Мир и религия глазами юриста

Недавно был на одной конференции по теме исламских финансов. Выступающие практически все говорили, что нет законодательной базы и необходимо её принять. В выступлении, на мой взгляд, важна концовка, так вот все и призывали к принятию законов. Так прошел весь первый день, на второй день участников поубавилось. «Люди, которые принимают решения» отметились этими дежурными речами и на второй день остались только « представители экспертного сообщества». Один эксперт все-таки нашелся, жалко что его не слышали «представители политического класса». Он рассказал, что этот подход называется у хороших специалистов правовым романтизмом.

Как долго я искал этот термин! Дальше он привел кучу примеров хороших, но неработающих законов. И они не работали не только, потому что не были подкреплены финансами, а потому что важен не столько сам закон, сколько отношение к нему, профессор назвал этот процесс легитимацией закона. Т.е. признанием и принятием со стороны общества. Можно принять закон « О счастье» сказал он, причем абсолютным большинством, но счастье не наступит. Я не юрист, к счастью, хотя в юности и хотел им стать. И мне кажется, мы перебрали все лимиты по обращению к идее принять закон, каждый раз, когда возникает какая-либо проблема. Устал слышать: надо принять закон. Перефразировав известное изречение скажу, что принятие законов- это последнее убежище бездельников.

Но как оказывается эта проблема, касается и религиозной среды. Это общая проблема- излишнее упование на право, попытка изменить мир меняя закон, представление о том, что хорошие законы, «дают» хороших людей и хорошее общество.

Это в исламе называется якын-упование. Ложное, а то и излишнее упование, на что либо -это ошибка и грех. Причем один из самых незаметных, хотя он является и одним из самых важных. Упование, можно сравнить с корневой системой, ствол, ветви и вся видимая часть-всё это основано на этой корневой системе - на мировоззрении. В котором упование одна из главных его характеристик.

И все остальное, кстати, основывается именно на этом, пускай и невидимом, но основополагающем факторе убеждений. Перефразировав известное изречение: скажи, на что ты уповаешь, и я скажу кто ты!

Кроме этого, есть ещё несколько утвердившихся в сознании штампов, которые восприняты из других религиозных традиций. Один из них, это отношение к знанию. Причем знание воспринимается просто как информация, без учета особого взгляда ислама на это счет. Но это другая отдельная тема. Точно таким же сужением является и отношение к исламу, в котором главное место занимает фикх ( исламское право, если говорить на языке аналогий и ассоциаций). Есть хорошая притча на эту тему: сидели факихи на берегу и услышали, как тонущий человек взывает о помощи. Они начали обсуждать, чем является спасение утопающего - фарзом или ваджибом. Между тем, бедняга утонул.

Одним знанием прав, да и обязанностей, сыт не будешь. Это очень некорректное, грубое, механистическое представление о человеке. Совсем не исламское, даже если все слова используются из его лексикона. Так человек не меняется. Да, на человека влияют слова, информация. Ну, примерно так, как если бы вы пытались приготовить шашлык, без костра, используя только его рисунок. Воздействие силы слова сильно преувеличено в наше время. Оно в арсенале средств воздействия занимает самые последние строчки. После примера, сердечного переживания и прочая, и прочая. А так, что можно и что нельзя, какое за что наказание - это как объяснение как проехать куда-то тому, кто ехать не куда и не собирается. Закон, он извиняюсь за банальность только для законопослушных, уважающих и чтущих его, полезная штука.

Тем более слабые позиции «законников» в попытках изменения нравов людей. В религии Ислам, его правовая система важна, она занимает большое и достойное место, но ею сам Ислам не ограничивается. Сегодня многие с позиций фикха, ругают остальные исламские науки, обвиняя их в том, что они являются новшеством. Парадокс в том, что именно эти претензии предъявлялись и к самому фикху при его зарождении как исламской науки.

Большая часть людей должна исполнять закон сознательно, не из-за страха. И даже не ради какого либо рода поощрения со стороны людей. А принуждение к исполнению закона силой, это для абсолютного, маргинального меньшинства.

Закон есть, он известен, он не изменен. Теперь остается, самая малость - понять и реализовать ту самую загадку человека, которая скрыта в океане исламских знаний- как привести общество к состоянию, когда им интересно, что говорит про то или иное Закон.

Интересно в смысле готовности следовать закону, конечно же. Т.е. до вас господа «законники» очередь еще, к сожалению не дошла. Будем надеяться, что мы доживем до этих светлых времен. А пока давайте изучать ту часть ислама, которая подготовит человека и общество к готовности следовать Закону!



комментариев