Согласно мнению израильских официальных лиц, ответ на этот вопрос таков – не в этом году (цитата агентства France Press).
Во внутреннем отчете израильского министерства иностранных дел в прошлом месяце сообщалось, что третья палестинская интифада или восстание «вряд ли» произойдет в этом году. По словам чиновника, пожелавшего остаться неизвестным, «в этом отчете, занимающем более 100 страниц, говорится, что всплеск общего насилия в форме третьей интифады маловероятен».
Вместо этого составители отчета предположили, что палестинцы «продолжат использовать все возможности для того, чтобы изолировать Израиль на международной арене» (AFP, 28 февраля).
После шести десятилетий оккупации стратеги израильского правительства все еще не осознали, что палестинский народ – не единичная масса слепых последователей, которыми можно запросто манипулировать и держать под контролем.
Ошибочное представление Израиля определяет саму сущность его политического дискурса и, соответственно, политики по отношению к палестинцам. Знаменитое высказывание бывшего израильского премьер-министра Ариэля Шарона в марте 2002 г. раскрывает официальную и упрощенческую позицию в отношении врага:
«По палестинцам нужно ударить и ударить очень больно: мы должны причинить им ущерб, человеческие жертвы, чтобы они почувствовали великую цену».
Хотя феномен официальных израильских отчетов, пытающихся предсказать и предотвратить палестинские восстания, сам по себе не нов, отчет за прошлый месяц выглядит поистине странно. «Палестинцев», как игроков политической арены, всех сваливают в единую однородную кучу и обвиняют их в постоянных кознях и заговорах вместе с арабскими режимами
Трудно представить, как такая нелепая и противоречащая истории модель мышления позволила Израилю добиться такого доминирования в политического дискурсе конфликта.
На самом деле такие народные события в истории человечества провоцируются не политиками, режимами или просчитанными действиями. Ключевое слово здесь – «на самом деле». Израильские лидеры описывают свой конфликт с палестинцами, используя гипертрофированную терминологию с абсолютно бессовестной этнической классификацией. В своей речи перед 66-той сессией Генеральной Ассамблеи в сентябре израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху высказался «от имени Израиля и еврейского народа», «протягивая руку народам Северной Африки и Аравийского полуострова». Он разразился тирадой против Ирана и развел теоретические рассуждения о «политических исламистах» и свободном мире.
Вот что он был в состоянии предложить для оправдания нелегального захвата и продолжающейся оккупации Восточного Иерусалима: «Евреи в Испании накануне своего изгнания, евреи на Украине, бежавшие от погромов, евреи варшавских гетто. Они никогда не прекращали молиться, не прекращали надеяться. Они шептали: в следующем году мы будем в Иерусалиме. В следующем году мы будем на земле обетованной» (Haaretz, 24 сентября 2011 г).
Такой избирательный подход был выбран в расчете на сентиментальность слушателей, а самовозвеличивание вполне ожидаемо от государства, основанного и продолжающего существовать на фундаменте расового превосходства. Но в израильских речах обращает на себя внимание не только хитроумная фразеология и эксплуатация истории. Представление Израилем самого себя как «еврейского государства» позволило ему эксплуатировать идентичность людей и объединять их в однородную массу. Такие обобщающие понятия, как «палестинцы» и «арабы», используются для дальнейшей поддержки аргументов Израиля. Такое умелое манипулирование крупными группами, народами и объединениями не только опасно на интеллектуальном уровне, но и гибельно с политической и военной точки зрения.
Бывший израильский президент Моше Кацав заявил своим врагам: «Между нами (евреями) и нашими врагами существует огромная разница. Не только в способностях, но и в морали, культуре, понятиях о священности человеческой жизни и в сознании. Они – наши соседи, но, похоже, даже несмотря на дистанцию в несколько сотен метров, есть такие люди, которые не принадлежат к нашему континенту и нашему миру, а вообще, прибыли сюда из другой галактики» (The Jerusalem Post, 10 мая 2001 г).
Да, видимо, это переход от абсолютного отрицания существования палестинцев, как у Голды Меир, или отождествления палестинцев с животными, скотом или тараканами. Это более продвинутая и осознанная форма обесчеловечивания. То есть, палестинцы все же люди, но лишенные и капли гуманности; их временно превозносят, чтобы потом полностью уничтожить. Даже хуже, их сравнивают с инопланетянами и другой галактики, называют «своими врагами».
В рамках этой логики все, к чему неодобрительно относится закон, этика или мораль, становится по сути хорошим, ожидаемым и приемлемым – этнические чистки 1947-48 гг, война в Газе (2008-2009 гг), продолжающаяся осада, т.н. разделительная стена, ежедневное насилие со стороны израильской армии, незаконные задержания, пытки, унижения и дискриминация.
Когда кандидат в президенты от Республиканской партии Ньют Гингрич объявил в прошлом декабре, что палестинцы – «выдуманный» народ, он просто подтвердил свою преданность своим произраильским кошелькам, которые требуют регулярного повторения надоевших всем речевок в пользу Израиля. Но все становится еще страннее, если посмотреть на политические последствия такой риторики. Позиция Гингрича «может поссорить его с поддержкой Соединенных Штатов в адрес двухгосударственного решения на Ближнем Востоке» (CBC, 9 декабря 2011 г).
Напыщенные речи удобны, поскольку могут послужить простой аферой для формирования альянсов и демонизации врагов. Их опасность состоит в том факте, что у них нет границ. В случае с Израилем, он злоупотреблял словоблудием о конфликте с палестинцами до такой степени, что теперь ложные идеи стали доминировать в мейнстримовом обществе, не только в Израиле, но также в США и других частях мира.
Теперь израильтяне подыгрывают своим же претензиям и дошли до такой отметки, что даже пытаются прогнозировать точку кипения палестинского народа посредством введения данных в компьютер и их последующего анализа.
Отчет Израиля о «малой вероятности» революции в 2012 г. занял 100 страниц. Я в 1987 г. присутствовал во время первого массового протеста в Газе, который спровоцировал Первую палестинскую интифаду. И я могу с уверенностью сказать о том, что для объявления и подтверждения этой революции потребовалось всего несколько слов: «Нашу кровь, нашу душу мы пожертвует для тебя, Палестина». А такой момент не сможет спрогнозировать никакой официальный анализ.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru