Таможенный союз: трудное начало

1 июля 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана официально начинает действовать первый этап Таможенного союза.

Парламенты России и Казахстана ратифицировали весь пакет документов, необходимых для формирования нового интеграционного объединения, Белоруссии - пока нет, однако официальный Минск заявил, что будет придерживаться норм ТС.

Таможенный кодекс интеграционного объединения полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции).

Надо отметить, основными препятствиями при формировании Таможенного кодекса интеграционного объединения были вопросы ввоза беспошлинных товаров и единой ставки на импорт автомобилей физическими лицами.

На увеличении лимита беспошлинного ввоза товаров настаивал Казахстан, который по многим позициям критически зависит от импорта товаров из Китая. В этом вопросе Комиссия ТС смогла найти компромисс. Без уплаты таможенных пошлин и налогов граждане могут ввозить товары, стоимость которых не превышает 75 тыс. российских рублей (1500 евро) и общий вес - 50 кг. Ранее весовым максимумом были 35 кг, а денежным – 65 тыс. российских рублей. Общее количество разрешенного к ввозу алкоголя будет меньше в два раза: вместо нынешних 10 - 5 литров. Пошлина не будет взиматься с трех литров крепкого алкоголя.

Другим непростым вопросом стала ввозная пошлина на легковые автомобили физическими лицами. Как известно, в Белоруссии и Казахстане она значительно ниже, чем в России. Москва ввела высокие пошлины на ввоз транспортных средств, желая защитить свой автопром.
Введение более высокой пошлины на ввоз автомобилей в рамках ТС достаточно негативно сказался на бюджете Белоруссии. По информации белорусской автомобильной Ассоциации, "ежемесячно страна недополучает 4 908 100 долларов в бюджет из-за разницы таможенных пошлин на новые автомобили. Если за первые 4 месяца 2009 года поступления в бюджет составили около 8 855 600 долларов в месяц, то каждый месяц 2010-го «приносил» всего 3 947 501 доллар. Разница – почти пять миллионов».

© РИА Новости

Нужно создать на практике условия для Таможенного союза – Путин

Увеличить плеерДобавить видео в блог

В рамках Комиссии ТС было решено, что ввоз автомобилей физическими лицами на территорию стран Таможенного союза будет регулироваться их национальными законодательствами. Этот переходный период продлится до 2013 года (раньше официальные лица называли срок 1 июля 2011 г.). В переходный период граждане Белоруссии и Казахстана могут ввозить на свою территорию автомобили по действующим в этих странах ставкам, но если захотят продать их в России, придется доплатить до размера российской ввозной пошлины.

Накануне старта первого этапа ТС между Москвой и Минском разразился серьезный газовый спор. Вопрос был окончательно урегулирован после согласования между Минском и "Газпромом" приложения к контракту на транзит российского газа через территорию Белоруссии. Но после завершения газового противостояния в отношениях между Россией и Белоруссией появился новый спорный момент: поставки молока. Россельхознадзор запретил ввоз в Россию молочных продуктов четырех крупнейших белорусских производителей «в связи с неоднократными выявлениями антибиотиков тетрациклиновой группы». Хотя наблюдатели не склонны связывать это решение с политическими моментами, спор имеет скорее экономический характер и, возможно, будет локальным по продолжительности.

Основной проблемой в формировании ТС остается вопрос вывозных пошлин на российскую нефть и нефтепродукты. Белоруссия отказалась формально ратифицировать пакет документов по созданию ТС, поскольку, по мнению Минска, это означало бы принятие условий Москвы в "нефтяном вопросе". Для понимания важности вопроса пошлин для Белоруссии надо привести несколько цифр: экспорт нефтепродуктов из Белоруссии в 2009 году достиг 15,5 млн. тонн на сумму $7,005 млрд, а сырой нефти – 1,716 млн. тонн на сумму $738,069 млн. Однако было бы неправильно считать, что доходы от экспорта нефтепродуктов шли только в бюджет Белоруссии. Начиная с 2007 года, согласно межправительственному соглашению, большая часть вывозной пошлины на нефтепродукты (от 70 до 85 процентов) перечислялась в бюджет РФ. Эксперты отмечают, что возможным разрешением спорного нефтяного вопроса могла бы стать практика взимания вывозных пошлин на вывоз нефтепродуктов на внешнем контуре границы ТС и зачисление ее в бюджеты России и Белоруссии. С одной стороны, это позволило бы снизить потери российского бюджета из-за отмены вывозной пошлины на нефть, с другой - обеспечить загрузку НПЗ Белоруссии, что крайне важно для Минска.

Белоруссия предлагает России отменить пошлины на нефтепродукты в 2010 году, а на нефть - с 1 января 2011 года. Об этом заявил журналистам президент Беларуси Александр Лукашенко.

Примечательно, что вопрос об отмене Россией вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты ставит не только Белоруссия. С мая 2010 года из-за введения в действие правил Таможенного союза Россия ввела экспортные пошлины на вывоз светлых нефтепродуктов в Таджикистан, который не входит в это объединение. В июне эта ставка была в районе 213 долларов за тонну. До этого в отношении Таджикистана применялась нулевая ставка пошлин. Премьер-министр Таджикистана Акил Акилов направил председателю российского правительства Владимиру Путину письмо с просьбой рассмотреть возможность отмены экспортных пошлин на светлые нефтепродукты для Таджикистана. Ранее отменить вывозные пошлины на российскую нефть и нефтепродукты просило и Временное правительство Киргизии.

Россия не отрицает возможность отмены в перспективе вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Об этом заявила министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. В ходе формирования Единого экономического пространства будет решаться вопрос об экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты прежде всего в рамках Таможенного союза. Так что преференции будут иметь именно его участники. В этом контексте совершенно ясно, что Белоруссия, несмотря на все резкие заявления, никогда серьезно не рассматривала возможность отказа от участия в ТС. Александр Лукашенко одобрил проекты соглашений в рамках Таможенного союза и уполномочил заместителя премьер-министра правительства Андрея Кобякова на проведение переговоров по проектам соглашений и их подписание при достижении договоренностей.

С запуском ТС вопрос о взаимодействии "таможенной тройки" с другими странами СНГ переходит в практическую плоскость. Украина и

Узбекистан настаивают на создании в рамках СНГ Зоны свободной торговли, однако отказываются присоединяться к Таможенному союзу. Вице-премьер украинского правительства Сергей Тигипко заявил, что приоритет для его страны - это создание ассоциации с ЕС. В свою очередь первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на конференции "Россия и СНГ - на пути к глобализации" объявил, что Россия не готова распространить льготы Таможенного союза на все страны СНГ, не присоединившиеся к этому образованию.

По мнению вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Игоря Юргенса, центр тяжести экономических интересов стран-участниц Содружества окажется вне рамок СНГ. "Евразия будет разбита на несколько дублирующих площадок взаимодействия», — предупредил эксперт.

Сейчас стороны пытаются перейти к формированию второго этапа ТС. Вопрос об участии Минска в новом этапе станет основным во время встречи президентов России, Казахстана и Белоруссии в Астане 5 июля.

Крайне непростой процесс формирования ТС, детальная проработка всех аспектов данного интеграционного проекта, как ни парадоксально, подтверждает его жизнеспособность. Стороны понимают всю важность подписанных договоренностей, что и заставляет их столь последовательно и жестко защищать свои интересы. В этом и состоит отличие Таможенного союза от большинства экономических инициатив, принятых в рамках СНГ, которые фактически без обсуждения одобрялись всеми странами и в дальнейшем оставались на бумаге.



комментариев