Казахстан сотрясают преступления, сколь кровавые, столь и странные. Сначала взрывы в Атырау, потом безумное нападение одиночки на магазин в Таразе. Оба чрезвычайных происшествия органы связывают с т.н. "джихадистами", конкретно - с ранее никому не известной организацией "Джунд аль-Халифат" ("Солдаты халифата"). Все это последовало с принятием в Казахстане нового закона, ужесточающего правила религиозной деятельности и даже запрещающего, например, совершение намаза на рабочем месте и в государственных учреждениях. "Джунд аль-Халифат" объявили террор в ответ как раз на такие меры.
В общем, неожиданно исламская тема во всегда стабильном и спокойном Казахстане заиграла по-новому, крайне для него неестественно. После принятия закона стала наблюдаться напряженность внутри и вокруг мусульманской общины. Более того, в стране вдруг обнаружилось самое настоящее "террористическое исламистское подполье", ни много, ни мало, перешедшее в активное наступление во имя строительства халифата в постсоветской республике.
Где-то мы это уже видели и слышали? Провокационные законы, безумные запреты, странные взрывы, утопические прожекты, масштабные запугивания населения… Все так до боли знакомо.
По официальной информации, в результате ограбления оружейного магазина и взрыва на юге Казахстана погибли семь человек, еще трое пострадали. Об этом сообщил заместитель генпрокурора республики Нурмуханбет Исаев.
"12 ноября в городе Таразе гражданином Кариевым 1977 года рождения, являющимся приверженцем "джихада", совершен ряд особо тяжких преступлений, повлекших гибель семи человек, в том числе пяти сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, ранены трое сотрудников внутренних дел", - сказал он на брифинге в Астане.
Установлено, что Кариев убил двух сотрудников КНБ, которые осуществляли за ним наружное наблюдение. Кроме того, он совершил разбойное нападение на владельца автомобиля "Мазда-626" и, угрожая, завладел его автомобилем. Затем преступник напал на оружейный магазин, убив охранника и случайного посетителя.
Завладев в магазине двумя единицами стрелкового полуавтоматического оружия "Сайга" и боеприпасами, он захватил автомобиль, убил преследовавших его сотрудников специализированного отдела охраны и забрал у них автомат Калашникова, пистолет "Макарова". После этого злоумышленник приехал к месту своего проживания и, взяв с собой гранатомет, произвел несколько выстрелов по стенам и окнам здания областного департамента КНБ.
Скрываясь с места совершения преступления, он ранил двух сотрудников конного полицейского патруля. Затем преступник был ранен и задержан. При попытке его обезвреживания Кариев совершил самоподрыв, в результате чего задержавший его командир взвода погиб на месте. Кроме того, в завязавшейся при задержании перестрелке был ранен сержант полиции.
За последние две недели это уже второе чрезвычайное происшествие. 31 октября два взрыва прогремели в Атырау, административном центре одноименной области. Сначала в мусорном баке взорвалось неустановленное взрывное устройство. Спустя несколько минут на пустыре возле дома мужчина произвел самоподрыв и погиб на месте.
В тот же день в Интернете появилось заявление группировки "Солдаты халифата", которая взяла на себя ответственность за взрывы. 9 ноября официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков сообщил, что следствие установило причастность "Джунд" к терактам в Атырау. По его данным, организация была создана гражданами Казахстана, воюющими в Афганистане против американцев.
В то же время в СМИ попала информация, заставляющая, так сказать, со скепсисом отнестись к официальной версии казахских преступлений. Шокирующие подробности открылись в деле взрывотехников, суд над которыми проходит сейчас в Уральске.
Сотрудники Центра судебных экспертиз Западно-Казахстанской области Нурлан Блекешев и Мурат Кульжанов обвиняются в продаже боеприпасов и двух взрывных устройств, однако подсудимые заявляют: они готовили бомбы-улики по заказу сотрудников областного департамента Комитета национальной безопасности.
Этот судебный процесс начался две недели назад. Представители местных СМИ на процессе не присутствовали, а информация о ходе судебного расследования стала известна благодаря комментариям уральского адвоката Бауржана Шамбулова, размещенным на одном из уральских интернет-сайтов.
"То, что подсудимые продали сотрудникам ДКНБ по ЗКО два фугасных взрывных устройства, было известно с самого начала следствия", - рассказал «Республике» Бауржан Шамбулов, отказавшись называть свои источники информации. По словам юриста, сначала подсудимые продали чекистам два десятка патронов и уже после этого согласились изготовить на заказ вышеназванные взрывные устройства. Задержаны они были оперативниками ДКНБ 20 июля этого года по обвинению в продаже боеприпасов и двух взрывных устройств. Подсудимые свою вину не признают, а заявляют, что готовили оружие для спецслужб.
"В свое оправдание они ссылаются на нарушение сотрудниками ДКНБ требований закона «Обоперативно-розыскной деятельности», согласно которому правоохранительным органам запрещается провоцировать или склонять людей к совершению преступлений, - говорит Бауржан Шамбулов. - Суду предстоит дать оценку действиям оперативников".
Другие источники сообщают, что во время следствия Нурлан Блекешев и Мурат Кульжанов заявили: 29 патронов к различным видам оружия и два взрывных устройства они продали сотруднику управления по борьбе с организованной преступностью Атырауского ДВД. Во время судебного разбирательства выяснилось, что под видом сотрудников атырауского УБОП выступили двое оперативников Департамента КНБ по ЗКО.
По версии источника, оба чекиста, выдавая себя за полицейских, на протяжении трех месяцев уговаривали экспертов продать им патроны и изготовить взрывные устройства - они им, якобы, были нужны, чтобы подбросить тем, кого подозревают в причастности к экстремизму в Атырау.
"От того, расценит ли суд их действия как провокацию преступления, либо обоснованную глубокую оперативную разработку группировки, осуществляющей незаконную торговлю оружием и боеприпасами, будет зависеть ответственность подсудимых, - комментирует ход судебного процесса Бауржан Шамбулов. - Они могут быть оправданы по эпизоду изготовления и продажи взрывчатки, но у ДКНБ все равно останется «дежурный» эпизод продажи ими патронов".
Вопрос лежит не столько в морально-этической, сколько в правовой плоскости и требует своего разрешения, считает юрист. Этот случай может быть и поводом для юридических дискуссий. На вопрос о законности действий правоохранительных органов он приводит в пример Америку.
"Там при назначении на государственную должность кандидат дает письменное согласие на то, что в интересах национальной безопасности согласен на проведение в отношении него оперативных мероприятий, пусть даже и нарушающих его Конституционные права, - говорит Бауржан Шамбулов. - Стало быть, они осознанно идут на нарушение своих прав в интересах государства. И у нас вопрос защиты интересов государства не должен зависеть от правосознания его граждан, а иметь правовую основу".
При этом заявления подсудимых, что фугасные взрывные устройства сотрудники спецслужб заказывали в качестве улик для «экстремистов», никто комментировать не спешит.
Нечто похожее можно было наблюдать в "нулевые" и ранее по всему миру - США, Россия, Узбекистан, арабские страны. Факты, когда заинтересованные стороны, манипулировали лицами с неустойчивой психикой или группками деклассированных элементов, буквально втягивая их в различные "истории", не раз становились достоянием общественности. Теперь это дошло до Казахстана.
Радикалы в республике есть. Но уж очень много чего заставляет ставить под сомнение естественный характер объявленной казахстанцам "исламской угрозы".
Тема Ислама, "исламского терроризма" стала одним из козырей и инструментов одной из сторон в жесткой внутриклановой борьбе в республике. Такие слухи приходят от соседей.
Ситуация в Казахстане остается нестабильной и чреватой различными осложнениями как раз именно по причине "схватки под ковром". Желающие прийти на смену Нурсултану Назарбаеву имеются, несмотря на то, что за тем фактически признано право оставаться пожизненным главой государства и он официально назван Лидером нации (елбасы). Определенное влияние имеют события на Ближнем Востоке – США уже грозят Средней Азии скорой сменой засидевшихся режимов.
Сейчас официальный статус освобождает первого президента Казахстана от уголовной и административной ответственности. По закону, даже если Назарбаев уйдет от власти, все равно предусматривается согласование с ним всех разрабатываемых инициатив во внутренней и внешней политике.
Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за порчу изображений первого президента - Лидера нации, публичные оскорбления и искажение фактов его биографии. Также рассматривается вопрос о создании музея первого президента и установки бюста первого президента в столице республики.
Такие решения в духе "уйти, оставаясь" говорят, прежде всего, о предельно острой внутриэлитной борьбе, которую трезвый прагматик Назарбаев пытается как-то урегулировать, в том числе странными методами в духе Туркменбаши. В ответ одна из сторон конфликта, видимо, решила разыграть "исламскую" карту, осложняя и все дальше дестабилизируя ситуацию.
К чему это приведет и кто, в конце концов, победит неизвестно. Известно другое: ничего хорошо не выйдет точно.
На фото: Абдулла Ринат Мухаметов