РЕЗОЛЮЦИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОРАНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ»

Мы, участники Межрегиональной научно-практической конференции «Кораническая культура в России» (политолог, редактор концептуального журнала «Поистине» Руслан Айсин; д-р философии, ассистент-профессор Амстердамского университета (Амстердам) Альфрид Бустанов; кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Марат Салимов; кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений Казанского федерального университета Резеда Сафиуллина-Ибрагимова; кандидат физико-математических наук, доцент, действительный член Академии проблем качества РФ, вице-президент Регионального отделения Олег Шимельфениг; кандидат филологический наук, бакалавр теологии, руководитель Центра Корана «Зейд бин Сабит» при ДУМСО Вадим Ильясов; аспирант кафедры теологии и религиоведения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Алексей Муратов; магистр Конституционного права Ильяс Богатырёв; член Президиума Совета муфтиев России, имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас хазрат Бибарсов; магистр исламской юриспруденции, хафиз Корана, муфтий ДУМ Пензенской области Ислам хазрат Дашкин; муфтий ЦДУМ Ульяновской области Мухаммад хазрат Байбиков; муфтий ДУМ Республики Мордовия Ильдуз хазрат Исхаков), заявляем о нижеследующем:

«Коран, безусловно, является грандиознейшим явлением мировой культуры, не теряющим своей актуальности и величия уже свыше 14 столетий. Со времени ниспослания Корана и становления Ислама как устойчивой идеологической системы индивидуального и общественного характера, мировая история прошла через значительные вехи – гибель, трансформацию и рождение крупных цивилизаций, рассвет наук и революцию знаний. Если вдуматься, то практически никакие мировые свершения последних 14 веков не обходились без влияния Корана, как источника Ислама и вдохновителя позитивных преобразований самого разного масштаба – от индивидуального подвижничества до взрывной пассионарности масс, объединённых движением к свету далёких горизонтов будущего.

Конечно, глобальные трагедии двух разрушительных войн 20 века, произошедшие на фоне возобладавшей секулярной идеологии, оставили на теле человечества незаживающие раны, но и они несут для нас урок того, что без опоры на устойчивые моральные истины люди теряют нравственные ориентиры и забывают о своей духовной составляющей. Коран же, как единственная сохранившаяся в неизменном виде Книга, несущая человечеству Слово Бога, остаётся той вервью, которая удерживает связь между Богом и человеком, формулируя такие коды осмысления бытия, которые одинаково глубоки и для человека эпохи средневековья, и для наших современников, несмотря на цивилизационные пропасти, лежащие межу этими поколениями. «Воистину, Мы ниспослали Напоминание и воистину Мы его охраняем» - так обещано Аллахом в девятом аяте 15-й Суры, и мы являемся свидетелями тому, что Аллах сохраняет для человечества не только неизменность коранического текста, что само по себе поразительно, но сохраняет актуальность смыслов Корана и неисчерпаемый заряд энергии, которая, как от вечного двигателя, вдохновляет миллионы людей в течение сотен лет.

Культура нашей Родины, прошлое и настоящее России, не остались в стороне от влияния Корана как главного источника Ислама, ставшего идеологической основой формирования и развития коренных российских мусульманских народов. Известна история пусть не безоблачного, но планомерного территориального сближения цивилизационных идеологий, воплотившихся сегодня в многоконфессиональном и многоэтничном политическом, общественном и культурном симбиозе народов нашей страны. На слуху у всех образованных людей возвышенные оценки гениев российской цивилизации по отношению к Исламу и его стержню - Священному Корану. И, конечно, Россия, как страна со значительным коренным мусульманским населением по праву занимает своё место в политических союзах мусульманских стран. Замечательно, что в центре многих подобных глобальных процессов лежит Книга, небольшая по объёму, но определяющая образ мыслей и жизни полутора миллиарда людей, формулирующая правила поведения отдельного человека и принципы взаимоотношений между народами и государствами.

Имея божественную природу, Коран выходит за временные рамки, ограничивающие естественные ритмы жизни всего сущего. Коран остаётся бессменным маяком в потоке лет и веков, в смене поколений. Но Коран нельзя воспринимать обобщённо как некий дар абстрактному человечеству. Коран — это скорее личный завет каждой человеческой душе, появившейся на этот свет. На многих изданиях Корана, распространяемых между людьми, мы часто видим отпечатанные слова «бесплатен и непродаваем», и это выражение за всей простотой обнаруживает глубокий смысл – люди никогда не возместят цену Корана Тому, Кто его ниспослал, даже если все поколения соберутся вместе.

Масштаб Корана, его значение в мировой и российской культуре безгранично. Оно превыше событий, ситуативных и конъюнктурных процессов, исторических личностей. Выражаясь иносказательно, Коран видел много великого и многих великих, но всё тленно, кроме того, что охраняется Всевышним. Чтобы сохранять сопричастность вечным божественным ценностям нынешнему поколению не только мусульман, но просто образованных и культурных людей необходимо скорректировать отношение к базовым истинам, среди которых Коран, безусловно, занимает важнейшее место. Не всё можно пропускать через сито научного скептицизма. Многовековые устои нравственности и морали не нуждаются в эмпирических доказательствах. В этом контексте абсурдными и опасными воспринимаются попытки мировых секулярных сил манипулировать духовными принципами верующих людей, в том числе через ограничение религиозных свобод, запрет классической религиозной литературы и прочие ограничения. Такие примеры встречаются и в нашей стране, где до сих пор на основании заключений некомпетентных лиц, имеющих к вопросам религиозного исповедания крайне далёкое отношение, запрещаются классические мусульманские тексты, опирающиеся в первую очередь именно на Коран.

Справедливым будет отметить тот факт, что Коран наряду с Библией, Торой и Ганджуром обозначены в российской правовой системе, будучи законодательно защищённым от некомпетентного антиэкстремистского анализа. Однако это позитивное правовое установление имеет слабое выражение в реальных российских условиях, где периодически мусульманская литература, опирающаяся на Коран, подвергается необоснованному преследованию и запрету. Так, в настоящее время в Самаре рассматривается дело о признании экстремистскими трудов классического средневекового автора Ибн Касира «Комментарий к Великому Корану» и нашего современника Абдрахмана ас-Саади «Толкование Священного Корана». Исламоведам и образованным мусульманам знакомы эти книги, основывающиеся на Первоисточнике и имеющие широкое распространение в мусульманском просветительском процессе. Участники Конференции обращают внимание общественности, а также ответственных органов власти на необоснованность и правовую несостоятельность преследования этих книг, а также на высокую потенциальную конфликтогенность неквалифицированного и небрежного отношения к религиозным устоям тех российских граждан, кто исповедует Ислам, как, впрочем, и всех верующих.

Кроме этого, в рамках работы Конференции докладчики отметили текущие достижения российской исламоведческой школы и коранистики, которые, однако, нуждаются в более широкой поддержке и академическом развитии. Такие направления коранической науки как таджвид и тафсир, а также изучение арабского языка, являющегося одним из самых распространённых в мире, требуют системного подхода на общероссийском уровне, координации образовательного процесса в разных регионах с непременным проведением форумов соответствующего уровня.

В заключение участники Конференции, подчёркивая неразрывность взаимосвязи российской и мировой культуры с Кораном как стержнем Ислама, согласились с тем, что для современного общества, которое в потоке информационного многообразия и на фоне растущей социальной изолированности теряет идентичность и ценностные ориентиры, коранические принципы остаются актуальным и эффективным средством сохранения той духовной составляющей, без которой немыслим человек и здоровое общество».

30 сентября 2020 года

Культурно-просветительский центр им. Х.Д. Тенишевой, г. Пенза



0 комментариев