Вопрос религиозного неравенства в последнее время все чаще вызывает напряжение в российском обществе. Особенно болезненно эта тема воспринимается и в Осетии, где из опасения задеть верующих разного толка эти вопросы поднимать не принято.
Однако, зачастую под прикрытием этого нежелания поднимать острые межрелигиозные вопросы, узкая группа лиц во власти совершенно самолично принимает решения, касающиеся каждого жителя республики.
Александр Невский Осетии
Напомним, что полтора года назад во Владикавказе состоялась закладка камня в основание будущего храма во имя князя Александра Невского, который станет крупнейшим в северокавказском регионе.
Строительство храма осуществляет холдинг Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) в рамках программы "Александр Невский" Центра национальной славы Российской Федерации и Фонда Андрея Первозванного.
Во время освящения места строительства храма в столице Северной Осетии архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима напомнил, что для Осетии Александр Невский имеет особенное значение – он внук аланской княгини Марии.
До революции 1917 года во Владикавказе уже был храм Александра Невского – церковь, которая была сооружена солдатами 78-го пехотного Навагинского полка и освящена 25 сентября 1855 года.
Также, по сообщениям пресс-службе главы Северной Осетии, прежде чем подготовить проект храма, его разработчики исследовали все современные и старинные храмы республики, чтобы учесть особенности православный архитектуры в Осетии, специфику фресок и росписи.
Недовольство горожан
Однако, возведение данного храма вызвало неоднозначную реакцию жителей Владикавказа. Поскольку этот крупнейший на Северном Кавказе собор строится на территории Парка Победы северо-осетинской столицы.
Жители столицы не согласны с тем, что храм возводится в парковой зоне. И решение о его возведении принято без проведения широких общественных слушаний о целесообразности его строительства именно в парке.
Пользователь под ником Аseev Vissarion пишет по этому поводу: «Лучше бы построили университет или обсерваторию… Или пусть УГМК (Уральская горно-металлургическая компания – спонсор проекта – ред.) вложит эти деньги в онкобольницу чтобы последствия его деятельности лечить».
Однако, по словам мэра ВладикавказаСергея Дзантиева, место для возведения храма было выбрано не случайно. «Оно отлично вписывается в местность не только с точки зрения градостроительства, но и географически обусловлено удачной высотой расположения», - считает он.
Кроме того, по поводу значимости места возведения нового храма для жителей Северной Осетии власти утверждают, что именно здесь на северо-западной окраине города более 70 лет назад были остановлены немецкие войска.
Волна протестов по России
При этом, стоит отметить, что подобные протесты против возведения церквей в парковых зонах проходят периодически по всей России.
Особенного накала достигают страсти в Москве вокругпротиворечивой программы «200 храмов», по которой с 2010 года в городе было построено несколько десятков новых церквей, а РПЦ получила в пользование 143 земельных участка, - пишет портал The Village.
Так, в российской столице противостояние местных жителей и православных активистов вокруг строительства храма в парке «Торфянка», инициированном РПЦ и городским правительством, привел к острому кризису.
«Нам бы не хотелось, чтобы в парке был храм: это колокольный звон, отпевания и свадьбы. В парке должны быть деревья и трава, максимум — детские площадки общего пользования», - отмечает местный житель Сергей Атаманенко.
«Но после строительства храма парк станет местом для строго ограниченного числа лиц. Кроме того, мы не принимали участия в общественных слушаниях. Нас об этом мероприятии даже не известили», - добавляет он.
Кроме того, в Петербурге местные жители выступили против строительства православного храма в парке Малиновка. В итоге длительного противостояния городские власти согласились инициировать отмену постановления правительства о строительстве храма в парковой зоне, сообщает НТВ.
С такими же протестами выступали жители Екатеринбурга, Новокузнецка, Нижнего Ольшанца, Бычихи и многих других населенных пунктов. На этом фоне, московский активист Сергей Переспелов указывает на странность возникшей коллизии в стране.
«Светские власти, должные придерживаться принципа отделения церкви от государства, настойчиво лоббируют возведение церквей. А православное большинство, на мнение которого они ссылаются при их возведении, против этого возведения и протестуют».
Преломление светскости в Осетии
При этом, свое несогласие с решением северо-осетинских властей возвести храм в Парке победы высказывают и мусульманские активисты, считая это решение однобоким и учитывающим интересы только одной конфессиональной группы республики.
«В основном Законе страны, в гл. 1, статье 14 говорится, что «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». При этом, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Это касается каждого субъекта России. Но в Северной Осетии о светскости вспоминают, лишь при упоминании ислама. Республиканская власть, которая должна быть равноудалена от всех традиционных религий Северной Осетии - христианства и ислама - де- факто лоббирует интересы одной конфессии», - утверждает житель города Тамерлан Абаев.
«Однобокая светскость приняла в республике масштабные размеры. Поначалу никто не придал значение установкам крестов вдоль федеральных трасс, не спрашивая жителей близлежащих сел. Но затем начались установки крестов в общественных местах, таких как Аллея славы», - отмечает он.
На аргументы властей о том, что «в Северной Осетии большинство населения христиане», общественники отвечают, что даже несмотря на это, при принятии подобных решений должны учитываться интересы всех религиозных общин республики.
Голос мусульман
Мусульмане упирают на то, что даже Москва при всей ориентированности местного чиновничества на православное большинство столицы и всей России не допустила такого однобокого решения – возведения в столь значимом историческом месте храма только для одной религиозной конфессии.
Поскольку, на Поклонной горе в московском Парке победы было в свое время выделено место для возведения храмов всех общин традиционных для России религий – христианской церкви, мусульманской мечети и иудейской синаноги.
«В Великой Отечественной войне воевали представители различных наций и религий, и моя фамилия не исключение. Кто-то вернулся, кто-то из моей родни остался на поле брани.
Может, в администрации Владикавказа и руководстве владикавказской епархии не догадываются, что на фронтах погибали не только христиане? И что дани памяти заслуживают павшие воины всех религиозных общин республики?», - вопрошает активист местной мусульманской общины.
Однако, на все наши попытки выяснить в городской администрации, каким образом была отдана центральная часть парка под застройку православного храма, мы получали ответ, что информация носит конфиденциальный характер.
И это несмотря на то, что в данном случае речь идет не о частном владении, не о засекреченной базе. Речь идет об общественном месте, информацию о котором имеют право получать жители республики, а также рассчитывать на то, что с ними будут согласовывать подобные решения.