В последнее время представители общественности, а зачастую местных властей, вместо того, чтобы способствовать укреплению межнационального мира и согласия, разжигают рознь. В итоге национализм и ксенофобия в российском обществе продолжают разрастаться. И на Кавказе, и в центральной России раскручивается один и тот же сценарий развала России с последующим ее дроблением на удельные княжества. Об этом говорится в статье Абубакара Асаева, главного специалиста аналитического управления аппарата уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике. Приводим текст статьи, распространенный пресс-службой уполномоченного по правам человека в ЧР.
Тучи над Кавказом
Участившиеся случаи массовых нарушений правопорядка с использованием межнационального компонента дают власти повод задуматься о выработке четкой и выверенной национальной политики государства.
На одном из заседаний оперативного штаба МВД России первый заместитель главы МВД генерал милиции М. Суходольский высказал весьма интересное предположение относительно участившихся по всей территории РФ фактов массовых нарушений правопорядка: "Не исключаю, что криминалитет использует эту ситуацию в своих целях, сохраняя линию на подрыв авторитета милиции, а значит и власти в целом, в глазах населения". С подобными выводами трудно не согласиться. Но при этом в большинстве случаев налицо, если не прямое срастание местных правоохранительных органов с криминалитетом, то, по меньшей мере, лояльное отношение к нему. Наглядным примером срастания криминала с властью, и даже манипулирования сознанием масс через насаждение страха является бойня в станице Кущевской и криминальные войны в городе Гусь- Хрустальный. Анализ резонансных событий дает основание полагать, что ни в одном из них не было спонтанной реакции местного населения на засилье какой-то этнической группы.
"Свои" и "чужие"
Ставрополье всегда являлось местом компактного проживания различных этносов, которые до известных нам событий последних десятилетий мирно проживали в этом благодатном крае. Безусловно, были отдельные инциденты, массовые драки и криминал, но в общей массе не было выраженной вражды в отношении каких- то национальных или этнических групп. Ситуация стала накаляться в последние годы. Копившиеся местечковые обиды не без приложения усилий третьих сил стали обретать ярко выраженный агрессивный характер именно по признакам национальной принадлежности. Почему-то не понравилось и то, что Ставропольский край включили в СКФО, хотя Ставрополье всегда являлось составной частью Северного Кавказа. Начался сбор подписей жителей края с обращением к руководству страны по факту неправомерности такого объединения. Безусловно, определенный фактор раздражения вносят несдержанность и вызывающее поведение некоторых представителей северокавказских народов, которые оказавшись за пределами своих республик, иногда забывают о правилах хорошего тона, что нередко приводит к инцидентам. Но если, к примеру, в той же Кущевской наиболее воинственная часть обитателей этого региона - казаки смотрели сквозь пальцы на беспредел "цапковцев", то в отношении представителей нерусской национальности поводом для погрома может стать даже брошенный мимо урны окурок.
27 ноября в городе Зеленокумск произошло столкновение между местными казаками и чеченцами. Инциденту якобы предшествовала попытка изнасилования жителем Чеченской Республики 15-летней местной девушки. По одной из озвученных в СМИ версий девушка чудом отбилась от насильников и сообщила о случившемся брату-казаку. Тот с помощью товарищей решил разобраться с обидчиком. Получив отпор при первой попытке выяснения отношений, около сотни казаков направились для разбирательства к дому местной чеченской семьи. В ходе стычки и последовавшей стрельбы из травматического оружия ранения и травмы получили семеро казаков и один уроженец Чечни.
По факту данного инцидента остается много вопросов, которые почему-то адресуются только чеченской стороне и правоохранительным органам, но не к казакам, которые, не разобравшись в достаточно спорной ситуации, решили совершить самосуд.
Казаки "разбойники"
Националистически настроенная часть казачества уже давно пытается предстать в глазах граждан, как единственная сила, которая способна защитить "коренное население края от экспансии понаехавших из горных аулов южных соседей". Безусловно, права, честь и достоинство всякого человека, если они попираются, должны быть защищены, но в рамках закона. Недопустимо, когда идут прямые или косвенные призывы "взяться за вилы" и депортировать "кавказских мигрантов". Не стоит забывать, что все мы граждане одной страны и у государства нет необходимости перекладывать правоохранительные функции на плечи "радетелей за державу". Ситуация в такой благополучной, казалось бы, станице Кущевской или в городе Гусь-Хрустальный наглядно демонстрирует, что криминальный беспредел - это не межэтническая проблема и казачьими патрулями ее не решить. Времена покорения Кавказа прошли. Казачья элита не может смириться с тем, что реестровому казачеству уготована роль "свадебного генерала" и оторванностью от генеральской "кормушки". В такой ситуации, если врага нет, то его надо создать. Об этом ясно говорит в своем обращении атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска Иван Безуглый, который отмечает, что скептическое отношение к казакам в некоторых регионах России связано с временным отсутствием явной опасности для государства и населения: "А вот если эта опасность материализуется, уверяю вас, на казаков будут смотреть совершенно по-иному, включая тех, кто сейчас выражает скептицизм и недоверие. Чтобы не быть голословным, приведу пример только по Крымскому району Краснодарского края. Когда эта земля подверглась нашествию турок-месхетинцев, занимавшихся здесь самозахватами, у населения надежд на власть и правоохранительные органы было мало. От турецкого бесчинства защиту видели только у казаков. А когда угроза спала (турок вывезли в США), и опасность уже не воспринималась остро, к казачеству спал интерес". Комментарии к сказанному, думается, излишни.
История казачества делится на два периода. На мирное вживание беглых крепостных в культуру соседних кавказских народов, у которых казаки очень многое переняли. И период начала колониальных завоеваний, в которых казаки оказались основной опорой царского самодержавия в кавказской войне. Земли, с которых вытеснялись коренные народы, дарились казакам за службу, в связи с необходимостью защиты покоренных земель. Попытки некоторых сил заставить казаков забыть о своих куначеских отношениях с местными народами в прошлом и, вооружив, противопоставить их коренным этносам Кавказа опасны, прежде всего, для самого казачьего сообщества и его будущего. Примеры этому в истории уже есть.
Жаркая весна!
Начало активности экстремистских сил как на Ставрополье, так и, в целом, по России эксперты, прежде всего, объясняют приближающимися выборами. Борьба за депутатские мандаты на Ставрополье только набирает обороты и к весне достигнет своего пика. Само собой разумеется, если правящая партия не поделится властью, то эта "удаленность вероятных "победителей" от "интересов" народа может привести Ставрополье к новым всплескам националистических выпадов, что на фоне предстоящих на юге значимых событий, власти совсем ни к чему. По сути, со стороны казачьей элиты идет прямой шантаж и давление на власть, посредством которого она уже добилась определенных уступок. Пример тому - казачьи патрули на улицах (пока только совместно с милицией). Но при этом почему-то никому не приходит в голову идея создать, хотя бы в местах компактного проживания представителей различных конфессий и национальностей, интернациональные дружины, которые реально могли бы стать залогом спокойствия на улицах городов и сел.
Быть патриотом - это не только махать шашкой
Свои предложения по вопросам формирования толерантного общества неоднократно высказывал Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев, к которому достаточно часто из разных уголков страны поступают жалобы на притеснения по национальному признаку от выходцев из Чечни. В частности, омбудсмен не раз заявлял о необходимости учреждения в стране федерального ведомства по национальной политике и религии. Четкая, выверенная национальная политика в многонациональной и многоконфессиональной стране, как никогда, востребована сегодня. Обеспокоенные попытками разжечь вражду между народами члены Общественной палаты РФ, представители общественных организаций субъектов СКФО, российских НПО подписали меморандум о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни. "Последние события в городе Зеленокумск Ставропольского края, где произошла массовая драка с применением огнестрельного оружия между местными казаками и уроженцами Чечни, стоят в одном ряду с попытками поименно переписать мусульман Воронежа и Тамбова; с непродуманными заявлениями по поводу мусульманских традиций, связанных с празднованием Курбан-байрама, и по поводу роста числа мусульман в российских городах. Очевидно, что за всей этой кампанией стоят силы, которые стремятся развязать в России этнический конфликт по югославскому типу. В последнее время некоторые СМИ стали не просто уделять особое внимание конфликтам в молодежной среде, но и придавать социальным конфликтам характер межэтнических. Посредством искажения фактов, преднамеренно ложной интерпретации каждого нового происшествия идет целенаправленная кампания по столкновению христиан и мусульман, кавказцев, татар и русских", подчеркнули в своем заявлении подписанты меморандума.
Между тем, национализм и ксенофобия в российском обществе продолжают разрастаться. И накопившийся негатив словами о толерантности из сознания уже не выветрить. Ни для кого не секрет, что и на Кавказе, и в центральной России раскручивается один и тот же сценарий развала России с последующим ее дроблением на удельные княжества. На Кавказе внедряется идея независимости от России, а в центральной России налицо тот же процесс, с той лишь разницей, что подрыв страны ведется с акцентом на лозунг: "Россия для русских!". Этим силам очень нужен внутренний враг и масштабный конфликт между народами. Кому выгоден такой сценарий? Да, конечно, всем, кроме самих россиян.
Абубакар Асаев, главный специалист аналитического управления аппарата уполномоченного по правам человека в ЧР.