"Нет уголовной статьи, по которой можно было бы осудить человека за идеи в голове"

"Портал-Credo.Ru": Закончилась интересная конференция по поводу чрезмерности в религии - "Исламская доктрина против радикализма". Как Вы оцениваете актуальность такой конференции и вопросов, которые на ней поднимались?

Нафигулла Аширов: Проведение подобных конференций и приглашение на них видных деятелей арабского исламского мира на сегодня очень актуально. Ни для кого не является секретом, что проблема чрезмерности в толковании тех или иных священных текстов имеет место быть.

Конечно, эта конференция в одночасье не излечит болезнь, которая сегодня существует в этой сфере. Но, несомненно, она дает некоторые возможности для нахождения приемлемых форм сотрудничества между разными взглядами на ислам. В частности, между официальными духовно-религиозными структурами, которые нередко находятся под прямым покровительством органов власти, и так называемыми неформальными религиозными течениями, которые сегодня осуждаются, и на них вешают всякого рода ярлыки, с чем я тоже не был бы согласен.

Закон РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" дает человеку полную свободу совести в рамках законодательных норм нашей страны. Но, к сожалению, практика отличается от тех норм, которые прописаны в законе. Нет никакого юридического определения для таких терминов, как "ваххабизм", "салафизм", наиболее часто применяемых с обвинительным уклоном. Нет никакой уголовной статьи, по которой можно было бы осудить человека за т.н. "ваххабистские" идеи в голове, но обвинительный подтекст, при рассмотрении тех или иных дел, почему-то имеется.

И такой непродуманный вольный подход в реализации существующих законов также является тем катализатором, который ведет к радикализации определенной части максималистски настроенной молодежи, которая, видя, что нарушаются их конституционные права на свободу совести, уходит в реальный экстремизм или даже в терроризм.

– Насколько эта конференция оправдала Ваши ожидания? Насколько затронутые темы отвечают сегодняшним задачам, насколько она реально может дать какой-то импульс?

– Важность этой конференции заключается в том, что видные исламские ученые в своих докладах сумели раскрыть существующие изъяны в понимании Корана и Сунны, на которые опираются люди, "дискредитирующие идею ислама в глазах большинства исламского и неисламского населения". Они в своих лекциях не метали молний, как говорится, не кричали на своих оппонентов, что все они "попадут в ад", чем часто ограничиваются многие наши религиозные деятели, а давали ясные толкования Корана и священной Сунны посланника Аллаха, мир ему, по обсуждаемой проблематике.

И именно наличие на этом форуме религиозных деятелей мирового масштаба придало особую важность и результативность данному форуму. Они, осуждая проявления экстремизма, с трибуны произносили те же самые слова, но логически подтвержденные и обоснованные аятами, хадисами и их интерпретацией учеными прошлых веков: что такое джихад, исламское государство, чрезмерность в исламе, как к этому относился Пророк, да благословит его Аллах, приведя его жизненный путь. Это, конечно, воздействует совсем по-другому, нежели простое голословное осуждение явления.

Нужно заметить, что в своих высказываниях ученые никоим образом не отрицали то, что эти люди – мусульмане. Они четко и ясно подтверждали, что эти люди являются мусульманами, но они ошибаются в своих взглядах и толкованиях священных текстов. И именно такой подход дает возможность людям, которые ошибаются, будучи мусульманами, переоценить свои поступки, пересмотреть свои доводы в тех или иных ситуациях и вернуться к общепринятым исламским нормам.

В Коране есть призыв убивать неверных, но одновременно говорится, что убийство каждого человека равносильно убийству целой вселенной. Как это совместить?

– Если бы Вы прочли Коран от корки до корки и ознакомились с комментариями известных исламских ученых по данной теме, то у Вас бы не возник такой вопрос. Мы, мусульмане, считаем, что Коран — это закон жизни человечества, который ниспослан для регулирования самых разных ситуаций в жизни человеческого сообщества. То есть мы считаем, что это всеобъемлющее учение, которое не оставило без разъяснения ни одной сферы человеческой жизнедеятельности.

Те аяты, о которых Вы говорите, ниспосланы на конкретные случаи, такие, как период военных действий или другие экстремальные ситуации, когда этот механизм должен включаться. В частности, во время войны – так же как и светский закон РФ, и законы других государственных объединений содержат в себе подобные пункты, более того, призывают людей быть беспощадными к врагам. Но в исламском подходе даже в вопросах ведения войны есть жесткие запреты. Например, категорически запрещается убивать женщин, детей, стариков, людей без оружия и вообще мирных жителей, не участвующих в военных действиях. Более того, запрещено срубать деревья, портить посевы, разрушать жилища и молельные сооружения и многое другое, что является запретным.

Но, как часто бывает, некоторые так называемые исламоведы выдергивают из контекста отдельные аяты и преподносят их в качестве доказательства враждебности ислама. Однако, такой вольный, более того – грубый, подход к деликатной сфере, коей является религия и религиозные убеждения, чреват для российского общества, являющегося одновременно христианским и мусульманским, как когда-то об этом сказал президент Владимир Путин. Проблемы, существующие в трактовке вопросов, обсуждаемых на конференции, решаются только одним способом — образованием, познанием и распространением истинной сути ислама, которая часто излагалась на этой конференции и против которой не может высказаться ни один человек.

Я уверен, что многие наши молодые братья-мусульмане, которые сегодня, может, ошибаясь в толкованиях исламских принципов, являются носителями каких-то экстремальных идей, под воздействием аргументированных лекций ученых пересмотрят свои взгляды и отношение к окружающим их людям.

– Как это реально осуществить? Как это донести до тех людей, которых принято называть "боевиками"?

– Тут тоже не надо быть пессимистом – процесс идет. Сегодня одна из "горячих точек" на территории РФ – это Республика Дагестан. И те инициативы, которые были начаты уважаемым президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым, сегодня приносят плоды. По крайней мере, часть людей, которые считались боевиками, уже переоценили свои поступки и вернулись к нормальной жизни – результатов очень мало, но они есть – это первые шаги.

Второй огромный результат заключается в том, что две крупные части исламского сообщества Дагестана, лидеры суфийского направления и так называемых неформальных общин Республики сели за стол переговоров, подписали общую декларацию и провели совместную пресс-конференцию по результатам встречи. Это вселило большую надежду в сердца людей, ратующих за скорейшее установление мира и стабильности в этой Республике.

Все мусульмане — братья в религии. Поэтому то, что происходило в Дагестане, – это огромная трагедия, от которой страдают обе стороны и страдает общая стабильность в государстве. И сегодня процесс пошел, то есть, подписан меморандум, в котором исключаются взаимные обвинения, исключаются взаимные непризнания, исключен пресловутый термин "ваххабизм" – теперь нельзя навешивать этот ярлык. Об этом мы десять лет назад говорили. И этот процесс очень позитивный. Даже то, что после таких встреч в Дагестане такая конференция происходит сегодня в Москве, а затем она продолжит свою работу в Чеченской республике – это о многом говорит. Говорит о том, что сегодня этот процесс набирает обороты. И в этом участвуют, в немалой степени, и государственные органы власти. И они проявляют в этом большую заинтересованность. Иначе невозможно было бы проведение конференции в столь престижном зале как "Ritz–Carlton" и при поддержке "Общественного фонда" и других фондов, при участии представителей органов государственной власти.

Поэтому, я думаю, что перспектива у нас неплохая, и это только первые шаги, после которых должны следовать и другие. Если мы и дальше будем так же грамотно и аргументировано работать – без истерик и голословных обвинений, а разъяснять логически выверенно и обоснованно, чтобы вывести людей из того ошибочно выбранного состояния, в котором они искренне находятся, - то получим результат. Я уверен, что многие из тех, которых сегодня считают боевиками, искренни в силу своих заблуждений в своих намерениях. Я уверен, что искреннего человека, пусть сегодня заблуждающегося, всегда можно убедить доводами из его религии.

А когда после встречи в Дагестане, которая была радостью для всех мусульман, прогремели взрывы, наверняка это совершили те люди, которые не хотят, чтобы этот процесс продолжался. Они закладывают бомбу не просто под людей, а под сам процесс, который сегодня идет в РФ при помощи самых разных сторон.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"



3 комментариев


  1. (01.06.2012 17:27) #
    0

    Нафигулла хазрет говорит правильные вещи. Однако в России слова никогда не соответствуют делам. О примирении всерьез можно говорить только тогда, когда обе противоборствующие стороны искренне его хотят. В русне же власть хочет не примерения, а уничтожения своих противников. Идеологически перебороть мусульман у нее не получается, попробовала применить силу-опять тот же результат, тогда власть вынужденно пытается съимитировать "диалог". Однако теперешние мусульмане тоже не лыком шиты, они понимают, что оппонент хочет просто напросто обвести их вокруг пальца, заставить обезоружиться, чтобы потом уничтожить. Если бы это было не так, то, прежде чем говорить о диалоге, власть должна была бы отменить нормы законы, объявляющие преступлениями "ваххабизм", "хизбизм", экстремистскими мусульманскую литературу, объявить амнистию всем моджахедам вне зависимости от того, убили они кого-либо на войне или нет, ибо войны без жертв не бывает, снять со своих постов и привлечь к ответственности всех чиновников, причастных к репрессиям в отношение мусульман и пр. А без всего этого нет никакой гарантии, что всех поверивших в "диалог" и вышедших из леса назавтра не пересажают и не перестреляют, как это уже было не один раз.

    • (01.06.2012 19:40) #
      1

      "...объявить амнистию всем моджахедам вне зависимости от того, убили они кого-либо на войне или нет..."
      Сам-то понял что сказал?

  2. (03.06.2012 06:37) #
    0

    "...Проблемы, существующие в трактовке вопросов, обсуждаемых на конференции, решаются только одним способом — образованием, познанием и распространением истинной сути ислама...". А что же несет в себе ИСТИННАЯ СУТЬ ИСЛАМА?! Мне кажется, надо внести ясность в понимание именно этих слов. Какие есть мнения?