Мусульмане и российская операция в Сирии

В мусульманской среде РФ однозначной позиции относительно прямого вовлечения Москвы в сирийский конфликт, и в целом относительно происходящего на Ближнем Востоке, нет. Однако доля критически настроенных в ней на порядок выше, чем в любой другой группе российского общества.

С другой стороны, сирийская война вообще ухудшает стратегические перспективы Москвы в Исламском мире. И это опять же служит для мусульманского населения дополнительным фактором отчуждения.

Высшее официальное духовенство, как обычно в таких случаях, пытается получить в обмен на лояльность префенции личного и корпоративного характера. Низшее звено, в основном, хранит стойкое молчание. В массах относительно велика поддержка действий властей - официальная пропаганда не обходит стороной и мусульман. Это касается даже активных верующих, которые воспринимают политику президента Владимира Путина как борьбу с Америкой и защиту традиционных ценностей.

В другой части, настроенной критически к власти вообще, растет отчуждение от своего государства и недовольство. Многие четко воспринимают действия Москвы из общесуннитской солидарности как поддержку шиитов против суннитов и попытку спасти диктатора Башара Асада, повинного в массовых жертвах среди мирного суннитского населения Сирии.

При этом все-таки нельзя сказать, что эта тема основная для исламского сообщества страны, больше его волнуют внутренние проблемы развития.

Вопросы вовлечения Москвы в войну на Ближнем Востоке на стороне правительственных сил обсуждаются в негативном ключе массами простых верующих в социальных сетях и вообще в Интернете, в мечетях и на собраниях, а также проскальзывают в пятничных проповедях,выступлениях и разъяснениях даже некоторых официальных имамов, звучащих в ответ на вопросы прихожан. Таким образом, критически настроенная среда представлена далеко не только блоггерами, журналистами, общественными активистами, верующей молодежью, но даже и фигурами официального духовенства.

Открыто осторожно негативно в отношении войны в Сирии высказался, правда, только один муфтий. Остальные публично поддержали официальную линию или отмолчались.

Конечно, степень критичности весьма отличается - от резкого осуждения блоггерами в соцсетях до неприятия масштабов силовой акции или ее издержек при поддержке идеи в целом. С другой стороны, доминирует позиция не в пользу «ИГ» (его деятельность в основном отвергается в резкой форме, причем с самых разных позиций), но в поддержку оппозиции (всех видов). Так или иначе формируется определенная негативная позиция в отношении действий Москвы в Сирии с магистральным антиасадовским трендом.

Пока это достаточно инертная среда. Но ее активность и вес может при определенных условиях возрасти. Ресурса официального духовенства для противодействия в одиночку данным тенденциям, конечно, будет недостаточно.

Кремль подобная перспектива не может не беспокоить. Там понимают, что де-факто оказались в шиитской коалиции в Сирии при том, что подавляющее большинство мусульман России - сунниты. В этой связи упор и внимание делается на официальное духовенство, которое мобилизовано на поддержку действий Москвы и разъяснение ее позиции в исламском мире.

Это напоминает советские 70-80, когда Ислам использовался как внешнеполитическая витрина для продвижения интересов СССР в мусульманском мире. Несмотря на давление внутри, тогдашние религиозные деятели говорили за границу о прелестях жизни в атеистическом государстве, надеясь хоть на какие-то выгоды и возможности религиозной деятельности. Нечто подобное происходит и сейчас, с поправкой на специфику момента.

В этих условиях усугубляется проблема непонимания в России мотивов и действий суннитского мира. В то время как Иран и Израиль успешно продвигают свои интересы, арабо-суннитский мир, представленный десятками государств, никакой лоббистской деятельности в общественной, культурной, научной, информационной и экспертно-аналитической сфере страны практически не ведет.

Эффективно на высокопрофессиональной основе продвижением интересов Ирана в медиа-пространстве, созданием его благоприятного имиджа в глазах российской элиты и общественности, пиар-обеспечением внешней политики Тегерана в России занимается Центр изучения современного Ирана под руководством Раджаба Сафарова. Он проводит регулярные пресс-конференции,семинары для экспертов, организуют встречи и поездки для журналистов и ученых, публикуют аналитику, публицистику и переводы материалов иранских СМИ.

Помимо этого центра, интересы Тегерана реализует целый ряд других организаций самого разного профиля - от культурных и религиозных до политических и бизнеса. Можно говорить о существовании в РФ активного и эффективного ирано-шиитского лобби.

Аналогично с Израилем, влияние которого даже сегодня сохраняется на очень высоком уровне. Маленький пример - Институт Ближнего Востока под руководством Евгения Сатановского. Эта организация обеспечивает аналитикой и экспертизой органы власти, силовые ведомства, СМИ и общественные организации.

Профессионального арабо-суннитского лобби за 25 лет не появилось. Перспектив у него никаких нет и в ближайшее время. Аналитика, экспертиза, материалы СМИ из арабо-суннитского мира крайне мало представлены в российском информационном, экспертном и научном пространстве. В этой связи позиция Турции, арабских элит и др. центров суннитского мира, ученых, общественных организаций по всему спектру проблем - от региональных конфликтов, вроде сирийского или йеменского, до религиозно-культурных вопросов - остается не известной, фактически маргинальной.

В результате политические действия и процессы в арабо-суннитском мире малопонятны и не вызывают практически никакой поддержки. Сегодня в России даже в мусульманской среде далеко не все понимают и поддерживают политику арабских стран, например, в Сирии и Йемене. Скорее, им ближе позиция Ирана. Для многих других оправданной кажутся действия Израиля.

В итоге Россия и суннитский мир начинают говорить на совершенно разных языках. Перестают совсем слышать и понимать друг друга,смотрят на происходящее вокруг по-разному.

В арабо-мусульманском мире и на Западе попутно с сирийской операцией растут антироссийские настроения. Однако пока они не носят резкого характера. Отчасти это купирует фактор личной популярности Путина как сильного антиамериканского лидера мирового уровня.

Да, в свое время он громко заявил, что Россия всегда была и остается опорой и защитником Исламского мира. Не исключено, что какие-то ближневосточные (прежде всего, иранские) политтехнологи, опираясь на слова президента, в своих целях вбрасывают в политическое пространство и в московские коридоры власти проект «нового Салахутдина». Т.е. России и Путину лично предлагается почетная, если не сказать мессианская, роль спасителя, обновителя и избавителя Большого Ближнего Востока от смут, внешней агрессии и отсталости.Москва, тем самым, с восточной хитростью и коварством втягивается в сложнейший узел противоречий с крайне высокими для себя рисками и неочевидными бонусами.

Итогом операции в Сирии (в случае вполне вероятного ее провала) может оказаться полный тупик объявленного Владимиром Путиным в 2003 г. в Малайзии курса на сближение с Исламским миром. Он и так имел с тех пор немного практического наполнения, в основном звучали громкие, знаковые заявления и были предприняты бюрократические шаги вроде вступления в качестве наблюдателя в Организацию исламского сотрудничества. Несколько месяцев назад о 10-летнем юбилее этого когда-то громкого решения никто даже не вспомнил.

Позиции России ранее были подточены противодействием Арабской весне. Нынешняя же попытка второго в постсоветской истории возвращения на Ближний Восток, превращающаяся в прямое столкновение с суннитским миром в попытке спасти в Сирии алавитско-баасистский режим, постепенно сводит все прежние достижения на нет. В том числе это касается многого из того, чтобы было достигнуто в диалоге с внутренним мусульманским сообществом.

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук



15 комментариев


  1. (15.12.2015 17:33) #
    1

    "Профессионального арабо-суннитского лобби за 25 лет не появилось"
    --------------------------------------------------------------------------------
    Оно и не появится, пока власти России видят в салафии исключительно экстремистские корни, основанные на причислении к салафитам только террористов. Пока у официального (или "традиционного") духовенства будет плохо прикрываемое неприятие к салафитским учёным и. Пока власти будут противодействовать обучению сограждан в признанных исламских учебных заведениях. Пока будет явное неприятие внешнеполитических и экономических интересов арабских стран. Пока претенденты на роль этого самого лобби будут фактически преследоваться.

    • (16.12.2015 05:42) #
      -4

      Ваххабитские отморозки себя скомпроментировали в конце 90-х. Тогда им все двери были открыты: бывал я на ваххабитских конференциях, тогда саудиты целые гостиницы арендовали в областных центрах. Никто не мешал. В холлах гостиниц "верующие" прилюдно выкрикивали кнтигосударственные лозунги, никто слова не говорил. - полная свобода.
      А ваххабиты давай потом школы да больницы захватывать

      • (16.12.2015 09:56) #
        2

        О, Anvar! В чём же заключается по-твоему отмороженность ваххабитов? И стоит ли по отдельным террористическим бандам делать выводы обо всех ваххабитах?

      • (16.12.2015 16:38) #
        3

        Anvar - а какие "антигосударственные" лозунги кричали "верующие" (даете в кавычках, видимо, не считаете их верующими) в холлах гостиниц в областных центрах? Видимо, "Аллах акбар"? А вы так не считаете?

  2. (15.12.2015 20:33) #
    2

    Меньшинства всегда должны быть лучше организованны для лучшего выживания. Большинствам нужно лучшее выживание не меньше, но более плавно и поступательно нужно к этому вести, чтобы эффект был сильнее.

  3. (16.12.2015 22:14) #
    -3

    из статьи также можно сделать однозначный вывод о том, что мусульмане не только не лояльны российскому государству, но и собственно России как стране. Потому собственно и отстранены от управления государством. И это хорошо. потому как люди, ненавидящие 80-85% своих сограждан(?) не должны быть во власти. Вопрос можно поставить еще жестче: а можно ли вообще мусульманина считать гражданином России, если сама его религия согласно Конституции РФ должна быть запрещена как экстремистская идеология?

    • (17.12.2015 01:36) #
      3

      Слушай ты, хуцпарь фашиствующий, скрывающийся за двумя английскими буквами, приведи цитату из Конституции РФ в обоснование своих больных фантазий ("...а можно ли вообще мусульманина считать гражданином России, если сама его религия согласно Конституции РФ должна быть запрещена как экстремистская идеология?..). Это тебя надо считать клиентом Кащенко, "судья" недоделанный.

      • (17.12.2015 15:23) #
        -4

        Статья 28
        Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать
        в соответствии с ними.

        Согласно исламской идеологии категорически запрещено распространение неисламских учений. За выход из ислама по шариату положено убивать


        Статья 29
        2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

        Исламская идеология возбуждает религиозную ненависть к немусульманам, призывает мусульман воевать и убивать их, пропогандирует религиозное превосходство над немусульманами, которые в коране называются "худшими из тварей"

        По Конституции РФ ислам должен быть запрещен как экстремистская идеология!

        • (17.12.2015 16:13) #
          3

          Ты, наверное- доктор шариатских наук, mf. Даже обычные мусульмане не берутся трактовать Священный Куръан без соответствующего образования. Ну а кто взялся- тот или уже в ИГИЛ, или такой же исламофоб как ты. И ты "свободно"(по мере своей больной фантазии) трактуешь не только Куръан, но и Конституцию РФ- этому, скорее всего, способствует воспитание и обиды детства- тихая, затаенная агрессивность и злоба.
          И еще, к сведению таких фашиствующих как ты, - Мухаммад пророк с.а.в., подводя итоги своей пророческой миссии, довел до людей простую истину:
          "О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы — потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба — перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего — перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам — благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.
          Передайте же слово это, о вы, стоящие близко, — тем, кто стоит далеко. Я передал вам послание Аллаха..."
          "Прощальную проповедь" можешь полностью прочитать здесь:
          http://muhammad-mustafa.ru/?p=6251

          • (17.12.2015 16:20) #
            2

            Джазакаллаху хайран, хорошо ответил.

          • (17.12.2015 19:13) #
            -4

            когда их мало и они слабы-они хитрят, когда их много и они сильны-они убивают-лучшая характеристика мусульман

            • (17.12.2015 20:26) #
              2

              Когда в mf одна личность,- он не агрессивен, а когда mf много (в медицине это называется "раздвоение личности")- он начинает нести ахинею- повторять свои заученные мантры: "мусульмане- экстремисты"- лучшая характеристика для mf.

    • (17.12.2015 21:22) #
      1

      /из статьи также можно сделать однозначный вывод/
      Государство не лояльно к своим гражданам вообще и мусульмана в частности, что выражается в полном не соблюдении конституции.

  4. (17.12.2015 23:16) #
    3

    "Профессионального арабо-суннитского лобби за 25 лет не появилось" - его "нейтрализовали" поэтапно отсекая все каналы взаимодействия, наука/образование, экономика/финансы, политика/идеология.
    " влияние которого даже сегодня сохраняется на очень высоком уровне. Маленький пример - Институт Ближнего Востока под руководством Евгения Сатановского. Эта организация обеспечивает аналитикой и экспертизой органы власти, силовые ведомства, СМИ и общественные организации..." - это основное и доминирующее влияние на высшее политическое руководство РФ. Руками нашего государства изр-ль решает свои проблемы. Всё.