Насколько всё это реально? Абас Кебедов утверждает, что вполне. Он доказывает, что в нынешних условиях ЦЕЛЕСООБРАЗНЕЕ мирные, ненасильственные формы распространения ислама. Нежели военный джихад, на пути которого гибнут самые жертвенные представители общины, уменьшая и без того немногочисленное ядро исламских активистов.
Кебедов уточняет, что «адаптация боевиков к мирной жизни»– лишь один из пунктов масштабного процесса, который стартует в республике. Общество само поворачивается лицом к духовным ценностям, будучи готовым максимально использовать исламские идеалы. Прекратится преследование исламских активистов. Будет жёстко пресекаться коррупция, категорически осуждаемая и в исламе. Уйдут в прошлое внесудебные казни, пытки и «списки неблагонадёжных». Вся радикальная энергетика будет задействована в формате мирной активности.
Для того чтобы исключить любые необоснованные подозрения в ангажированности переговорщиков и их «агентурной работе» на Кремль, будет предпринят ещё один важный ход. В Дагестан будут приглашены уважаемые и уж точно независимые исламские учёные. Здесь, на месте, они засвидетельствуют, что в нынешних конкретных условиях эффективнее именно мирный, а не силовой путь приближения к духовно-социальному идеалу, когда «слово Аллаха превыше всего».
Насколько реально получение исламской общиной таких широких возможностей? Абас Кебедов и тут категоричен: «Если я почувствую фальшь и несоблюдение договорённостей – немедленно выйду из переговорного процесса».
* * *
Это случилось буквально на днях. Время очередного намаза застигло первого вице -премьера Ризвана Курбанова в своём рабочем кабинете. Там находились ещё два человека, и они решили помолиться вместе (коллективное богослужение в исламе рассматривается как приоритетное). Встать вперёд было предложено журналисту «Черновика» Артуру Мамаеву, имеющему репутацию острейшего оппозиционного политического обозревателя, да ещё и махрового исламиста. Так они и молились джамаатом – оппозиционер- исламист Артур Мамаев и государственный муж Ризван Курбанов за ним.
Так неужели, вместе поклоняясь одному Богу, дагестанцы не попробуют найти общего языка в более частных вопросах?