Пару лет назад глава администрации одного из, мягко говоря, далеко не самых религиозных районов Дагестана как-то неожиданно начал совершать молитву. Вслед за ним молиться начали почти все, кто имел какое-либо отношение к администрации района.
Те, кто раньше открыто высмеивал посетителей пустовавшей до этого «знакового события» мечети, стали заполнять её по пятницам. На рабочих местах практически у всех появились молитвенные коврики, которые, как свидетельствуют очевидцы, использовались один раз в день. Иногда – два. В исключительных ситуациях – три. Это если глава весь рабочий день находился на рабочем месте. Родители редких в районном центре «исламистов», всячески препятствовавшие их походам в мечеть, теперь не только перестали это делать, но и стали давать дельные советы по пребыванию на пятничной молитве. Некоторые из них, такие как «оденься получше» или «иди пораньше», совпадали с Сунной. Если пойти раньше, можно проследить, когда в мечети появится глава, и сесть рядом с ним, пока все места не заняли другие. Хотя, согласно Сунне, надо стараться занять место в первом ряду, а не в том, в котором сидит глава администрации района.
Спектакль, давший много поводов для разговоров, сплетен, шуток, даже дискуссий, продлился недолго. Глава администрации молиться перестал. К привычному образу жизни вернулись и остальные жители районного центра.
Мораль сей басни такова: не надо слишком серьёзно воспринимать «мнения» «культурных, интеллигентных, образованных, творческих, светских людей» о «высоких материальных и социальных достижениях светской культуры» и «мракобесии религии». Суждения эти «формируются» (вырабатываются) в силу обстоятельств. Меняются обстоятельства – меняются мнения. На самом деле мнения есть только у идейных людей. Остальные подстраиваются. Под начальника, мэра, президента, Кремль…
С момента как «неверующего президента сменил верующий», улеглась проблема школьниц в хиджабах, нормальным явлением стало посещение мечети в рабочее и учебное время, и что самое интересное – те, кто раньше говорил об отсталости, средневековости и мракобесии шариата, сегодня сменили маски. Шариат теперь – это не мракобесие. Это «слишком высокий уровень культуры, до которого нам расти и расти». Правильно, конечно. Но от веры или неверия глав администраций, мэров, президентов – природа шариата никак не зависит.