Управление... для раскола

Кавказских мусульман втягивают в решение национальных проблем

В понедельник, 16 мая, в Баку состоялось отчетное заседание Высшего религиозного совета народов Кавказа под председательством главы Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. В нем принял участие и муфтий Ахмад-хаджи Абдуллаев.

На мероприятии обсудили деятельность совета со времени проведения его предыдущего заседания в 2003 году, а также ближайшие планы. По итогам работы организации было принято обращение, в котором духовные лидеры Кавказа выразили обеспокоенность «невыполнением в течение 20 лет четырех резолюций Совета Безопасности ООН, касающихся необходимости освобождения азербайджанских земель, оккупированных в результате армяно-азербайджанского конфликта». Исламское духовенство Кавказа призвало ООН выразить свое категорическое отношение к данной проблеме.

В советские времена существовало созданное еще при царизме по модели православной церкви Духовное управление мусульман Закавказья. Оно функционирует сейчас как Управление мусульман Кавказа. Это признанная государством, но общественная организация, которая больше берет на себя квазигосударственные функции, например, при рассмотрении вопросов, связанных с регистрацией религиозных объединений. Данная структура, которую с 1980 года возглавляет шиитский шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, контролирует около 100 из 1300 мечетей Азербайджана и признается большинством азербайджанцев в Грузии и Дагестане.

В последний год экспертами отмечен рост активности бакинского Управления мусульман в республиках Северного Кавказа. Пашазаде только в этом году присутствовал на съездах мусульман Чечни, КБР, КЧР, при вступлении в должность Рамзана Кадырова, Магомедсалама Магомедова, посещал Чечню в августе 2010 года во время переизбрания муфтия Чечни Султана Мирзаева.

Кто представляет интересы россиян?

На уровне экспертного сообщества распространено мнение о том, что существующая политика Кремля на Северном Кавказе не соответствует интересам России. Более того, руководство России, Проводя свою политику, зачастую обвиняется в непонимании в целом процессов на Кавказе. За последние годы российские чиновники, отвечающие за религиозную составляющую, сделали все от них зависящее, чтобы не допустить консолидацию мусульман.

Одним из проявлений такой политики в России стал рост большого числа различных организаций, представляющих интересы мусульман. Всесторонняя поддержка Москвой Пашазаде является продолжением названного курса. Сам факт вступления в должность руководителя УМК-шиита вызвало недовольство суннитского большинства российской уммы, в частности, имеющего сильные позиции татарского муфтията.

Многим, на первый взгляд, покажется странным, но такой религиозный вектор политики Кремля, с образованием «шиитского кордона», отвечал его интересам в регионе, по крайней мере на каком-то этапе. Прививка северокавказских мусульман от суннитского влияния из-за рубежа на проблемных южных границах России в лице духовного руководителя другой «ветви» ислама сводила практически на нет любую исламскую кооперацию, ввиду серьезных догматических различий между двумя течениями ислама. Тем самым Кремль еще раз сыграл на противоречиях внутри исламской уммы.

В подтверждение этого следует отметить другое немаловажное событие. 17 июня 2009 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция, на которой Пашазаде был избран председателем Консультативного совета мусульман СНГ. Инициаторами данного форума выступили президенты России и Азербайджана.

Однако, как показало время, такого рода политика имеет свои серьезные издержки.

Азербайджан

Сохраняется сложная ситуация с этническими дагестанцами, проживающими в северной части Азербайджана. В СМИ много говорится о давлении на суннитов, о процессах насильственной шиитизации населения. В частности отмечалось, что Баку «суннизм не признает, поэтому давят суннитов, чтобы принимали шиизм. Это государственная политика, хотя мы встречаемся и стараемся снизить напряженность». Проблемы испытывают суннитские мечети при перерегистрации – уже четвертой по счету. Большинство экспертов сходится во мнении, что процедура перерегистрации стала своего рода чистилищем непокладистых общин из реестра юридических лиц и дальнейшей делегитимизацией таковых.

Дагестан

Практический вывод из-под юрисдикции ДУМ Дагестана самой древней джума-мечети в России, расположенной в Дербенте, и переподчинение ее Баку. Осложняется ситуация еще и тем, что внутри городские этнические общины претендуют на нее еще и в качестве этнокультурного памятника. На сегодняшний день культовое сооружение находится в совместном пользовании как шиитами, так и суннитами, хотя де-факто контролируется первыми. Можно вспомнить также события 8 и 9 апреля 2005 года, когда в борьбе за обладание мечетью произошли столкновения между различными группами мусульман.

Северный Кавказ

16 марта этого года в Черкесске на восьмом по счету отчетно-выборном съезде Духовного управления мусульман Карачаево-Черкессии, на котором присутствовали 330 делегатов от мусульманских религиозных организаций, при участии представителя Администрации Президента России Алексея Гришина глава УМК сделал любопытное заявление: «Никто, в том числе и настоящие кавказцы, не должны оставаться равнодушными (!) к 20-летней оккупации пятой части территории Азербайджана, когда до сих пор убивают мирное население в Нагорном Карабахе». Налицо попытки УМК втянуть российских мусульман в территориальный спор между Азербайджаном и Арменией.

О том, к чему могут привести такого рода призывы, дагестанцам хорошо известно. Достаточно вспомнить случай с горе-боевиками из Казахстана и других регионов России, под влиянием интернет-пропаганды приехавшими в Дагестан поучаствовать в «джихаде».

Вернемся к последнему коллективному заявлению в адрес ООН с просьбой надавить на Армению. Собственно, после его принятия стало ясно, для чего вообще это заседание затевалось.

Кстати, это не первый случай, когда глава УМК пытается спекулировать исламской солидарностью. В мае 2009 года на конференции лидеров исламских стран в городе Джидда (Саудовская Аравия), как ни странно, главной темой обсуждений стал именно карабахский вопрос. Тогда Пашазаде довел до сведения участников конференции проблемы вынужденных переселенцев и шахидов – мучеников, павших за веру в борьбе с неверными, и призвал международную общественность к скорейшему решению этого вопроса.

Пашазаде выражал свою безоговорочную поддержку кандидатам от правящей партии, особенно на президентских выборах в 1998 году и в 2003 году, и, как сообщалось в местных СМИ, даже угрожал тем, кто голосовал за оппозицию. Вовлеченность Пашазаде во внутреннюю политику, как следствие, ослабила престиж УМК. Можно также вспомнить неоднократно введенные запреты в Азербайджане на азан (призыв к молитве) с подачи самого Пашазаде, позже отмененные президентом Ильхамом Алиевым под давлением Ирана, запрет на ношение хиджаба и т. д.

Под знаменем ислама

Очевидно, что руководство Азербайджана стремится использовать все свои рычаги влияния для положительного решения карабахского вопроса и использует религию как дополнительный источник своей легитимности. В то же время, если и дальше руководство УМК в лице его главы будет использовать организацию как трибуну для озвучивания территориальных проблем своего государства, сама структура дискредитирует себя, теряя в авторитете. И нет никаких гарантий, что на этом фоне не появится еще одна мусульманская организация, альтернативная, дублирующая функции УМК, появление которой, в принципе, не противоречит политике Кремля.

В двусмысленной ситуации оказалась сама Москва. Если работа Пашазаде в качестве главы УМК была необходима для недопущения укрупнения исламского (суннитского) лобби в самой России и как заслон саудитскому влиянию из-за рубежа, то генерация протестных настроений мусульман Кавказа, представленных в лице их руководителей уже против своего единственного христианского союзника в Закавказье – Армении, выглядит, по меньшей мере, странной. Создается впечатление, что Москва «играет против всех», ловко связывая внутренние проблемы своего государства с региональными. Возможно, в самом Азербайджане протекцию Кремля истолковали по-своему широко.

Если так, то Кремль должен дать ясный посыл соседней республике, что не позволит спекулировать религиозными чувствами, исламской солидарностью кавказцев, не допустимы также недвусмысленные призывы в адрес «настоящих кавказцев», попытки втянуть мусульман Кавказа в различного рода проекты.

Кстати

В грузинских СМИ прошла информация о создании в стране Управления мусульман Грузии во главе с муфтием Джамал Багшадзе. Цель ее создания – контроль за деятельностью исламских общин и мечетей в Грузии, который принадлежал до сих пор Управлению мусульман Кавказа. Высший религиозный совет народов Кавказа осудил эту инициативу, подчеркнув, что она может создать для Азербайджана «большие трудности». Похоже, что УМК во главе с Пашазаде уже привело к расколу мусульман, в данном случае в масштабах Кавказа.



20 комментариев


  1. Takhir
    (25.05.2011 23:09) #
    0

    Я не являюсь особым любителем Пашазаде, но это статья производит на меня двойственное впечатление. Что плохого в том, что исламские лидеры Кавказа выразили протест оккупации Арменией мусульманских земель? Мы же протестуем против политики сионизма в Палестине или США в Афганистане и Ираке. Почему здесь нельзя проявлять мусульманскую солидарность?

    С уважением. Тахир

  2. (26.05.2011 11:57) #
    0

    А как совеместить, с одной стороны, преследования суннитских общин в Азербайджане с просьбами о поддержке этими же суннитами по карабахскому вопросу, с другой стороны. В чем проявляется у Пашазаде солидарность? в том, чтобы использовать суннитов тогда, когда ему это нужно, а потом их же преследовать?

  3. Takhir
    (26.05.2011 12:04) #
    0

    Уважаемый Мурад, Пашазаде конечно в данной ситуации отчасти лицемерит, согласен. Но давайте отделять зёрна от плевел. По карабахскому вопросу, также как по иракскому, палестинскому, афганскому мусульмане должны быть едины. Армения - агрессор, а армянские националисты похуже сионистов (поверьте я знаю о чём говорю). Карабах - это часть Азербайджана.
    С уважением. Тахир

  4. (26.05.2011 12:16) #
    0

    Не могут российские мусульмане участвовать в политических акциях - закон РФ об общественных организациях этого не допускает. Мало того, что религия отделена от государства, так и вопрос Карабаха отведен в ведение Минской группы ОБСЕ, в котором РФ - одна из сторон. Любое участие российских мусульман в этом процессе может привести к обвинениям Москвы в необъективном подходе, вмешательстве в процесс урегулирования.

  5. Takhir
    (26.05.2011 13:50) #
    0

    Здесь есть официальная и неофициальная сторона вопроса. Я конечно разделяю ваше стремление соблюдать законы РФ и пр. Но религиозные лидеры, мусульманские журналисты и простое население могут выразить осуждение армянской агрессии и армянскому терроризму. А что до Минской группы... Уважаемый Мурад, Минская группа - это сборище клоунов на международной арене. А Москва де-юре всюду высказывая свою объективность, де-факто стоит прочно на армянских позициях.
    С уважением. Тахир

  6. rahmrus
    (26.05.2011 14:15) #
    0

    Имам Малик(основатель одного из мазхабов)говорил:"Я не встречал более грязных людей чем-шииты! Шиитские страны должны быть втянуты в войну иначе где насаждается шиизм,сунна погибает!Пример Иран.

  7. Takhir
    (26.05.2011 14:19) #
    0

    Уважаемый rahmrus, что не так с Ираном?
    В Иране не запрещают носить хиджаб, а вот в суннитской Турции или Алжире...
    Ага, а ещё иранцы не кормят нефтью американских и израильских империалистов, как это делают товарищи из стран Залива.
    С уважением. Тахир

  8. (26.05.2011 14:38) #
    0

    Согласен, Тахир, по поводу позиции Москвы по Карабаху. Мне интересна позиция Пашазаде: в АР он ярый шиит (и это политика Баку), за пределами АР он - лобби АР (и это с санкции Баку). А где его заслуги по представлению интересов мусульман Кавказа, причем разных направлений, что им делается для решения проблем мусульман в таких регионах, как Дагестан, КБР, Ингушетия. Видны только его "светские" политические встречи с лидерами, участие в презентациях... Где его работа по линии СМК? Он - национальный политик в исламской рясе, и не более.

  9. (26.05.2011 15:07) #
    0

    Уважаемый Мурад, я не идеализирую Пашазаде. Я не идеализирую азербайджанских политиков. Пашазаде действительно ярый шиит. И политика закрытия суннитских мечетей меня как-то, как суннита, не очень радует. Насчёт лобби. Я бы не стал называть деятельность Пашазаде таким уж серьёзным словом: лобби. Да, он продвигает позиции Баку и на всех своих встречах в мусульманском мире и в России. В России он вроде как в очень тесных отношениях с Патриархом. И ещё с тов. Силантьевым. Думаю и в политической элите РФ у него есть определённые сочувствующие. Но я не думаю, что его деятельность настолько эффективна, чтобы превзойти армянское лобби в РФ и США.
    Насчёт представлений интересов.. Я согласен, что странно выглядит активность УМК на Северном Кавказе. Очень странно.
    Но Пашазаде не оригинален. Добрая половина российского исламского духовенства ведёт себя так же как национальные политики в исламской рясе. ДУМ Дагестана яростно защищает "традиционный суфизм Дагестана" и всех несогласных объяывило салафитами. ДУМ Татарстана совместно с совками в руководстве республики выдумало себе "традиционный татарский ислам Абу-Ханифы" и тоже борется со всеми несогласными. ДУМ КЧР во главе с Бердиевым не может отличить хиджаб от никаба.
    Я не говорю, что это оправдывает Пашазаде, но факт есть факт.
    А причина в том, что многие лидеры ДУМ и УМК - это потомки советской номенклатуры с соответствующим мышлением.

    С уважением. Тахир

  10. (26.05.2011 17:14) #
    0

    Будь в Иране другое направление - суннизм, как доминирующая идеология, страна вряд ли была бы принципиально иной, чем она есть сегодня.

  11. Takhir
    (26.05.2011 17:26) #
    0

    В Иране есть определённые замашки в сторону персидского шовинизма - это тоже факт.

    С уважением. Тахир

  12. (26.05.2011 17:53) #
    0

    История государства шахиншахов не дает им покоя. Персидская культура изначально не приняла верховенство арабского халифата и, возможно, это и послужило одной из причин шиизма.

  13. Takhir
    (26.05.2011 18:44) #
    0

    Шиизм насколько я знаю ввёл в Севефидском государстве шах Исмаил в XVI веке. Он также разрушил многие аббасидские памятники в Багдаде, казнил многих суннитских улемов, суфиев, поэтов и постоянно воевал с Османами.
    Хотя его поэтическое творчество на достаточно высоком уровне. Да и ещё: он был тюрк, а не перс.
    А персидская культура тоже имеет много хорошего, если только она не находится в руках всяких шовинистов.

    С уважением. Тахир

  14. rahmrus
    (27.05.2011 14:57) #
    0

    Уважаемый Takhir,хиджаб-это символ, но это еще не есть сила знания и имана.Общество хающее приближенных сподвижников Пророка(с.а.с)и его жен не может быть чистым по обыкновению!Почитайте Коран.В одном из хадисов рассказывается что Пророк Мухаммад сказал:Самым низким перед Аллахом является человек,называющий себя именем "царь царей",ибо нет царя кроме Аллаха.(От Абу Хурайры,передали аль-Бухари,Муслим,Абу Дауд,ат-Тирмизи).Суфьян ибн Уйайна сказал:Это подобно имени "Шахиншах".

  15. Takhir
    (27.05.2011 15:02) #
    0

    Я стараюсь никого не идеализировать, в том числе Иран. Но насколько мне известно в Иране никто не называет себя сейчас шахиншахом. Последний шахиншах Иездигерд III уничтожен в вроемя арабского завоевания Ирана.

    С уважением. Тахир

  16. (28.05.2011 13:03) #
    0

    rahmrus о какой сунне ты говоришь? Где она погибает? В Иране? Все шиитские имамы из рода Пророка (С) шииты берут сунну у рода Пророка (С)у Ахл ал Байта, потрудись узнай!!! А вы берете ее у Абу Ханфы который был перс, или у Бухари который был перс, или у Муслима который был перс,кто такой Имам Малик по сравнению с Хусейном ибн Али или Джафар Садыком, и другими имамами из рода посланника Аллаха? Имам Малик учился у Джафар Садыка, Абу Ханифа училася у Джафар Садыка, все остальные суннитские имамы учились у учеков Шиитских Имамов.

  17. (28.05.2011 13:14) #
    0

    Шииты берут хадисы у Ахл ал Байта, кто они имамы из рода Пророка (А) это не персы, шииты берут сунну у Али ибн Абу Талиба у его сына Хасана ибн Али, Хусейна ибн Али, у сына Хусена Али ибн Хусейна, у сына Али (Саджда) Мухаммад ибн Али (Бакыр) и т.д. до двенадцатого имама все передавали хадисы от отца к сыну по восходящей от Пророка(С), а не от каких то персов

  18. (28.05.2011 13:34) #
    0

    Кстати Ибн Ханбал жил во времена Имамов Муса Ал-Казима до Имама Ал-Хади но хадисов от ни не передавал, хотя лучше имамов из рода Посланника Аллаха (С) хадисов ни кто не знал, может потому что прапрадед ибн Ханбала Зул Садия (ذوالثدیة)был одним из руководителей хариджитов которого убил Имам Али

  19. rahmrus
    (10.06.2011 15:01) #
    0

    Вас послушать так шиизм чистейшая сунна,так почему же вы не суннит? А если суннитские ученные когото слушали то это еще не значит ,что они брали от когото акиду.Да и не надо породить ученных это перс,а это ариец.Если ваша сунна это 3 разовый намаз,моления на камешки,и хлестания себя в праздник.То вы конечно на правельном пути :)

  20. rahmrus
    (11.06.2011 23:04) #
    0

    Если не ошибаюсь имам Малик вел диспут с шиитами,подойдя к их мечети он сказал своим ученикам снять обувь и взять ее с собой,когда они зашли, шиитский шейх сказал :почему вы не оставили обувь с наружи? Имам сказал:я слышал,что во времена пророка в шиитских мечетях воровали обувь.Как так возмутился шиитский шейх:во времена пророка небыло шиитов!!! Имам ответил:так это мы вам и хотим сказать.Истина сначала ,а потом заблужденья!!! Или вы хотите сказать,что сахаби были шиитами-это смешно даже ежу:)