Будем дружить морями

Газета «Известия» опубликовала любопытный материал, согласно которому в ближайшие дни на рассмотрение российско-казахстанской рабочей группы будет представлен план соединения Каспийского и Азовского морей. Мега-проект «Евразия» по самым скромным подсчетам потянет на пару миллиардов долларов и является альтернативой канала «Волго-Дон-2»…

Что касается интересов Казахстана, то здесь все понятно, республике нужен выход в Черное море. В ходе первого визита в Казахстан президента России Дмитрия Медведева Нурсултан Назарбаев поднимал вопрос строительства канала «Евразия». Тогда, еще два года назад, Нурсултан Назарбаев заявил: «Мы часто слышим в СМИ, что Казахстан своим грузом и трубами обходит Россию. Мы никого не собираемся обходить, тем более Россию, если будут представлены возможности». При этом он особо подчеркнул, что канал «можно строить таким образом, чтобы со всей Центральной Азии, а может быть, из западного Китая, все грузы напрямую попадали в Черное море через территорию России». В ответ Дмитрий Медведев пообещал рассмотреть вопрос и принять решение на «ясном глазу». Насколько нам известно, идея сооружения этого канала встретила жесткое сопротивление со стороны мощной лоббистской группы в Кремле, заинтересованной в строительстве другого судоходного канала – «Волго-Дон-2». Используя заключение экологической экспертизы, сделанной в одном из петербургских экспертных бюро, лоббисты второй очереди «Волго-Дона» добились того, что тема канала «Евразии» была временно снята с повестки дня. Кстати, в ходе последнего визита Назарбаева на Украину он получил поддержку в этом вопросе от Виктора Януковича, который неожиданно напомнил о предложениях казахстанской стороны относительно объединения водных транспортных путей между Каспийским и Черным морями.

Как отмечают «Известия», предварительная стоимость «Евразии» «обойдется в 489-554 млрд руб, а «Волго-Дон-2» - в 414-468 млрд руб». Россия, пишет издание, создав у себя транзитный коридор, сможет получать прибыль за провоз грузов по ее территории. Главный груз - это нефть. На Каспийском шельфе открыто 20 нефтегазовых месторождений и выявлено более 250 перспективных нефтеносных участков. Прогнозные ресурсы месторождений нефти ориентировочно составляют примерно 6-10% мировых запасов. Пока значительная часть казахских углеводородов прокачивается через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Есть и другие маршруты, например, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, но казахской нефти в нем совсем немного. Перевозить нефть через Каспийское море танкерами, чтобы закачать ее в трубу, слишком накладно. Предполагается, что деньги на проект «Евразия» должны дать российские и казахские нефтяные компании. Что же касается «Волго-Дона-2», то здесь источники финансирования строительства - это, прежде всего госбюджет РФ.

Ныне действующий канал «Волго-Дон», с пропускной способностью 10-11 млн. тонн в год, не справляется с нынешними нагрузками, а в задачу ставится выйти, на объемы в 50-60 млн. тонн. Второй канал придется строить в любом случае. Причем либо это будет «Волго-Дон-2», который согласно проекту, сумеет потянуть еще 16 млн. тонн, либо канал «Евразия» с проектной мощностью 45-70 млн. тонн. С технической точки зрения, по мнению экспертов, «Евразия» (740 км) более выгоден: на этом канале придется построить всего 6 шлюзов при 18 шлюзах, необходимых на второй линии «Волго-Дона» (1065 км). Также «евразийский» проект даст импульс развитию Дагестану, Калмыкии, Ставрополью. В частности, почти 450 километров канала пройдет по территории Калмыкии, и республика получит не только выгоды от транзита, но и новые рабочие места при строительстве и обслуживании всего комплекса гидротехнических сооружений.

Конечно, существует масса вопросов. Как относятся к проекту жители регионов, через которые потечет «Евразия»? Какой вред нанесет канал окружающей среде и биологическому разнообразию? Причем канал «Евразия» не единственный пример планируемого вмешательства в экосистему. Так, бывший мэр Москвы Юрий Лужков не один год продвигал проект поворота сибирских рек в Центральную Азию. Но в отличие от канала «Евразия», идея разворота рек встретила дружный отпор со стороны общественности. И скорее всего теперь уже этому мега-прожекту не суждено сбыться, а вот что касается канала «Евразия», то, вероятно, борьба сторонников «Волго-Дон-2» с «евразийцами» еще впереди. По предварительной информации окончательное решение Россия примет не раньше завершения Олимпиады в Сочи, то есть после 2014 года.



комментариев