Легко ли быть молодым сегодня?

Московский старшеклассник пошел на учителя географии с охотничьим ружьем. На Северном Кавказе его сверстники объявили войну полицейским. Что происходит с нашими подростками? Абдулла Ринат Мухаметов задается вопросом, легко ли сегодня в России быть молодым.

На заре Перестройки на экраны вышел документальный фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». Тогда общество узнало, что в душах подрастающего поколения не все гладко. Это был шок. Советский человек увидел в безумных юношах и девушках свое отражение. И даже больше: отражение того, что происходило и еще произойдет со страной.

Сергей Гордеев, устроивший 3 февраля пальбу в московской школе, напомнил нам о том, чем живут современные российские подростки. Его сверстники на Северном Кавказе, составляющие большую часть «армии» т.н. Имарата, давно своими действиями говорят о том же самом. Страна, огороженная стеной бесконечных контртеррористических операций, их не слышит. Но все они – Сережи и Маги - наши дети. И мы все в ответе за то, что с ними происходит, за то, что они творят.

Кавказ и Отрадное – одна история. У них много общего. Только в разных условиях подростковая злость по-разному себя проявляет.

Имарат (по крайней мере, его младшая часть) - «дети кукурузы» из американских фильмов ужасов. Докку Умаров - кавказский Пол Пот с его подростковыми дружинами «красных кхмеров» или Чарльз Мэнсон, идеолог истребления «свиней». Соколов и Асиялова – это «прирожденные убийцы» типа Бони и Клайд. Мы имеем дело с продуктом своеобразно понятой западной субкультуры, а не с мусульманской религией.

«Детская армия» Докки Умарова, «школьный стрелок», все эти убийцы-скины и самоубийцы-эмми, панки и наркоманы, сатанисты и бродяги - результат того, что натворили взрослые.

Последние десятилетия Россия безумствует. Мы потеряли своих детей.

За 20 лет после выхода фильма «Легко ли быть молодым?» наши подростки стали только злее и страшнее. В советское время то, что случилось в Отрадном, было невообразимо. Такие школьные расстрелы, как в компьютерных играх, не редкость в Америке. Но не у нас.

Подростковая субкультура, наиболее остро реагирующая на окружающую действительность, стремительно дегуманизируется. В ней все меньше человеческого. Она все жестче и жестче. Это утрированное отражение нашего общества, жуткая карикатура на взрослых. Сережа Гордеев и Мага из «лесного джамаата» живут в половине из нас.

Мы не занимаемся своими детьми. Родители, семья, общество, государство, традиционные авторитеты, что в Большой России, что на Северном Кавказе, для них умерли. Подростковая агрессивность вышла из-под контроля. Теперь они сами решают, кто во всем виноват: учитель географии, сотрудник полиции, кафир или нерусский гастарбайтер.

Несформировавшаяся психика, ранимые души, трудный возраст – юные парни и девчонки легко сломались под прессом постсоветских «реформ» и нынешней «стабильности». Дальше будет только хуже. Это огромная проблема.

Сережа

Гордеев открыл дорогу для школьных стрелков. Он первый такой в России. Судя по комментариям в Интернете, не дай Бог, конечно, но, возможно, не последний. У него нашлась масса почитателей. «Красавчик», «круто», «Серега, держись», Мы с тобой» - это пишут такие же старшеклассники, как и он. Не удивлюсь, если для кого-то он станет своего рода иконой, символом, героем, который указал глухому миру взрослых на его место.

Так, в тверской глубинке нашелся последователь у Саида Бурятского. 14-летний русский юноша из неблагополучной семьи, которому, как выяснилось, требуется психиатрическая помощь, без какой-либо подсказки стал, что называется, фанатом молодого экстремистского проповедника, убитого несколько лет назад. Он не только сам лично сделал себе обрезание, но и пытался подорвать местное отделение полиции.

Обаяние ужаса плюс склонность к эпатажу – на это всегда были падки подростки. Отличник из Отрадного сделал то, о чем другие мечтают, о чем говорят, чем грозят. Извечный конфликт отцов и детей (учеников и учителей, взрослых и младших) многие хотели бы решить, как Серега.

Преподавателей ученики избивали и в советское время. Случалось. Но хладнокровный расстрел – это современное российское «достижение». Прогресс в озверении общества на лицо, что говорить.

Интересна реакция родителей на случившееся. В Интернете, в разговорах мам, пап, бабушек и дедушек, которые я слышу, когда прихожу забирать ребенка из школы, слышны нотки не то, чтобы попыток оправдать Гордеева, но, что называется, понять и простить.

Мол, ЕГЭ, давление учителей, насмешки одноклассников и т.д. - вот, парень и сорвался. И вообще неизвестно, что там было, и что его побудило убить преподавателя. Нам же всего не рассказывают, говорят родители. Неизвестно еще ничего о ситуации в семье. Его отца (то ли сотрудника ФСБ, то ли ГРУ) нигде не показали. А, скорее всего, корни случившегося надо искать в обстановке, которая царила в доме Сережи, в отношениях, прежде всего, с отцом. В общем, заключают мамы и бабушки, на пустом месте ничего не случается. Да, и парень – еще совсем ребенок, какой с него спрос.

Жалко, что эти рассуждения не доходят, как правило, до осознания личной вины каждого из нас в трагедии 3 февраля.

Маги

Причины, уводящие в северокавказский «лес» сережиных сверстников, а также ребят и девушек чуть постарше, часто схожи – неустроенность, конфликт с обществом и семьей, часто с отцом, психологический и социальный дискомфорт. Плюс трудный возраст, неустоявшаяся психика несформировавшейся личности. Молодежь, оказавшись в буре кавказского постсоветского хаоса, криминала, коррупции и других издержек неолиберального строительства, абсолютно дезориентирована.

Там дети выплескивают свою злость не на учителя географии или в нацистских зверствах в подворотнях, а участвуя аж в войне под религиозными знаменами с целой Россией. (Кстати, раз речь зашла о религии: семья Гордеева - верующая. В его комнате нашли массу икон. Пишут, что родители заставляли его молиться и читать православную литературу).

Но в основе все равно тот же психологический конфликт с Системой, которая по-разному персонифицируется. Что в Москве, что в Хасавюрте одинаковая борьба за «все хорошее, против всего плохого», юношеский утопизм, максимализм, душевные раны и глубокие комплексы.

Короче, большие взрослые проблемы – периферийный российский олигархо-бюрократический капитализм плюс агония традиционной кавказской аграрной цивилизации – скручивают подростка в бараний рог.

Кризис традиционной кавказского уклада жизни разворачивается очень мучительно. Вспомним, что в России весь XX в. прошел под знаком трагедии русской деревни. Крови и слез пролито столько, что хватит на несколько столетий и стран.

Началось с крестьянских бунтов и Революции 1905 года, потом столыпинские реформы, Октябрь 17 и Гражданская война, вновь восстание мужиков против Советов в начале 20-х, коллективизация, раскулачивание, Великий перелом и индустриализация. «Лимита», о которой так много писали в 80-е, - последняя судорога ушедшего в историю русского села.

Сегодня на Северном Кавказе кризис традиционного общества усугубился распадом Союза и всего того, что он за собой повлек. Это делает процесс особенно болезненным, а его перспективы непредсказуемыми. «Лес» и фанатичные подростки – далеко не самая большая проблема там сегодня. На другом полюсе – т.н. сауны (публичные дома), куда ходят еще недавно «гордые и благородные джигиты», и которых обслуживают не приезжие откуда-то, а местные еще вчера «скромные горянки». Люмпенизируются огромные массы населения, идет криминализация, страшное расслоение.

Нельзя оправдать ни Сережу, ни Магу. Преступление есть преступление. Но если мы хотим хоть что-то исправить, то должны понять, что у всех нас и у наших детей одни общие проблемы и одна общая судьба.



10 комментариев


  1. (09.02.2014 12:41) #
    2

    Люди в погоне за длинным рублем забыли о воспитание своих детей, они определили, что одежда и крутой айпод и много других вещей возместят отсутствие общения и тепла детям! Взрослые превратили себя в рабов денег, и хотят чтобы их дети были без чувств и без души. Ограниченность человека чувствует свое бессилие и нуждаемость в упорядочение своих поступков, а это может только Создатель! Дети это будущие, что мы посеем, то и пожинаем!!!!

    • (09.02.2014 15:23) #
      3

      Все так. Вывод один: Человечество, внешне "цивилизуясь", внутренне (духовно) звереет.
      Как же быть? Неужели нет выхода?
      АльхамулилЛахи, есть! Ведь когда люди заблудились, стали поклоняться тому, что сами и создавали, - ИДОЛАМ, Аллах Всевышний послал к ним Своего Последнего Посланника, Мухаммада, с.а.с., чтобы он напомнил людям о ПРЯМОМ ПУТИ. О пути, следуя по которому, человечество избежит тех ошибок и несчастий, о которых говорит автор статьи.
      Тот факт, что в последние два десятилетия масса людей - "неэтнических мусульман"- принимают Ислам, свидетельствует об инстинктивном выборе людьми ПРЯМОГО ПУТИ - ИСЛАМА. Молодые американцы, европейцы, изучая религии, останавливают свой выбор на Исламе, как наиболее отвечающем их чаяниям.
      Небывалая ярость врагов Ислама наших дней свидетельствует о том же: Люди, осознавая умственно или чувствуя инстинктивно, отходят от ИДОЛОПОКЛОНСТВА, которое уже долгое время являлось "религией их отцов". "Отцы" сопротивляются, заставляют детей поклоняться идолам , что вызывает глухое сопротивление детей. Не обремененные старыми догмами, молодые люди выбирают Ислам или...террор против всех и вся, как шаг отчаяния.
      Как минимум, власти должны дать Исламу развиваться естественным путем, не чинить препятствий для его пропаганды. Нельзя терроризировать молодых людей за то, что они возвращаются в Ислам и ведут мусульманский образ жизни. Этот образ жизни отличается от общепринятой тем, что в нем нет...разврата! Нет алкоголизма, прелюбодеяния, лжи, безбожия... Но ведь как раз это и оздоравливает общество, людей, придает им силу духа и надежду на будущее.
      Равенство конфессий , декларированное в основном Законе страны, пора реализовывать на деле. И это было бы элементарным соблюдением положений Конституции РФ.

      • (10.02.2014 12:37) #
        -1

        Анвер, ну а что: в Дагестане мечетей мало, строить не дают? Пропагандировать ислам не дают? В дагестане неравенство конфессий в пользу христианства?

        • (10.02.2014 13:21) #
          2

          В Дагестане, матрос, два села - Карамахи и Чабанмахи, жившие по законам шариата, с идеальным порядком и самоуправлением, сровняли с землей.
          В Дагестане, матрос, столько убито и уведено мусульман и их лидеров, что земля стонет.
          В Дагестане, матрос, такое засилье силовиков, как будто республика находится в осадном положении...

          • (10.02.2014 14:43) #
            -1

            Потери федеральных войск во время операции - 700 человек. Вряд ли это были мирные поселения

  2. (09.02.2014 18:04) #
    2

    Помогите инвалиду из Сирии: http://www.muslim-info.com/

  3. (09.02.2014 20:29) #
    2

    Усама ибн Зейд в 18 лет возглавил армию против византийцев.
    Получается, что "детям кукурузы" удается дестабилизировать весь Северный Кавказ, при этом "вынося" и "приподнимая" сотнями кяфиров и их помощников, а матерым и профессиональным отрядам убийц РФ маги не по зубам?
    Кстати, Майк Тайсон в 20 лет стал чемпионом миром в тяжелом весе.
    Вот тебе и "дети кукурузы"..........

  4. (09.02.2014 20:43) #
    3

    "Причины, уводящие в северокавказский «лес» сережиных сверстников, а также ребят и девушек чуть постарше, часто схожи – неустроенность, конфликт с обществом и семьей, часто с отцом, психологический и социальный дискомфорт."

    Типичный стереотип коренного москвича о проблемах кавказской молодежи.
    Только автор почему-то умалкивает об истинных причинах - беспределе спецслужб, о зверских пытках, о таком новом понятии для Кавказа, как "петеряли", о казнях в застенках, об унижении и т.д. и т.п.

    • (10.02.2014 12:35) #
      -2

      Он не только пишет то, что вами процитировано:
      "На другом полюсе – т.н. сауны (публичные дома), куда ходят еще недавно «гордые и благородные джигиты», и которых обслуживают не приезжие откуда-то, а местные еще вчера «скромные горянки». Люмпенизируются огромные массы населения, идет криминализация, страшное расслоение".
      "агония традиционной кавказской аграрной цивилизации".

  5. (10.02.2014 15:12) #
    0

    15-летний московский пацан, в жизни не заработавший ни копейки, живший у папаши с мамашей, как за каменной стеной, возомнил себя гением, так как у него было одно занятие: учиться. За учебу наверняка получал деньги на расходы. Этот "гений" в глазах одно класников не мог терпеть других суждений, даже, если это был учитель и решил с ним разобраться. И вот эта оформившаяся "сволочь" автором приравнивается к детям северного Кавказа. Такие сравнения могут прийти на ум только московскому ученому.