Когда наступает первый день Рамадана?

Вопрос:

Каждый год среди мусульман возникают разногласия относительно даты начала и конца Рамадана. Кто-то ориентируется на астрономические данные, кто-то ждёт появления Луны, либо информации из Саудии. Подскажите, как быть простому мусульманину.

Ответ:

Руслан Тагиров, магистр теологии, специализация "История и теология Ислама"

Вам следует быть вместе с жителями вашей страны, и если они постятся – поститься, а если они завершают пост – завершать его.

Это объясняется двумя причинами.

1) Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «[Начало] пост в день, когда постятся [люди], окончание поста [в день], когда его завершают люди, и жертвоприношение в день [когда люди] его совершают»[1]. Также в одной из версий этого хадиса говорится: «Ваш праздник разговения – в день, в который вы прекращаете пост, а ваш праздник жертвоприношения – в день, в который вы совершаете жертвоприношение»[2]. Будучи жителями определённой страны, вы должны начинать и завершать пост вместе с её жителями, поскольку текст данного хадиса распространяется и на вас, а также и потому, что видение месяца может различаться от одной страны к другой.

Ряд учёных считали, что видение месяца различается для жителей каждой страны. В частности передаётся, что когда Курайб сообщил Ибн Аббасу, да будет доволен им Аллах, что жители Шама начали поститься в пятницу, Ибн Аббас ответил: «А мы видели его в субботу, и мы продолжим поститься до тех пор, пока не увидим [молодой] месяц или не доведём [количество дней поста] до тридцати», и он не поступил на основании того, что молодой месяц Рамадана был увиден жителями Шама раньше. Он основывался на том, что Шам был далеко от Медины и Ибн Аббас считал, что данный вопрос относится к сфере иджтихада, и для вас есть прекрасный пример в Ибн Аббасе и тех из учёных, кто сказал о том, что следует начинать и заканчивать пост вместе с жителями своей страны.

2) Если вы станете поступать вопреки тому, как начинают и завершают пост мусульмане у вас, то это привнесёт путаницу, станет причиной расспросов и осуждения, породит споры и разногласия, в то время как Шариат призывает к единению, согласию и взаимопомощи в благочестии и богобоязненности, а также отказу от разногласий и противоречий. Споры и разногласия, ведущие к разделению и противоречиям, запрещены Шариатом на основании слов Всевышнего «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь»[3], а также словами Всевышнего «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил»[4].

Также и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда направил Абу Муаза и Абу Мусу, да будет доволен ими обоими Аллах, в Йемен, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте [людей] добрыми вестями, а не внушайте отвращение [к исламу], живите в согласии, а не противоречьте друг другу» [5].

И да наставит Аллах всех нас к следованию истины, и только Аллах обладает всеобъемлющим совершенным знанием….


[1] Данный хадис передали ат-Тирмизи (хадис № 657), ад-Даракутни (хадис № 2181), и аль-Байхакы в «ас-Сунан аль-кубра» (хадис № 8208).
[2] Данный хадис передал Абу Дауд с достоверным иснадом (хадис № 2324).
[3] Сура «Семейство Имрана», аят 103.
[4] Сура «Добыча», аят 46.
[5] Данный хадис передали аль-Бухари (хадис № 3038) и Муслим (хадис № 1733).



комментариев