"Нет уголовной статьи, по которой можно было бы осудить человека за идеи в голове"

"Портал-Credo.Ru": Закончилась интересная конференция по поводу чрезмерности в религии - "Исламская доктрина против радикализма". Как Вы оцениваете актуальность такой конференции и вопросов, которые на ней поднимались?

Нафигулла Аширов: Проведение подобных конференций и приглашение на них видных деятелей арабского исламского мира на сегодня очень актуально. Ни для кого не является секретом, что проблема чрезмерности в толковании тех или иных священных текстов имеет место быть.

Конечно, эта конференция в одночасье не излечит болезнь, которая сегодня существует в этой сфере. Но, несомненно, она дает некоторые возможности для нахождения приемлемых форм сотрудничества между разными взглядами на ислам. В частности, между официальными духовно-религиозными структурами, которые нередко находятся под прямым покровительством органов власти, и так называемыми неформальными религиозными течениями, которые сегодня осуждаются, и на них вешают всякого рода ярлыки, с чем я тоже не был бы согласен.

Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" дает человеку полную свободу совести в рамках законодательных норм нашей страны. Но, к сожалению, практика отличается от тех норм, которые прописаны в законе. Нет никакого юридического определения для таких терминов, как "ваххабизм", "салафизм", наиболее часто применяемых с обвинительным уклоном. Нет никакой уголовной статьи, по которой можно было бы осудить человека за т.н. "ваххабистские" идеи в голове, но обвинительный подтекст, при рассмотрении тех или иных дел, почему-то имеется.

И такой непродуманный вольный подход в реализации существующих законов также является тем катализатором, который ведет к радикализации определенной части максималистски настроенной молодежи, которая, видя, что нарушаются их конституционные права на свободу совести, уходит в реальный экстремизм или даже в терроризм.

– Насколько эта конференция оправдала Ваши ожидания? Насколько затронутые темы отвечают сегодняшним задачам, насколько она реально может дать какой-то импульс?

– Важность этой конференции заключается в том, что видные исламские ученые в своих докладах сумели раскрыть существующие изъяны в понимании Корана и Сунны, на которые опираются люди, "дискредитирующие идею ислама в глазах большинства исламского и неисламского населения". Они в своих лекциях не метали молний, как говорится, не кричали на своих оппонентов, что все они "попадут в ад", чем часто ограничиваются многие наши религиозные деятели, а давали ясные толкования Корана и священной Сунны посланника Аллаха, мир ему, по обсуждаемой проблематике.

И именно наличие на этом форуме религиозных деятелей мирового масштаба придало особую важность и результативность данному форуму. Они, осуждая проявления экстремизма, с трибуны произносили те же самые слова, но логически подтвержденные и обоснованные аятами, хадисами и их интерпретацией учеными прошлых веков: что такое джихад, исламское государство, чрезмерность в исламе, как к этому относился Пророк, да благословит его Аллах, приведя его жизненный путь. Это, конечно, воздействует совсем по-другому, нежели простое голословное осуждение явления.

Нужно заметить, что в своих высказываниях ученые никоим образом не отрицали то, что эти люди – мусульмане. Они четко и ясно подтверждали, что эти люди являются мусульманами, но они ошибаются в своих взглядах и толкованиях священных текстов. И именно такой подход дает возможность людям, которые ошибаются, будучи мусульманами, переоценить свои поступки, пересмотреть свои доводы в тех или иных ситуациях и вернуться к общепринятым исламским нормам.

В Коране есть призыв убивать неверных, но одновременно говорится, что убийство каждого человека равносильно убийству целой вселенной. Как это совместить?

– Если бы Вы прочли Коран от корки до корки и ознакомились с комментариями известных исламских ученых по данной теме, то у Вас бы не возник такой вопрос. Мы, мусульмане, считаем, что Коран — это закон жизни человечества, который ниспослан для регулирования самых разных ситуаций в жизни человеческого сообщества. То есть мы считаем, что это всеобъемлющее учение, которое не оставило без разъяснения ни одной сферы человеческой жизнедеятельности.

Те аяты, о которых Вы говорите, ниспосланы на конкретные случаи, такие, как период военных действий или другие экстремальные ситуации, когда этот механизм должен включаться. В частности, во время войны – так же как и светский закон РФ, и законы других государственных объединений содержат в себе подобные пункты, более того, призывают людей быть беспощадными к врагам. Но в исламском подходе даже в вопросах ведения войны есть жесткие запреты. Например, категорически запрещается убивать женщин, детей, стариков, людей без оружия и вообще мирных жителей, не участвующих в военных действиях. Более того, запрещено срубать деревья, портить посевы, разрушать жилища и молельные сооружения и многое другое, что является запретным.

Но, как часто бывает, некоторые так называемые исламоведы выдергивают из контекста отдельные аяты и преподносят их в качестве доказательства враждебности ислама. Однако, такой вольный, более того – грубый, подход к деликатной сфере, коей является религия и религиозные убеждения, чреват для российского общества, являющегося одновременно христианским и мусульманским, как когда-то об этом сказал президент Владимир Путин. Проблемы, существующие в трактовке вопросов, обсуждаемых на конференции, решаются только одним способом — образованием, познанием и распространением истинной сути ислама, которая часто излагалась на этой конференции и против которой не может высказаться ни один человек.

Я уверен, что многие наши молодые братья-мусульмане, которые сегодня, может, ошибаясь в толкованиях исламских принципов, являются носителями каких-то экстремальных идей, под воздействием аргументированных лекций ученых пересмотрят свои взгляды и отношение к окружающим их людям.

– Как это реально осуществить? Как это донести до тех людей, которых принято называть "боевиками"?

– Тут тоже не надо быть пессимистом – процесс идет. Сегодня одна из "горячих точек" на территории РФ – это Республика Дагестан. И те инициативы, которые были начаты уважаемым президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым, сегодня приносят плоды. По крайней мере, часть людей, которые считались боевиками, уже переоценили свои поступки и вернулись к нормальной жизни – результатов очень мало, но они есть – это первые шаги.

Второй огромный результат заключается в том, что две крупные части исламского сообщества Дагестана, лидеры суфийского направления и так называемых неформальных общин Республики сели за стол переговоров, подписали общую декларацию и провели совместную пресс-конференцию по результатам встречи. Это вселило большую надежду в сердца людей, ратующих за скорейшее установление мира и стабильности в этой Республике.

Все мусульмане — братья в религии. Поэтому то, что происходило в Дагестане, – это огромная трагедия, от которой страдают обе стороны и страдает общая стабильность в государстве. И сегодня процесс пошел, то есть, подписан меморандум, в котором исключаются взаимные обвинения, исключаются взаимные непризнания, исключен пресловутый термин "ваххабизм" – теперь нельзя навешивать этот ярлык. Об этом мы десять лет назад говорили. И этот процесс очень позитивный. Даже то, что после таких встреч в Дагестане такая конференция происходит сегодня в Москве, а затем она продолжит свою работу в Чеченской республике – это о многом говорит. Говорит о том, что сегодня этот процесс набирает обороты. И в этом участвуют, в немалой степени, и государственные органы власти. И они проявляют в этом большую заинтересованность. Иначе невозможно было бы проведение конференции в столь престижном зале как "Ritz–Carlton" и при поддержке "Общественного фонда" и других фондов, при участии представителей органов государственной власти.

Поэтому, я думаю, что перспектива у нас неплохая, и это только первые шаги, после которых должны следовать и другие. Если мы и дальше будем так же грамотно и аргументировано работать – без истерик и голословных обвинений, а разъяснять логически выверенно и обоснованно, чтобы вывести людей из того ошибочно выбранного состояния, в котором они искренне находятся, - то получим результат. Я уверен, что многие из тех, которых сегодня считают боевиками, искренни в силу своих заблуждений в своих намерениях. Я уверен, что искреннего человека, пусть сегодня заблуждающегося, всегда можно убедить доводами из его религии.

А когда после встречи в Дагестане, которая была радостью для всех мусульман, прогремели взрывы, наверняка это совершили те люди, которые не хотят, чтобы этот процесс продолжался. Они закладывают бомбу не просто под людей, а под сам процесс, который сегодня идет в РФ при помощи самых разных сторон.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"



комментариев