Мукаддас Бибарсов: Давление на мусульман - следствие их пассивности

В прошедшей недавно исламоведческой конференции в Донецке по теме «Принцип Аль-Васатыйя (умеренность) в исламе» помимо украинских специалистов, приняли участие гости из-за рубежа, среди которых - известный российский религиозный деятель муфтий Саратовской области и сопредседатель Совета муфтиев России Мукаддас-хазрат Бибарсов.

Редакция cайта "Ислам в Украине" предлагает ознакомиться с текстом интервью, которое удалось взять во время конференции, где помимо впечатлений от самого мероприятия Мукаддас Аббасович ответил на вопросы по теме воспитания подрастающего поколения, разногласий среди мусульман и проблем с запретом исламской литературы в России.

Вы присутствовали на конференции в качестве почетного гостя и докладчика. Скажите – оправдала ли конференция Ваши ожидания?

Конференция мне понравилась, и я с уверенностью могу сказать, – оправдала многие мои ожидания. Самое главное – она имеет большое значение для мусульман Донбасса и всей Украины. Одной из главных задач данной конференции было – обозначить основные проблемы, которые существуют сегодня в мусульманском сообществе, и попытаться совместными усилиями определить направления действий по их успешному разрешению.

Участие СМИ и представителей властей говорит об их интересе к конференции, а также о мерах, предпринятых организаторами, направленных на информирование, поскольку то, что происходит в мусульманской умме, далеко не всегда понятно стороннему наблюдателю.

Каковы Ваши впечатления, и какова практическая польза от данной конференции?

Мы не можем ждать чего-то сверхъестественного от одной конференции. Мы исходим из ее возможностей, того минимума, который она может дать. Государственные структуры и в Украине, и в России прикладывают много усилий, направленных на стабилизацию ситуации в случаях возникновения различных конфликтов или социальной напряженности. К сожалению, эти усилия далеко не всегда успешны.

Вместе с тем, говоря о впечатлении и практической пользе, хочу отметить, что для меня услышанное на конференции было приятным сюрпризом. Украина не Россия – численность мусульман и, соответственно, число мусульманских активистов несоизмеримо меньше. Уровень выступлений Саида Исмагилова и Сейрана Арифова был очень высок – в России я не слышал таких сильных выступлений, которые бы так же раскрывали суть проблемы.

Реалии мусульманского сообщества России не просто иные, они гораздо богаче. У Вас есть большой опыт урегулирования различных разногласий, а также сотрудничества с Духовными управлениями, с различными общественными организациями. Что бы Вы хотели пожелать участникам и организаторам конференции, исходя из Вашего опыта?

У мусульман Украины есть свои сложности и свои проблемы. Есть определенные нюансы взаимоотношений, с которыми я знаком лишь в общих чертах. Есть проблема организационной раздробленности мусульман, которая замедляет динамику движения вперед.

Многолетний опыт моей работы показывает, что многие, в том числе, сложные вопросы можно решить, если чаще встречаться – как на подобных мероприятиях, так и в неофициальной обстановке. При этом мало говорить об этой необходимости – надо делать реальные дела.

Иногда эта задача кажется сложной и невыполнимой – мешают текущие дела, ежедневные заботы, которыми наполнена наша жизнь. Но встречаться необходимо, несмотря на занятость – надо ездить друг к другу. Никакие официальные мероприятия не заменят живого общения, которое бесценно и способствует установлению деловых и дружеских связей.

Как Вы считаете – от кого в большей степени должна исходить инициатива решения тех или иных актуальных проблем – от рядовых мусульман или от лидеров?

Инициатива должна идти «снизу», поскольку любая инициатива – это идея, а «сверху» ее должны подхватывать и реализовывать. Именно такое взаимодействие, на мой взгляд, является наиболее конструктивным и полезным. Но, к сожалению, инициативы «снизу» сегодня нет.

Что сегодня является одной из главных проблем мусульман?

Несомненно, проблема умеренности, концепция Аль-Васатыйя – одна из самых насущных на сегодняшний день. Но в качестве одной из глобальных проблем, из которой проистекают все остальные, я бы назвал сегодня проблему базовых ценностей.

Мы говорим об исламе – о его основах о ценностях, о человеке в его физическом и физиологическом аспекте, но при этом мы часто забываем, что, как у тела человека есть основание – это скелет и мускулатура, так и у духовности человека есть базовая основа – честь и достоинство.

Проблема базовых ценностей берет свое начало в прерванности связи поколений. Речь не только о внешнем выражении уважения к старшим. У молодого поколения сегодня отсутствует инстинкт, заставляющий их прислушиваться к словам старших, а у старшего – нет заряда, который позволил бы передать эти понятия молодым.

Сегодня многие оказываются в положении, которое я назвал бы системой выжатого лимона. Если лимон выжат, вместе с соком он теряет всю свою пользу. Так же и человек – бесконечная погоня за материальными благами, бытовые проблемы приводят к тому, что силы человека исчерпаны. Причем, независимо от его возраста, – это может произойти и в молодости.

Хочу привести пример – если взять стакан воды, вытянуть руку и долго его держать, то через какое-то время его вес покажется чрезмерным и мы больше не сможем удерживать его в руке. Объем воды при этом не увеличивается, но усталость мускулатуры делает задачу невыполнимой. То же происходит и с жизнью человека – груз накопленных проблем становится неподъемным, и человек, даже сильный физически, в силу духовного истощения теряет заряд...

Очень важно это вовремя осознать и найти в себе силы заняться самовоспитанием – в первую очередь, воспитанием своей души. Человеку необходимо найти время для молитвы, для духовного общения, для активных действий - встреч, поездок.

Вы затронули очень важную проблему. В наше время работа часто становится для человека смыслом жизни и вытесняет все остальные смыслы. Человек обрекает себя на хождение по замкнутому кругу и работать ради работы.

Конечно. Посмотрите – в выходные дни люди хотят выспаться, отдохнуть, куда-то пойти. Это нормально. Но почему бы свой выходной не посвятить духовному развитию, восполнению затраченной духовной энергии, восстановлению душевных сил?

В этом человеку могут помочь мечети, религиозные организации?

Без сомнения – могут. Но сегодня у людей отношение к мечетям, зачастую, как к некоему фольклору, когда в село приезжает какая-то группа, все наряжаются и идут на нее посмотреть. Посидели, поностальгировали, вспомнили молодость и разошлись.

То же происходит и с мечетями, куда человек приходит два раза в год или, по необходимости, к примеру, когда похороны. Люди забывают, что мечеть и намаз – во многом тождественные понятия. Как телу человека необходимы воздух, вода и еда, так его душе необходима молитва. Многие сегодня голодны – голодны духовно. В этом – главная причина упадка, поскольку голодный человек не может двигаться, идти вперед.

Наша миссия – помочь человеку утолить его духовный голод. От правильности наших действий, от желания работать в этом направлении сегодня зависит очень много.

В чем залог успеха этой работы?

В истории ислама был период, когда он за сравнительно короткий промежуток времени распространился на обширной территории. Одна из причин этого – высокая концентрация в одном месте мощных людей, способных активно действовать, готовых на любые жертвы во имя своей веры.

Сегодня таких людей – сильных, с мощным зарядом, жертвенных – не хватает. Не хватает людей, готовых жертвовать даже не жизнью, а своим временем. Пока мы не осознаем это, пока не будем сами готовы к активным действиям, нашим уделом будут бесконечные разговоры, пинание воздуха.

Речь, по сути, об искренне верующих людях. О тех, чья вера побуждает их к активным действиям, и за счет которых Аллах мог бы покрыть своей милостью миллионы людей.

Одна из актуальных и «больных» тем сегодня в России – запрет исламской литературы. Как Вы думаете – почему данный вопрос не решен по сегодняшний день?

Думаю, сегодня все понимают – это запрет – акт политический, а не правовой. Это делается для того, чтобы оказать давление на тех, кто сегодня является носителем исламской религии - мусульман.

Акт не правовой, поскольку, если руководствоваться логикой судов, которые выносят эти решения о запрете, то запрещать надо все религиозные книги без исключения. Любая конфессия считает свое учение самым истинным и самым правильным. Почему тогда не запрещают другие книги? Ясно, что эти действия направлены против определенной конфессии.

Но нет худа без добра. Происходящие события должны помочь мусульманам осознать, что в случившемся есть значительная доля их вины.

Я помню Ваши слова: «Зачем нам защищать книги в судах тагута? Другие издадим! Сжигают Коран? Выучим наизусть! Сабр и дуа, сабр и дуа... Давайте уже признаемся в своем бессилии! Ну, нет в РФ мусульман, способных на действие»

Да. Запреты литературы и другие действия, направленные против мусульман – следствие их пассивной позиции.

Каковы реальные пути объединения мусульманских лидеров, а также плодотворного сотрудничества лидеров и мусульманских активистов? Хотя, если честно, я не думаю, что мусульмане захотят объединяться и сотрудничать со всеми, кто пытается претендовать на роль лидера и называет себя таковым.

Проблемы и противоречия иногда надуманы – это, зачастую, вопросы политики, а не религии. Пока будут попытки ловить рыбу в мутной воде, ни о каком объединении речи не может быть.

Глобальных противоречий у нас нет. Противоречия возникаю тогда, когда одни выступают против запрета исламской литературы, а другие его поддерживают. Когда одни говорят о праве женщины носить платок, о том, что это право гарантировано им конституцией, а другие утверждают, что для женщины это не обязательно.

Вот когда закончится эта игра, тогда и будет реальное объединение.

Как Вы ведете работу с мусульманской молодежью. Какие методы считаете правильными? Как мотивируете их к религиозной практике?

Проблема воспитания молодежи сегодня стоит очень остро. Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед властями. Задачу воспитания молодежи не решить только усилиями религиозных организаций. Пока наши дети будут воспитываться на том, что показывают по телевизору, пока в школах не будет правильных подходов к воспитанию, пока не будет сделан упор на семью, как главный фактор в воспитании ребенка, наши попытки что-то сделать не будут иметь серьезных успехов.

У нас есть конкретные идеи, которые мы хотим реализовать и есть конкретные дела, которые дают хорошие результаты.

Одна из идей – создание частных детских садов, школ. Это не способ кардинального решения проблемы воспитания. У нас сегодня нет ядра – речь о человеческих ресурсах. Это «ядро» можно воспитать только за счет концентрированной формы обучения, воспитания на основе исламских ценностей.

Наши наработки, наш опыт работы в этом направлении – лагеря, в которых есть летние и зимние смены. Есть воскресные формы обучения детей. Все эти формы организации досуга и обучения – хороший, проверенный и действенный метод.

Дети получают много знаний, в том числе духовных. Например, они изучают Коран. Это – тот источник, который всегда будет в душе человека и который никогда никто не сумеет оттуда вырвать.

Не менее важный фактор – общение, которое поможет детям установить прочные связи и сохранить их в будущем. Сегодня они общаются и воспитываются на основе подлинных ценностей. И в будущем они также будут собираться не для того, чтобы, одурманив свое сознание, подавив человеческий разум, пытаться получить от жизни максимум удовольствия, а для того, чтобы, возвысив свой разум и свой дух, стремиться реализовать свою жизненную миссию и помогать друг другу во всех вопросах.

Одной из проблем мусульман, о которой довольно часто говорят, является отсутствие социальной активности. Многие заменяют социальную активность ее эрзацем – соцсетями. Что надо делать для того, чтобы люди были активными?

К сожалению, сегодня активная часть мусульман очень много времени проводит в интернете. Я с ужасом смотрю на происходящее там. В вопросах религиозных дискуссий я могу сравнить интернет с корзиной для мусора. Самое плохое – это затягивает, человек не только не получает настоящих знаний, он уходит от реальной жизни, в которой он может реализовать себя как верующий человек.

Надо вовлекать людей в работу, в жизнь общины. У ДУМСО есть хороший опыт развития активности мусульман. Мы собираем людей, привлекаем их к участию в различных мероприятиях. Не так давно мы проводили лагерь для взрослых, в котором приняли участие очень большое количество молодых людей.

Хороший повод для реализации своего желания оказать реальную помощь – Рамадан. В Рамадан всегда всем желающим находится много работы. Например, мы привлекали к работе тех, у кого есть свой транспорт.

Один из наших прихожан уже неоднократно на Рамадан берет отпуск и приходит к нам: «Я в вашем распоряжении». Он помогал на проводить ифтары в довольно отдаленных местах.
Совместная работа вдохновляет людей к дальнейшей активности. Она способствует укреплению дружеских контактов. Кроме прочего – является хорошим примером для других.

Именно люди, вовлеченные в работу, проявляют наибольшую социальную активность.

Именно эта вовлеченность и есть жизнь в соответствии с исламскими нормами.

Спасибо Вам за интервью.

Интервью провела и подготовила Ирина Черкасова

Источник: Ислам в Украине



6 комментариев


  1. (13.10.2013 02:52) #
    -4

    Что сегодня является одной из главных проблем мусульман?

    "Несомненно, проблема умеренности, концепция Аль-Васатыйя – одна из самых насущных на сегодняшний день."

    С одного только Дагестана в Сирию отправились на джихад почти 3000 братьв (три тысячи братьев). Интересно было бы услышать мнение представителей "аль-васатыи" относительно данного факта.

    • (13.10.2013 04:55) #
      0

      Я не сторож брату моему?

    • (14.10.2013 10:05) #
      2

      Помошь своим братьям в вооруженом сопротивлении не являеться нарушением принципа умерености.

  2. (14.10.2013 00:10) #
    -1

    Если бы Пророк (САС) ждал инициативы "снизу", то никогда бы не построил Исламского государства. Проблема не в инициаиве людей, а проблема в "духовных" руководителях, которые занимаются собственными проблемами, а не проблемами исламской уммы России. При "власти" муфтии, не имеющие ученых степеней богословия. Духовными руководителями должны быть ученые, богословы. Завхозом можно поставить грамотного хозяйственника.

  3. (14.10.2013 09:46) #
    0

    Ответ вы найдете в лекции шейха Али Джифри "Стремление к знаниям и очищение души".

    его слова: - "среди нас стало больше тех, кто обладает дипломами и мало тех, кло влияет на нашу действительность".