».
Согласно учению Ислама, вся жизнь человека, каждый его поступок и деяние, от колыбели и до смерти, должны соответствовать закону Создателя. Он через своих посланников в течение всей истории человечества разъяснял и устанавливал для человека нормы поведения и правила жизни, пока не дошло время для завершающего этапа божественного послания - Ислама. И мусульмане, приняв его, произнеся символ веры, добровольно приняли руководство Аллаха во всех сферах своей жизни, во всех случаях пребывания в этом мире. Конечно же, кроме тех, которые, быть может, произнесли эти главные для мусульманина слова без глубокого понимания их смысла и осознания того, к чему они его призывают.
Возьмем, например, актуальный для сегодняшнего дня вопрос противостояния мусульманина злу. Хотя это является обязанностью не только мусульман, но и каждого человека, гражданина страны, роль мусульман в этом отдельно отмечена Аллахом и Посланником (мир ему и благословение). Теперь обдумывая это установление Ислама, зададим себе вопрос: «А многие ли из нас задумываются над тем, что происходит вокруг нас? Какова наша, как мусульман реакция и отношение на это? Что мы, как мусульмане, как имамы делаем, чтобы мир, хотя бы вокруг нас, стал лучше и справедливее? Каждый из нас может задать себе вопрос и ответить на него. А, не увлекаемся ли мы своей личной выгодой, приростом авторитета и материального благосостояния в ущерб деятельности по укреплению справедливости и призыву людей к благочестию, а значит к спасению? Заботимся ли мы о духовном мире наших детей, внуков, родных и близких или лишь исполняем свои «должностные» обязанности имама, муфтия и призываем к благочестию только с трибун мечети, забывая о Боге в кругу семьи, друзей или трепетно стоя пред сильными мира сего?
Или другой пример, когда люди, облаченные религиозной ответственностью, принимают на вооружение отвратительный принцип «цель оправдывает средства» и прибегают к мерзким поступкам чтобы добиться возвышения своего положения в общине, не задумываясь о горьких последствиях тяжкого греха.
Пророк (мир ему и благословение) призывал, обращаясь к мусульманам: «Не враждуйте между собой, не завидуйте друг другу, не отворачивайтесь друг от друга и не порывайте отношений друг с другом! Будьте рабы Аллаха братьями! Не дозволено мусульманину, оставлять своего брата мусульманина в обиде более трех дней».
Пагубные примеры двойственной жизни, к сожалению, нередки сегодня в среде мусульман и это разрушает единство Уммы, сеет чувство недоверия, подозрительности и вражды среди последователей мусульманских общин.
Передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Тот среди вас, кто видит зло, должен пресечь его своими руками. Если не в состоянии сделать это, он должен осудить его языком. Если же не в состоянии и на это, то ему следует отторгнуть его сердцем, и это будет наименьшим проявлением веры» (Муслим).
Смысл этого хадиса отнюдь не ограничивает понятие «зло» отступлениями от исполнения, предписанного Шариатом или пренебрежением запретами Аллаха. Он объемлет все, что является злом в самом широком понимании смысла этого слова. Если творится какое-либо беззаконие, попираются права, в том числе и религиозные или гражданские, творится бесчинство или унижение человека, то долг мусульманина, и в первую очередь религиозного лидера, не оставаться пассивным по отношению к этой несправедливости, а всячески содействовать торжеству справедливости.
Пассивность не приемлема для мусульманина вообще, но особенно она не приемлема, для того, кто облачен религиозным долгом перед общиной, единоверцами. Если община мусульман наделила человека теми или иными полномочиями, которые являются для него аманатом, т. е. вверенным ему, то он берет на себя большую ответственность перед людьми и самим Аллахом и, в конечном итоге будет нести за это ответственность.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), предупреждая о подобном в жизни его общины, говорил: «Истинно, тот из вас, кто проживет долгую жизнь, станет свидетелем многочисленных раздоров. А потому строго следуйте тому пути, по которому я вел вас, и по Сунне праведных халифов, – не отступайте от нее ни на йоту. Не допускайте никаких нововведений, ибо каждое из них – измышление, а в каждом вымысле – заблуждение, а в нем-то – прямая дорога в Ад». (Ат-Тирмизи и Абу Дауд).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), предостерегал мусульман от заблуждения в вопросах обустройства жизни и выбора объекта поклонения. Произвольное толкование понятий разрешенного и запретного, утеря связи с общиной в широком понимании этого слова, отказ от неукоснительного исполнения религиозных обязанностей, лишили жизнь многих деятелей от религии всякого другого смысла, кроме благ материальных и обретенного статуса. Подобное безразличие к судьбе своей общины, к судьбе мусульман и, в конечном итоге к своему собственному будущему, лишает их особого доверия Аллаха и той ответственности, которой Всевышний наделил мусульман: «Вы - самая лучшая из общин, которая явлена к людьми, ибо вы призываете к одобряемому и удерживаете от порицаемого и веруете в Аллаха» (3:110).
Если же мы не будем призывать к одобряемому, а более того будем препятствовать призыву, и не будем удерживать от порицаемого, а будем сами творить порицаемое, то можем ли мы надеется, что будем отнесены к «самой лучшей общине», о которой говорит Аллах? Всевышний Аллах призывает мусульман, как и исламских деятелей, руководящих мечетями, организациями или общинами, усердствовать на пути Аллаха, а не являться препятствием! Он говорит, обращаясь к каждому из нас, не зависимо от нашего нахождения в мечети или вне ее, независимо от вверенного статуса или отсутствия оного: «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом...» (22:78); «А когда будет кончена молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, - может быть, вы преуспеете!» (62:10).
И дай Аллах многим из руководителей общин и имамам в это смутное время заботиться не столько о своем статусе, вверенном им их единоверцами, а в первую очередь искренне быть доверенными лицами мусульман в решении их проблем.