Новые поправки, новые запреты и барьеры

Новые законодательные инициативы от наших парламентариев по поводу работы религиозных организаций заставляют задуматься о многом. Так, группой депутатов Государственной Думы из Республики Татарстан (И.И.Гильмутдиновым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Бариевым, А.Н.Хайруллиным, Р.С.Ильясовым, И.Б.Богуславским, М.М.Галимардановым и др.) был недавно вынесен на обсуждение законопроект о поправках в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Трудовой кодекс РФ. Очень небольшой по объему документ может способствовать серьезным изменениям в жизни российского общества и особенно мусульманской уммы России.

Так, законодатели предлагают «в целях противодействия экстремистской деятельности» ввести возможность для религиозных организаций устанавливать требования к религиозному образованию священнослужителей и вводить для них же трудовые договора. Кроме того, согласно инициативе депутатов «не допускается участие (членство) в религиозных объединениях лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму…»

С первым пунктом инициативы все вроде бы понятно, так как речь идет о внедрении по всей России опыта Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). Все мы прекрасно понимаем, что целью законопроекта является установление барьера для радикально настроенных мусульман, которые получили зарубежное религиозное образование. Их просто не будут пускать в официальные структуры духовных управлений. Однако, здесь есть сразу несколько НО:


Во-первых, какой орган сможет квалифицировано установить на общероссийском уровне какое иностранное учебное заведение недостойно поставлять в российские ДУМы своих выпускников? Если в Татарстане с 1998 г. существует монопольное ДУМ РТ, то в других регионах России (даже в соседнем Башкортостане) существует по нескольку ДУМов, а единой общероссийской структуры у мусульман просто не существует. Если даже какой-то имам не договорится с одним ДУМом, то может попробовать договорится с другим ДУМом или на основе трех общин создать свою собственную централизованную религиозную организацию. Это мы уже проходили.

Во-вторых, если два человека являются выпускниками одного и того же зарубежного вуза, но один из них явно придерживается радикальных взглядов, а второй абсолютно лоялен российской действительности, как быть? В реальности имам просто добавит к иностранному диплому диплом или свидетельство о переподготовке какого-нибудь российского учебного заведения. Это уже было 100 лет назад, когда государство запретило быть имамами лицам с иностранным образованием.

В-третьих, кем комплектовать стремительно стареющий корпус российских имамов при явной нехватке выпускников российских исламских вузов? Особенно большие проблемы возникают на уровне муфтиев, руководящего аппарата ДУМов, казыев, мухтасибов, преподавателей исламских вузов. Специалистов такого уровня в России вообще не выпускают. В итоге, малоквалифицированные кадры просто пасуют перед получившими иностранное образование улемами, которые не могут трудоустроиться, а некоторые муфтияты прямо получают фетвы из-за рубежа. Зачем плодить новых врагов? Если человек нарушает законы государства, то его конечно нельзя допускать в руководство религиозными структурами, но виновен человек или нет, у нас решает суд. Принцип презумпции невиновности еще никто не отменил. На все эти вопросы новые поправки не дают ответа, они только устанавливают барьеры.

Вторая часть законодательной инициативы вообще поражает своей безапелляционностью. Только вдумайтесь! Человеку за участие в экстремистской деятельности запрещают быть членом официальных религиозных организаций. То есть, если ты читал в 18 лет литературу «Хизб ут-Тахрир» и с точки зрения закона участвовал в деятельности экстремистской организации, то через 10, 20, 30 лет изменившись и став более опытным в религии и жизни человеком, шансов на минбар в мечети официальной религиозной организации у тебя уже нет. Расплачиваться за ошибки молодости будешь всю оставшуюся жизнь. Надо ли говорить, что этот запрет ставит крест/полумесяц на примирении страдициями целого поколения российских мусульман. Опять же нужно следовать имеющимся законам. Если судимость погашена, то никто не может ущемлять права гражданина. Не нужно загонять людей в подполье, у нас и так хватает недовольной молодежи.

Жесткая светская (минимум с середины 1990-х гг.) и религиозная (с 1998г) вертикали власти не спасли Татарстан от терактов, самым известным их которых стало убийство Валиуллы-хазрата Якупова 19 июля 2012 г., не прекратились пока в республике и акции хизбутов. При этом Татарстан остается примером межнационального и межконфессионального мира и редким образцом региона, где растет численность русских.

Я убежден, что прежде чем, устанавливать такие законодательные положения, необходимо провести всесторонний анализ ситуации. Это позволит нам избежать ошибок, как в отдельных регионах, так и в российской умме. В любом случае в создании новых барьеров и запретов нет особых трудностей, а вот объединить людей и перевоспитать есть великая наука…

Дамир Мухетдинов, к. полит. наук



комментариев