Наблюдение за наблюдающими
Украина в преддверии масштабной катастрофы, а сами украинцы – словно действующие лица пьесы, поставленной циничным режиссером. И за действием этой пьесы с нескрываемым любопытством наблюдает весь мир.
Многие жители Украины сегодня спрашивают: «Почему молчит международное сообщество?»
Мне о подобном чувстве недоумения рассказывали те, кто пережил бомбежку Грозного: «Мы спокойно жили в своем городе, никто не собирался уезжать, поскольку никто не верил, что нас – мирных жителей будут бомбить. Мы были уверены, что мировое сообщество подобной катастрофы не допустит. Никто не верил, что такое возможно – сбрасывать бомбы на город, где живет мирное население. Мы думали – сейчас весь мир поднимется на нашу защиту».
Но весь мир промолчал. Все только смотрели по телевизору грандиозное шоу под названием «Чеченская война». И чеченские семьи со стариками, с маленькими детьми под огнем артобстрела вынуждены были срочно покидать горящий город, уезжать в лес, в горы, подальше от этого кошмара. Сколько жертв было среди мирного населения, сейчас уже невозможно сосчитать.
Сирия. Весь мир уже в течение нескольких лет наблюдает страшную войну с бесчисленным количеством жертв. Для многих это – очередное телешоу. Репортеры зарабатывают на нем премии и популярность, информагентства поднимают свой рейтинг. Народы других государств молчат, прильнув к экранам телевизоров и мониторам компьютеров. Популярные блоггеры постят в соцсетях картинки этого ужаса и что-то гневное пишут на своих страничках.
Украина сегодня на пороге войны. Не так давно мир с интересом наблюдал за бойней на Майдане. Обложки солидных глянцевых журналов украсили фото разгромленного Киева. Сегодня, когда украинское общество разорвано на враждующее лагеря, когда соседнее государство осуществляет военную интервенцию, мировое сообщество состязается в красноречии в соцсетях и снова с тревожным интересом наблюдает за развитием событий. ООН, превратившаяся сегодня в атавизм, в организацию, которую не пнул и не упрекнул в бездействии разве что ленивый, проводит заседания Совбеза, прекрасно осознавая, что понятие «международное право» сегодня лишено не только реальных механизмов реализации международных норм, но также лишено того высокого гуманистического смысла, которым его пытались наполнить несколько десятилетий. Смысла, который был бы понятен каждому человеку Земли, смысла, являющегося равной для всех мерой гуманизма и справедливости. Смысла, выхолощенного политикой двойных стандартов и пониманием всеми главной истины – право сегодня, как и много веков назад, в руках сильного.
Все как всегда в обществе, живущем иллюзиями, погруженному в виртуальный мир новостей, событий и словесных баталий. В обществе, где многие уже давно променяли реальный мир с необходимостью проявления гражданской позиции в конкретных действиях на виртуальную реальность СМИ и соцсетей, на имитацию, на успокаивающий душу и совесть эрзац действий – «лайки» и репосты.
О том, что произошло и происходит сегодня в Украине, написано уже огромное количество статей и репортажей. Реальность, в которой сегодня оказались жители еще вчера спокойного государства, это – хаос в экономике, это разграбленная казна и заявления правительства о том, что людям нечем выплачивать даже пенсии, это падение прибыли во всех сферах бизнеса и нависшая над всей экономикой угроза дефолта. Это также страх перед радикальными силами, получившими возможность прорваться и прорвавшимся к власти, это колонны автобусов с «бойцами», разъезжающими по всей Восточной Украине. Реальность – это отмена Закона о региональных языках, которая расценена русскоязычным населением как новое наступление на его права. Это – новые попытки передела власти, бизнеса, финансовых потоков, это непрекращающиеся попытки разжигания конфликта в различных регионах Украины. Реальность – это тотальная ложь и лицемерие со стороны и российских, и украинских властей, когда в ситуации обнажившейся до неприличия правды одни срочно мимикрируют под цвет новой власти, а другие принимают у себя человека, ограбившего всю страну. Но самая суровая реальность сегодня это – ввод российских войск на территорию суверенного украинского государства и беспомощность международных надгосударственных структур и собственного правительства.
Положение, в котором сегодня оказалось украинское общество – это плата за молчание и безучастное наблюдение не только за событиями, происходящими в мире, но и в своей стране, за слишком долгое молчание, за положение «наблюдающих» и бездействие от страха потерять либо «нажитое непосильным трудом» - концерны и корпорации, либо же вообще последнее. Это – плата за давний антагонизм между Западом и Востоком Украины, который много лет существовал в латентной форме, и который искусственно поддерживали заинтересованные политические силы, чтобы в нужный момент можно было натравить одну часть общества на другую с целью продавить принятие необходимых законов. Сегодня наличие этого антагонизма некоторые пытаются отрицать, аппелируя к здоровым силам, которых, к счастью, достаточное количество как на Западе, так и на Востоке. Радикальные силы немного умерили свою антирусскую риторику, но проблема от этого не исчезла сама собой. Время ушло – русские, составляющие большинство в восточных областях и значительную часть населения Крыма уже не верят в лозунги и призывы. Они требуют не однодневных акций и не призывов «жить дружно», а законодательных гарантий своих прав, в частности, права говорить, учиться и вести делопроизводство на родном языке. То же можно сказать в отношении крымских татар, в среде которых давно обозначился резкий подъем национального сознания.
Все эти застарелые болезни, обострившиеся до предела в период кризиса, не только сделали возможными различного рода провокации, направленные на углубление раскола общества, но также послужили хорошим плацдармом для консолидации тех, кто желает раскола Украины.
Суметь простить
Я не призываю упрощать ситуацию и недооценивать роль мировых элит, крупного украинского и российского капитала, геостратегические интересы НАТО и России в регионе. Просто сегодня каждый должен осознать – в случившемся есть доля вины каждого из нас, тех, кто молчал, видя несправедливость, кто терпел произвол, надеясь переждать неблагоприятные времена и дожить до лучших дней, тех, кто молча взирал на происходящее вокруг, рассчитывая, что его это не коснется. Картину, которую мы сегодня видим, рисовал тот, кто не сидел на месте, а брал в руки кисть и краски. И в том, что местами эта картина написана кровью наших соотечественников – того, кто вышел на Майдан против несправедливой власти и тех, кто стоял против озверевшей толпы, из которой летели бутылки с «коктейлем Молотова», не надо винить иностранных агентов – это все мы. Мы – народ Украины. Мы – те, кто был безучастен к происходящему, мы – те, из чьих рядов летели эти бутылки, мы – те, кто стрелял в народ. Если сегодня мы не признаем этот факт, если не найдем в себе сил простить друг друга, нас будут продолжать стравливать. Если сегодня мы, такие разные, с такими непримиримыми позициями, не договоримся уважать право друг друга на самобытность, на сохранение своей культуры – нас разделит и подчинит себе сильнейший.
Следует отметить, что результатом действий России в традиционно пророссийски настроенных регионах возникли сильные антироссийские настроения. Так, в Одессе 2-го марта состоялся многотысячный антивоенный митинг, закончившийся пикетом у российского консульства. Следует отметить, что в России и в Украине проходят митинги, собирающие как сторонников, таки противников присутствия российских военных в Украине.
Понимание того, к чему приводит гражданская пассивность, каких чудовищ рождает «сон разума» к гражданам Украины пришло слишком поздно. Вместе с этим пришло осознание – в какую чудовищную по своей циничности геополитическую игру втянут украинский народ, которому, по замыслу режиссеров, отведена лишь роль статистов, расходного материала.
Сценарий масштабной драмы, разворачивающейся на наших глазах, уже неоднократно был «обкатан» в других государствах. И он будет повторяться снова и снова – в различных временных и географических координатах. Сегодня из Крыма поступают тревожные сигналы о готовящихся провокациях в адрес и русского населения, и крымских татар. Избежать повторения этого сценария можно, лишь хорошо усвоив уроки, которые преподносит нам жизнь. Одним из таких уроков является необходимость борьбы за свои права и активной социальной позиции, необходимость требовать от любой власти социальной справедливости и принятия законов, направленных не на обслуживание интересов «элит», а во благо народу, которому должны служить политики. Эти слова останутся лишь благими пожеланиями, если в украинском обществе на базе возникших очагов самоорганизации не сформируется сегодня новая сила, как альтернатива прогнившим политическим структурам.
Будет ли у Украины еще один шанс?
У народа Украины сегодня катастрофически мало времени. События развиваются стремительно и не всегда предсказуемо. Невозможно предугадать – останется ли время научиться чему-то и применить это на практике, или же украинцы вынуждены будут позволить решать за себя другим сложные задачи, которые они вовремя решить не захотели или не смогли.
Сегодня Запад Украины протягивает Востоку руку, призывая забыть прошлое. Многие принимают это рукопожатие с надеждой на то, что события, которые пережила Украина и новые угрозы помогут перезагрузке отношений и выстраиванию принципиально иной политики – истинной толерантности в отношении всех граждан. Но есть и другая позиция – тех, кто разуверился, кто не верит никому из нынешних политиков, никаким обещаниям и занимает позицию сепаратизма. Именно эти настроения изо всех сил сегодня пытаются усилить различными провокационными заявлениями и лозунгами.
Я не склонна огульно обвинять русских, которые поддерживают действия России в Украине и идею раздела Украины в предательстве интересов братского народа. Многими из них движут нормальные человеческие чувства – желание помочь соотечественникам, в отношении которых, как они считают, творится произвол и насилие. Я лишь призываю всех, кто сегодня яростно отстаивает необходимость войны с Украиной, кто ратует за раздел суверенного государства, за новый передел границ – не становитесь статистами в чужом спектакле. Вспомните судьбу государств, разорванных в клочья при помощи иностранного вмешательства. Почему вы думаете, что вы всегда будете находиться в роли наблюдающих? Поддержав этот сценарий, Вы даете возможность невидимым «кукловодам» так же поступить с вами, если вдруг завтра ваша жизнь, ваш бизнес, ваша территория станет объектом интереса кого-то более сильного, чем вы.
Будущее украинского общества зависит от того, вокруг каких сил произойдет его консолидация. Именно эта проблема является ключевой в украинских политических реалиях. От правильного выбора зависит – есть ли у государства Украина шанс на выживание в качестве политической единицы. Главная задача народа Украины – консолидироваться вокруг здоровых сил. От того, насколько это удастся, зависит будущее целого государства – останется ли оно единым и неделимым, выйдет ли, пусть даже с серьезными потерями из смертельного штопора, в который его вогнали воюющие кланы и элиты, либо расколется и уйдет в небытие.
Сегодня судьбу Украины пытаются решать политики и олигархи. Именно против этого народ Украины вышел в ноябре 2013 года на Майдан в Киеве. Главной идеей была борьба за право быть услышанным, за право определять самостоятельно свое будущее. Именно об этом сегодня снова говорят многотысячные митинги во многих городах Украины и России – судьба и будущее Украины должны быть в руках украинского народа.
Главный вопрос, который волнует многих и в Украине и за ее пределами – скатится Украина в пропасть оголтелого национализма и нетерпимости, или же сумеет стать государством с демократическими традициями? Государством, где каждому будет гарантировано право сохранения культурной и религиозной идентичности, где олигархические структуры вынуждены будут искать и находить компромиссы с социальными нуждами и экономическими потребностями общества, где голос народа всегда будет услышан власть предержащими, где будет царить атмосфера равного уважения к каждому, поскольку лишь такое государство имеет сегодня право на существование как политическое образование.