Муфтий Северной Осетии требует объяснений

Сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Северной Осетии Хаджимурат-хаджи Гацалов обратился к редакции информационного портала "15-й регион" с просьбой разъяснить некоторые вопросы, возникшие в связи с недавним интервью данному ресурсу архиепископа Владикавказского и Аланского Зосимы. По мнению муфтия, часть высказываний православного деятеля, касающихся религии ислам, являются некорректными и могут вызвать неправильное представление у читателей.

"Хочу разрешить свои сомнения в правильности изложения текста, которые возникли после ознакомления с интервью уважаемого архиепископа Зосимы. Те вопросы, которые касались ислама, может быть, и не вызвали бы у меня желания получить более развернутый ответ, если бы имели конкретику.

Но если у меня, регулярно общающегося с православными служителями, возникли недоумения по некоторым моментам, то, думается, у общественности, после прочитанного, может возникнуть неправильное представление о ситуации, исходя из сказанного.

1) Отвечая на вопрос о случае вандализма в святилище, расположенном недалеко от монастыря, последовал ответ: «Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран – разве мы бы его выбросили? Конечно, нет. Мы бы пришли к мусульманам и сказали: «братья, заберите – это наше православное место».

Далее: «То, что произошло, - попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ».*

Все знают, что мусульмане к этому инциденту никакого отношения не имеют. Мы обсуждали этот случай с православными коллегами. Более того, никогда мусульмане Осетии не были замечены в таких делах. В Коране - словами Господа нашего - сказано об уважении к людям Писания. У многих мусульман в домах находятся писания христиан, и Старый и Новый Завет.

Вопрос: Причем здесь ислам и Коран в контексте упоминания к этой истории? Прошу пояснить.

2) Следующий момент: «Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в Ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия - христианство, это очень много, хотя если посмотреть, в общем, цифры не большие». Замечу, что вопрос об основной религии – некорректен, в Осетии тем более, но оставим это на совести журналиста. Читаем ответ: «Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились…»**

Вопрос задан прямо «По меркам Осетии …», и исходя из ответа мне бы и остальным заинтересованным гражданам Осетии, хочется узнать – «Кто ведет массированную промывку мозгов, и кто есть представители радикального ислама в Осетии? У нас нет другого Духовного управления и других священнослужителей. Кто имеется в виду?»

Правильно говорится, «настоящий ислам не делит людей», и архиепископ Зосима, приводит в пример свою жизнь в Казахстане. Ссылается на слова Рамазана Абдулатипова и Талгата Таджуддина. Но коль вопрос стоит «по меркам Осетии…», то я в свою очередь скажу, в Осетии никогда не было религиозных проблем, как внутри конфессии, так и межконфессиональных. Отдельные личности, провоцирующие проблемы и конфликты были, но общество в этом вопросе консолидировано. Как и по отношению к акту вандализма, озвученного в интервью. При всем моем уважении к персонам Абдулатипову и Таджуддину, смею заметить, Осетия, в межнациональном и межконфессиональном отношении, показательный пример для многих, и высказывания этих уважаемых людей, в первую очередь, относятся к проблемам их регионов.

Вообще на моей памяти это первый случай, когда глава одной конфессии говорит в таком контексте о другой.

Прошу Вас опубликовать мои вопросы и внести ясность в сказанное, избавив нас всех от возможности разночтения некоторых моментов в интервью.

С уважением, муфтий Хаджимурат Гацалов".

*Развернутый фрагмент интервью к первому вопросу:

"- Мы уже дали оценку случившемуся — это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран — разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите — это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

— Что вы подразумеваете под переделом?

— То, что произошло, — попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя".

**Развернутый фрагмент интервью ко второму вопросу:

"— Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия — христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм — государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин. А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы".



комментариев