Вспомним, как мы "провели этим летом", и подумаем, что нас ждет дальше

Весна-лето 2012 г. оказались очень богатыми на крупные, в том числе трагические, события в мусульманской жизни России. Этот сезон стал, может быть, самым горячим в своем роде за все последние годы.

Началось все очень позитивно. 25-26 мая в столице прошла международная конференция «Исламская доктрина против радикализма», завершившаяся принятием Московской Богословской Декларации по вопросам джихада, такфира и халифата.

Впервые Россию посетили улемы мирового уровня, да еще и в таком количестве. Документ, который они выдали в ответ на запрос наших мусульман, дает богословски выверенные основы (т.е. шариатское обоснование) для развития отечественной уммы применительно к условиям современной российской государственности.

Однако это серьезное начинание – чуть ли не впервые российские мусульмане обратились к фундаментальным вопросам своего формирования и развития – оказалось задвинуто на второй и третий план в результате бурных событий. Вспомним, как мы "провели этим летом", и подумаем, что нас ждет дальше.

1. Беспрецедентный запрет книг. Исламскую литературу запрещали и раньше, но теперь в списки противоправных в РФ попали хадисы Пророка, мир ему (!), не говоря уже о множестве классических и современных трудов по вероучению, религиозной практике и даже суфизму. Затем была смерть известного адвоката Рустэма Валиуллина, который занимался защитой книг и другими делами по «исламскому экстремизму».

Одно это грозило затмить все предыдущие скандалы на «мусульманские» темы. Но Всевышний распорядился так, что сегодня об оглушительных по своему значению запретах мало кто вспоминает, даже учитывая что, иншаАллах, дело идет к отмене скандального запрета Оренбургским судом 65 книг.

2. Хасавов-Асланян - мелкие провокации. Правда, тогда они мелкими не казались, это сегодня на фоне взрывов и убийств. Не так давно Хасавов, который, напомню, пригрозил залить Россию кровью, если не будут созданы шариатские арбитражи по гражданским делам (!), предложил свои услуги певицам из «Pussy Riot», но это не привлекло никакого внимания. Оскорбителя же Пророка (мир ему) Асланяна вообще благополучно забыли, чему он сам, наверное, несказанно рад.

3. Перегруппировка сил на официальном исламском пространстве. Всю весну-лето идут крупные, средние и мелкие движения в среде духовенства. РАИС подвергся расколу, ДУМ Чечни вышел из и так практически виртуального КЦМСК, брожения в и вокруг ЦДУМ, съезд и поиски новых решений в СМР, влияние и участие различных сил во всех этих процессах, борьба в и вокруг ДУМ РТ.

Не исключено, что за перегруппировкой последует новое наступление исламофобских кругов на мусульманском направлении с целью подавить любые попытки кому-либо содействовать самоопределению российской уммы как неотъемлемой части отечественного гражданского общества.

И, наконец, 4. Теракты в Казани. Сказать о произошедшем, что дело ясное, что дело темное, значит не сказать ничего. Подозреваемые отпущены. Власти, вроде как, не пошли на поводу у разного рода «стратегических исследователей» и не начали тотальные репрессии по кавказско-узбекскому сценарию, понимая, к чему это приведет. Заявления неких «моджахедов Татарстана», на фене взявших ответственность за преступления на себя, быстро промелькнули и вызвали лишь ощущение глупого театра. Мало внимания даже было уделено странным новостям о смерти трех молодых людей в ночь на Ураза-байрам, при взрыве которых от своей же бомбы, как гласили сообщения СМИ, осталась экстремистская литература.

К слову, недавно татарстанские власти наградили главу СМР Равиля Гайнутдина, публично жестко критикующего муфтия РТ Илдуса Файзова. Перспективы же последнего вернуться после улучшения здоровья на свой пост наблюдателями не оцениваются как однозначные.

Но даже события в Татарстане поблекли на фоне произошедшего под конец лета в Дагестане. 5. Убийство шейха Саида-Афанди аль-Чиркави. Этому колоссальному по мощности преступлению предшествовало мелкое по сравнению с ним нападение на шиитскую мечеть. Республика оказалась на грани открытой гражданской войны по афгано-сомалийскому сценарию, что, безусловно, скажется, если она разразится, не дай Бог, конечно, на всей России.

Сказать о существовании такой угрозы надо. Это не подстрекательство к конфликту, а, наоборот, ясный диагноз беды, которую всеми силами нам всем следует как-то отвести.

Связано ли все произошедшее между собой или это стечение обстоятельств, сказать сложно. Вообще во всем религиозном пространстве России творится последнее время нечто сверхтревожное – за приговором «пуссириоткам» пошли убийства, крестоповалы, я не говорю уже о вселенском ужасе, который нагнетают либеральные и западные СМИ и общественность, включая мировых звезд.

Как бы там ни было задачи российского мусульманского сообщества остаются прежними, такими же какими они были до весны. Это консолидация и модернизация.

Консолидация всех здоровых, как сейчас говорят, адекватных мусульманских сил – от прогрессивного духовенства до бизнеса, национальной интеллигенции, студенчества и гражданских активистов. Модернизация в смысле обновление институтов жизни деятельности российской уммы, переход их на качественно новую ступень развития – от хозяйственно-строительной (т.е. налаживание функционирования мечетей) к подлинной богословской, интеллектуальной, идеологической, социально-культурной работе.

Нам нужна консолидация на базе современной общероссийской мусульманской культуры и гражданской идеологии для проведения модернизации. Это касается всех мусульман России, из всех групп, течений, муфтиятов. Должно быть только одно различие – между теми, кто смотрит вперед, и теми, кто смотрит назад, т.е. между обновленцами и реакционерами.

В общем чтобы не происходило, не будем поддаваться на провокации. Любые действия всегда будем соотносить с основной фундаментальной задачей.



комментариев