Возможен ли "немецкий" Ислам?

В мечетях, расположенных в Германии, проповедуют, как правило, имамы из Турции. Часто они не говорят по-немецки и не знакомы с реалиями местной жизни. Как и чему они учат в мечетях ФРГ?

Почти два дня в турецком обществе длилась бурная дискуссия, вызванная предложением главы парламента о принципах новой конституции, пока в споры не вмешался сам президент страны Реджеп Эрдоган. Турция, заявил он, держит одинаковую дистанцию в отношении всех религий. "Именно это и есть секуляризм", - подчеркнул президент.

И тем самым обозначил свою позицию в дебатах, которые спровоцировало заявление главы турецкого парламента Исмаила Кахрамана о том, что страна должна принять "религиозную конституцию". Инициатива Кахрамана, не нашедшая поддержки у Эрдогана, была обнародована в то же самое время, когда в Германии заговорили о роли турецких имамов в немецких мечетях.

Наработанная практика

Издание Welt am Sonntag опубликовало статью, в которой описывается существующая система. По данным журналистов, в роли посредника выступает "Турецко-исламский союз" (Ditib), который на сегодня контролирует деятельность около 900 мечетей в ФРГ и отправляет туда имамов напрямую из Турции. В данный момент в Германии находятся около 970 имамов, каждый приезжает в среднем на пять лет.

Авторы статьи задаются вопросом, насколько серьезно вмешивается турецкое государство и правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в деятельность Ditib и пытается ли оказать политическое влияние через находящихся в Германии турецких имамов.

По мнению сопредседателя немецкой партии "зеленых" Джема Оздемира (Cem Özdemir), "Турецко-исламский союз" - это не что иное, как орудие в руках Анкары. "Вместо того, чтобы стать настоящей религиозной общиной, Ditib все чаще используется турецким правительством в качестве политического представителя ПСР в Германии", - с возмущением отмечает политик и призывает Турцию наконец оставить мусульман в покое. Так неужели турецкое государство действительно использует в своих интересах мусульманские общины в Германии?

В действительности у немецких мечетей просто нет другого выбора, кроме как "выписывать" себе имамов из-за границы, утверждает Хамидех Мохагеги (Hamideh Mohagheghi), теолог из университета Падерборна. "До сих пор в Германии не было возможности давать образование тем, кто хочет стать имамом. Центры, которые сегодня обучают будущих имамов, еще очень молоды, поэтому выпускников пока еще нет", - поясняет Мохагеги.

Правовые рамки

Существующая правовая база также практически исключает возможность изменения нынешней ситуации. Основной закон ФРГ гарантирует религиозным объединениям высокую степень независимости. В статье 137 конституции говорится, что "каждое религиозное объединение регулирует свои дела и занимается ими самостоятельно в пределах действующего для всех закона. Оно решает вопросы замещения должностей без участия государства или гражданской общины". Эти правила действуют и в отношении ислама. Исключение по политическим мотивам стало бы проявлением правовой дискриминацией.

Тем большее значение приобретает имеющийся опыт в отношении иностранных, в особенности турецких имамов. Муханад Хорхиде (Mouhanad Khorchidi), руководитель Центра исламской теологии в университете Мюнстера, говорит, что до сих пор он сам ни разу не сталкивался с какими-либо случаями, вызывающими тревогу: "С моей точки зрения, сейчас ничто не свидетельствует о том, что высказывания турецких имамов, приглашенных в Германию Ditib, противоречат конституционным нормам страны".

Между тем глава фракции ХДС/ХСС в бундестаге Фолькер Каудер (Volker Kauder) считает, что контроль над деятельностью мечетей со стороны немецкого государства должен быть усилен. По его словам, Германия - секулярная страна, в которой не религия главенствует над государством, а наоборот. "И это должны понимать и принимать представители всех религий", - отметил Каудер в пятницу, 29 апреля, в интервью Berliner Zeitung. Он считает, что проповеди в некоторых мечетях не соответствуют концепции немецкого государства, которое "просто обязано вмешаться в таких случаях".

В чужой стране

В свою очередь Муханад Хорхиде больше беспокоит другой момент: "Большинство приглашенных из Турции имамов не только не говорят по-немецки, но и не представляют себе реальность, в которой живет немецкая молодежь. Для них непривычна повседневная жизнь в Германии, а ведь многие из молодых мусульман родились и выросли здесь. Поэтому они не могут установить контакт с этой молодежью".

Специалист по исламу часто слышит от молодых немецких мусульман, что они не чувствуют себя комфортно в мечети, поскольку имамы проповедуют, исходя из совершенно других реалий.

"Именно поэтому я выступаю за то, чтобы имамы получали образование здесь, чтобы они были знакомы с местными особенностями и придерживались богословских позиций, которые не ставят молодежь перед выбором и не вынуждают решать: кто я - истинный мусульманин или немецкий гражданин? А напротив, способствуют тому, чтобы обе эти идентичности не конфликтовали друг с другом", - подытоживает Хорхиде.

Перемены не остановить

Именно в этом направлении и будет развиваться ислам в Германии, полагает теолог Хамидех Мохагеги. Она аргументирует свой тезис тем, что каждая религия находится в контексте культуры и повседневной жизни, влияние которых огромно: "Это приводит к тому, что живущие в Германии мусульмане интерпретируют основы собственной веры в зависимости от местного контекста. Избежать этого невозможно, но это и не плохо, поскольку показывает, что религия развивается динамично. Конечно, она должна быть динамичной, иначе просто не выживет".

Тем не менее процесс этот пока только начинается. Ислам пришел в Германию сравнительно недавно, всего около полувека назад - для трансформаций подобного рода довольно короткий промежуток времени. "Но обязательно произойдет конструктивная адаптация, так что людям не нужно будет отказываться от своей веры. Остановить это развитие нельзя", - убеждена Хамидех Мохагеги.

В то же время процесс этот все же развивается довольно медленно, с сожалением констатирует Мохагеги. Немало мусульман боятся утратить собственные традиции и веру, поэтому они принимают в штыки теологические течения, которые стараются подстраиваться под меняющуюся повседневную жизнь человека.

Исламские богословы изо всех сил продвигают современные подходы в вопросах религии. "Мы должны задуматься над тем, как можно использовать этот живой свежий подход к изучению Корана с помощью современных методов, чтобы добиться результата", - указывает исламовед из Падерборна. Для теологов это настоящий вызов, подчеркивает она и добавляет, что критическое переосмысление исламских традиций уже формируется. "И я надеюсь, что все больше мусульман будут примыкать именно к этому направлению", - резюмирует Мохагеги.



34 комментариев


  1. (29.04.2016 21:13) #
    -1

    Через какое-то время (лет через 150-200) большая часть мусульман примет Единобожие, поняв, что у человека от Бога органы чувств и разум, способный это понять, и анализировать действительность. А это (осмысление действительности по фактам) и есть наука, и поскольку сие от самого Бога, то будет доминировать над религиозной иллюзорностью.
    Собственно, "озападненные" и образованные мусульмане это уже последняя ступень перед Единобожием.
    Осталось отречься от "бесовщины", идолопоклонства, фетишизма и страха перед общественным мнением среды. Любить и слушаться надо Бога ( совесть и разум, разум и совесть) , а не людей-идолов и прочих сказочников. Это и есть Единобожие.

    • (29.04.2016 21:21) #
      0

      Совесть это эго в одном из высших проявлений.

      • (29.04.2016 21:27) #
        0

        Возможно, если детализировать понятия "совесть", "эго" и "высших проявлений".

    • (29.04.2016 23:27) #
      0

      Полуторобожник-Tit, через 150-200 лет от тебя останется одна лишь труха, - ты в курсе последних открытий своей кяфирской науки? Покажи мне, где твоя кяфирская наука открыла для таких, как ты, Рай? А потом ты откроешь для себя кое-что похуже, в чем твоя наука была бессильна, а "сказочники" тебя предупреждали...

      А мы за нашими Пророками(мир им и благословения Аллаха) пойдём в вечный Рай, по дозволению Аллаха! И вся твоя кяфирская наука не сможет этому помешать, кусок шайтана...

      • (30.04.2016 00:37) #
        0

        Совесть, это внутренний диалог человека. Всегда искренний, потому Божественный. А искренний потому, что опирается на факты, а не домыслы-догматы. И упорствуют в отрицании Единобожия, из числа мусульман, единицы. Они то и позорят ислам, мысленно уже разместившись в "раю", такфиря всех, кого не попадя, игнорируя большую часть учения, призывающего , всё же к трезвомыслию, а не истеричным конвульсиям.
        И каждый уже посоветовался с совестью, и ответ предсказуем, и не смеши народ, о Великий Праведник!

        • (30.04.2016 01:33) #
          0

          Опираясь на факты, предскажи своё будущее после смерти, демагог-фальсификатор!

        • (30.04.2016 02:10) #
          0

          Божественный диалог человека? Не пора ли к психиатру?

        • (02.05.2016 22:16) #
          0

          /внутренний диалог человека. Всегда искренний, потому Божественный./
          Внутренний диалог у подавляющего большинства людей слабый, как и сами люди поэтому не может быть божественным. У единиц внутренний диалог заканчивается серьёзными выводами и действиями.

  2. (30.04.2016 03:28) #
    0

    У озлобленных и агрессивных диалога нет, БОГ с доброжелательными.

    • (30.04.2016 04:34) #
      0

      Так всё же, - что с тобой будет после смерти?

      • (30.04.2016 07:17) #
        0

        Не корректно сформулирован вопрос. Дай исчерпывающее определение смерти( физические параметры), тогда можно говорить о чем то, связанным с этим понятием и человеком.

        • (30.04.2016 10:15) #
          0

          Хорошо, что с тобой будет после того, как уполномоченное официальное лицо констатирует твою смерть?

          • (30.04.2016 11:09) #
            0

            Официальное лицо (врач) констатирует отсутствие биохимических процессов в организме. Стало быть, если понятие "я" (человек в общем случае, личность) неразрывно связан с жизнедеятельностью организма , то после смерти "я" исчезает. И провести опыт и определить, куда девается "я" мы не в силах. Может предполагать, но предположения останутся предположениями.

            • (30.04.2016 11:15) #
              0

              А что происходит с твоим "единым богом" после того, как уполномоченное официальное лицо констатирует твою смерть?

              • (30.04.2016 11:20) #
                0

                А единый Бог по условиям Единобожия вечен, а что с ним происходит нам не дано знать. Остаётся надеяться, что после остановки биохимических процессов и наступлении "судного часа" вера в Единого и отрицание "бесовщинки" окажутся истиной.

                • (30.04.2016 11:25) #
                  0

                  То есть, твой "единый Бог" вненаучен? Каков же его источник?

                • (30.04.2016 12:08) #
                  0

                  Что будет с тобой после "судного часа"? Каковы варианты согласно твоей вере?

                  • (30.04.2016 15:18) #
                    0

                    Вариантов нет, не хочется гневить Бога, ведь можно ошибиться. История показывает, что религиозные войны идут именно из-за трактовок дальнейшего. Соответственно, если убрать добавки к формуле "Существует ОДИН объект веры, то и останется Единобожие, с точки зрения которого любые добавки к одному объекту веры (БОГ) выводят из Единобожия и являются источником конфликтов.

                    • (30.04.2016 16:00) #
                      0

                      В чем заключается "судный час"?

                      • (30.04.2016 16:32) #
                        0

                        Когда прозвучит вопрос, "В кого и зачем веровал"?

                        • (30.04.2016 18:53) #
                          0

                          В чем состоит МИНИМАЛЬНАЯ разница в последствиях за правильный и неправильный ответ?

                          • (30.04.2016 19:39) #
                            0

                            НЕ знаю, дальше начинается пустословие.

                            • (30.04.2016 19:56) #
                              0

                              Если твоё "я" после смерти ИСЧЕЗАЕТ, то КТО участвует в "судном часе"?

                              • (01.05.2016 11:15) #
                                0

                                Надо напомнить, что одно допущение в виде понятия "Абсолютный БОГ", вера в него, это путь к Нему, а другие допущения (понятия "судный час", рай, живность всякая в виде джинов, ангелов, духов и т.п.) уже не приближают к Абсолютному Разуму, а отдаляют, создавая абсурдные словестные конструкции и психические расстройства (ИГ). Это и есть словоблудие, искривляющее путь к Разуму.

                                • (01.05.2016 22:25) #
                                  0

                                  "Надо напомнить" КОМУ? Самому себе? Разве это не ты ввёл понятие "судный час" в свои построения буквально пару комментов назад?

                                  http://ansar.ru/analytics/vozmozhen-li-nemeckij-islam#114199

                                  Выходит, ты сам занимаешься тем, в чем обвиняешь других, - отдалением от Абсолютного Разума, созданием абсурдных словесных конструкций и психических расстройств, словоблудием, искривляющим путь к Разуму!? Что стряслось!? Тысячу дней остерегавший нас от нашего "основного заблуждения", - финально впал в маразм, и проповедует "ересь", борьбу с которой провозгласил КВИНТЭССЕНЦИЕЙ ВЕРЫ!?

                                  Причём, тебя АБСОЛЮТНО НИКТО и за язык-то не тянул.

                                  Мы-то ладно, это логическая составляющая нашей веры, но для ТЕБЯ, - это подлинное репутационное идеологическое САМОУБИЙСТВО!!!

                                  Any comments?

  3. (30.04.2016 10:35) #
    0

    Есть люди которые любят вести с собой бесконечные диалоги, они так любят разговаривать с собой, что даже когда разговаривая с другими пытаются постоянно переключать стрелки на свою персону, а по поводу науки то Мулла Насреддин напоминает нам, что смотреть на реальность исключительно через призму науки — значит уподобиться пьянице, потерявшему ключи в тёмном углу, но ищущему их у горящего фонаря, где можно всё видеть.

    • (30.04.2016 11:14) #
      0

      А мы на мир может смотреть только через призму науки, хотя бы потому, что само смотрение неразрывно связано с логосом(речь, понятийный аппарат, причинно-следственные связи и т.д.), а если не связано, то это уже не диалог и не разум.

      • (30.04.2016 12:02) #
        0

        Наука утверждает, что Вселенная состоит из материи и энергии и что разума как такового нет, мол это результат "мутации материи", то есть наука отрицает сознание с которым мы сталкиваемся каждый божий день. Если ты веришь в науку, как в истину в последней инстанции, то тебе придется признать что человек это всего навсего сгусток материи, без какого либо Божественного влияния - это своего рода сделка, которую заключают практически все ученые, которые занимаются наукой, если они начинают говорить о Боге, Сверхсознании и подобного рода вещах, то к ним оттносятся как к фрикам. Материя и энергия не уничтожаются, а лишь переходят из одной формы в другую, говорят нам ученные, но при этом обходя тот аспект, что сознание не равно человеку, оно может быть, и его может и не быть, думаю, что раз оно есть, то его, то бишь сознание тоже нельзя уничтожить. Речью это сложно объяснить и наукой тоже, так как любые попытки будут попадать в ловушку языка, который как мы знаем рождается, живет и умирает.

        • (30.04.2016 15:09) #
          0

          Muammar, строго говоря, многое, что касается человека не научно, так, как всё попадается в ловушку языка и информированности людей. Поэтому, самое лучшее с точки зрения науки и логоса, это ограничиваться минимумом допущений, особенно, что касается религии. Потому, что спорить будет не о чем, а конфликтовать не из-за чего. Поэтому, Единобожие, как самая "минималистическое" направление наиболее приемлемо для науки. Ведь ещё не было в истории случая, чтобы Единобожники истребляли друг друга по религиозным соображениям.

          • (30.04.2016 16:06) #
            0

            По твоему вера первична и определяет бога, а в основе твоей ыеры лежит договор между людьми о минимуме допущений. И смыслом всего вот этого ты видишь исключение религиозных конфликтов.
            Примерно также вели себя некоторые арабы до ислама. Случалось так, что человек мог слепить себе божка из хлеба, а, проголодавшись,, сьесть его.
            Просьба такая, если все же к врачу не пойдешь и сьешь бога, то извести как-нибудь, ОК?

          • (30.04.2016 22:32) #
            0

            Проблема в том, что людей, которые могут смотреть в суть вещей и оставляют неизгладимый след в истории, исчисляется десятками. Ученые может и дают знания обо всем, что требуется в повседневной жизни, но они не рассказывают человеку о цели и значении самой жизни, что такое человек и для чего он создан, На такие вопросы отвечают только пророки мир им. Пророки проливают свет на предметы, о которых никто больше не может говорить; они вникают в такие сложные вопросы, которые никакой ученый не смог бы понять даже после многолетних глубоких рассуждений и раздумий. Разум воспринимает все, что говорят пророки; сердце чувствует эту истину, а мировой опыт и анализ происходящих явлений свидетельствуют об истинности каждого слова, вышедшего из его Пророка. Но если мы сами попытаемся проделать ту же или подобную работу, нас ожидает крах, потому, что Пророки мир им, дают людям новый язык, новый метод восприятия действительности, новое видение.

      • (30.04.2016 14:19) #
        0

        не бредь ты понятия не имеешь о чем пишешь.