Мусульманину без прописки в Москве строго воспрещается существовать

Разъяснения столичного мэра Сергея Собянина относительно того, кому и в каком количестве ходить в городские мечети, и сколько их вообще должно быть, вызвали у меня, москвича в четвертом поколении, смутные чувства.

Сергей Семенович говорит о том, что, мол, далеко еще не факт, что Москве нужны новые мечети, т.к. количество мусульман, обладающих столичной пропиской, не столь высоко, и они вполне обходятся 4 существующими. А приезжим из Подмосковья и гастарбайтерам, по словам мэра, в мечетях города не место.

Странная идея - пускать в мечети по документу, удостоверяющему место жительство. Тем более странная, если учесть, что прописка уже много лет как в России отменена.

В свое время предшественник Собянина Юрий Лужков долго бился с федеральным центром за право сохранять в Москве особый прописочный режим с целью сдерживания приезжих, но был вынужден отступить под натиском аж Конституционного суда. Тот признал прописку – нормой, идущей в разрез с конституционным правом на свободу перемещения. Сейчас действует режим регистрации, которая несколько отличается от прописки.

Странно даже, что приходится такие моменты напоминать. Или же Собянин, несмотря на нещадную критику им Лужкова, решил-таки встать на его позицию по особому режиму проживания в столице? А в случае с мечетями мы имеем всего лишь зондаж общественного мнения на предмет этого?

Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, то скоро не только в мечети, но и в магазины, метро, да и на улицу можно будет выходить только с пропиской в кармане. Получается, как у Шарикова, "человеку без прописки строго воспрещается существовать". Пока в Москве это касается только мусульман, а там, как знать…

При этом политика в государстве сегодня такая, что она прямо способствует росту числа трудовых мигрантов, среди которых этнические мусульмане в большинстве. Но не думаю, что Собянин является скрытым оппозиционером, бросившим в лицо центру свой негатив за его подходом к росту количества гастарбайтеров. Совсем наоборот.

Да и вообще, что за постановка проблемы? Мало ли то, что львиная доля мусульман в Москве – приезжие или даже не обладатели регистрации. Эти люди находятся длительное время в городе, многие, если не большинство, здесь останутся. К гостям столицы отношение ведь тоже должно быть хорошее.

Например, в Кувейте, где христиане раньше никогда не жили, сейчас строят церкви для тамошних гастарбайтеров-христиан (из Филиппин и Индии в основном). Проблемы в этом не видят даже местные салафиты.

В строительстве любых культовых сооружений (не только мечетей), я убежден, надо руководствоваться законом. Если есть потребность, легальная организация, все в соответствии с необходимыми нормами – пусть строят. Политизировать данный вопрос, тем более уводить его в плоскость миграционных и межнациональных проблем, – неправильно и опасно.

Конечно, надо искать компромисс с местными жителями (среди которых, кстати, тоже далеко не все с регистрацией), учитывать их интересы, идти людям навстречу, но и к потребностям мусульман, таких же жителей Москвы, прислушаться стоит. В основном москвичи, как у меня складывается впечатление, не столько против мечетей как таковых (протестуют и против церквей), сколько против беспорядка, который некоторые вокруг них устраивают, и против того, чтобы мечети строили вместо больниц, школ, магазинов и прочих необходимых всем заведений. Если эти вопросы решить, то накал страстей серьезно спадет.

Я, например, как и многие, сам считаю, что миграцию надо ограничивать и жестче контролировать. И мне кажется лицемерным, когда, с одной стороны, завлекают людей в Россию, и в Москву в частности, а с другой – возмущаются тем, что они не только работают с утра до ночи, но еще и молятся.

Москве нужно еще, по крайней мере, несколько добротных просторных мечетей. То, что творится сегодня, - это ужас. 4 крохотные мечети для такого мегаполиса как Москва – это дурная шутка. В западных столицах мечетей десятки, а если считать с маленькими молельнями и религиозными центрами, сотни.

А ведь Россия – наблюдатель в Организации исламской солидарности. По словам наших самых высших руководителей, она - стратегический партнер исламского мира и сама "в том числе и мусульманская страна". Но этот ее образ никак не согласуется с кадрами мусульманина, молящегося на газетке, на снегу или в луже рядом с крохотной мечетью.

Такое положение вещей и такие заявления, как сделал Собянин, только увеличивают отчуждение мусульман от своего государства. Они начинают себя чувствовать пасынками, людьми второго сорта, чужими, ненужными своей стране. Даже далеких от религии светских татар, которые в мечети практически не ходят, это сильно задевает, что я вижу по своим родным и знакомым.

Ведь власти открыто содействуют возведению все новых и новых церквей и восстановлению старых. Получается, как в ставшем уже крылатом выражении, друзьям – все, другим – закон. А так быть ни в коем случае не должно. Россия призвана быть комфортной для всех людей, вне зависимости от конфессии и регистрации.

У меня в свое время была прописка, сейчас есть самая что ни на есть серьезная регистрация, и я устал каждую пятницу выбирать между тем, чтобы помолиться на тротуаре или же на проезжей части. Я забыл, когда уже в последний раз был внутри мечети на джума-намазе. Я не хочу никому мешать "отправлением своего религиозного культа", не хочу создавать проблемы тем, кто ходит или живет рядом с мечетями, мне неприятно, что люди напрягаются из-за того, что мусульмане молятся на улице.

Когда речь сегодня заходит о нехватке мечетей в Москве, прежде всего, говорят о праздничных намазах. Но они бывают 2 раза в год, и их можно проводить на стадионе, в парке, в поле и т.д. Главная проблема – джума. Каждую пятницу у всех московских мечетей – аншлаг, неприятный ни самим мусульманам, ни окружающим. Эту проблему надо не политизировать и не загонять внутрь, а решать, на то и городские власти.

Возможно, объяснение словам Собянина надо искать в психологии. Дело в том, что Сергей Семенович – сам не москвич. Среда, дышащая презрительностью и столичным высокомерием, порой вызывает у людей странные комплексы.

Обладателем заветной постоянной московской регистрации (почти прописки!) сибиряк Сергей Семенович стал не так уж и давно. И чопорные москвичи ему это припоминают. Открыто он, конечно, в лицо "лимитчик", "деревня" и "понаехавший" не слышит, но отношение чувствуется. Москва, как город, редко когда управлялась варягами, с москвичами должен работать только москвич, иначе среда отторгает иногороднего руководителя. Так уж повелось.

С другой стороны, не за горами вернувшиеся выборы мэра. Собянин хочет выдвигаться, о чем он сам говорит. Соответственно, надо как-то поднимать свою популярность в чужом, в общем-то, городе. А мечети, гастарбайтеры, приезжие – это лишь повод для популистских заявлений.



комментариев