М. Джемилев – лидер российских мусульман и всех федералистов?

Крымско-татарское национальное движение оказалось сейчас под мощным давлением. Его лидеру Мустафе Джемилеву запрещен въезд на полуостров. Мероприятия по случаю 70-летней годовщины депортации прошли под аккомпанемент ОМОНа, вертолетов и угроз. В довершении всего прозвучало заявление, что высшее руководство России готово работать только с удобными ей представителями крымских татар.

С неожиданной быстротой сбываются тревожные прогнозы относительно развития отношений крымского-татарского национального движения и российских властей. Наш обозреватель политолог Абдулла Ринат Мухаметов отмечает, что такая политика, какие бы цели она ни преследовала, может в итоге иметь парадоксальный эффект.

Легендарного диссидента и лидера крымских татар Мустафу Джемилева власти выдавили за пределы Крыма. Физически его на полуострове нет. Этого удалось добиться. Но политически он там присутствует. Его слово остается решающим для крымских татар. И все это хорошо понимают.

Нынешние крымские руководители при поддержке Москвы выталкивают Джемилева на Украину, в украинскую политику. Пытаются отрезать его от родной земли. Но при этом мало кто замечает, что противопоставляя его России, втягивая его все глубже в конфликт с российским государством, Мустафа-ага постепенно входит в пространство нашей отечественной политики.

Кто еще в феврале-марте в России, кроме узких специалистов, знал о Джемилеве? А сегодня его имя на слуху у самой широкой общественности. СМИ пестрят подробностями биографии Джемилева. Обсуждают самые малозначащие фрагменты его биографии.

Он становится российским политиком, как бы это кого ни удивляло, в том числе его самого. Причем политиком федерального, общероссийского уровня, а не местного, крымского.

На родной полуостров ему въезд закрыт, а вот в московские и прочие кабинеты Большой России, в кремлевские политические окрестности его просто тянут. Не физически, а опосредованно. Но от этого усиление его как общественного деятеля и политика особо не страдает.

Джемилев – лидер особого национального движения. Крымские татары – показывают пример национальной активности европейского толка. В России такого давно уже нет или никогда не было. Мы знали постсоветский национал-сепаратизм, знаем джихадизм, бюрократический национализм, оголтелый нацизм и имперское национал-державничество. Но национальных движений европейского типа у нас нет, даже у русских.

Так уж получается, что именно крымские татары принесли или вернули, кому как больше нравится, в Россию ненасильственное гражданское национальное сопротивление, борьбу за свои национальные права в тех формах, как это делается в Европе. При проведении крымского референдума многие московские авторы любили вспоминать о Шотландии, Каталонии, Корсике, Венеции и проч. европейских регионах, выступающих за ту или иную форму обособления от государств, в которые они входят. Это очевидное лукавство. Более всех сегодня у нас ближе к ним именно крымские татары.

Для силовиков и других, как принято говорить, ответственных чиновников эта стратегия национальных движений крайне раздражительна. В таком случае с ним очень сложно бороться. Поэтому крымских татар будут и дальше провоцировать на насилие и другие неадекватные действия. Иначе удобных поводов с ними разделаться практически нет. Лидерам крымских татар это хорошо известно, и, думаю, они смогут удержать молодежь от поспешных и бесперспективных действий.

В ходе дуэли чиновников и хорошо организованного по модели «одной большой семьи» национального движения крымских татар вес последнего будет расти. На фоне этого еще острее встанут вопросы федерализма, регионализма, децентрализации, которыми сегодня Кремль тыкает в лицо Киеву, но которые для России не менее, а порой и более, болезненны. Также попутно возникают проблемы выбора, что строить - современное национальное государство или неосоветскую империю. Крымские татары оказываются в авангарде всего этого сложного и разновекторного процесса, который определяет будущее всей Северной Евразии.

Как в конце XIX в. Исмаил Гаспринский выступил теоретиком «русского мусульманства» - стратегии самоопределения тюрко-мусульман в рамках российской имперской государственности – так сегодня история отводит схожую роль другому выдающемуся крымскому татарину.

Несмотря на очевидный социальный запрос на федералистский проект, сегодня нет политических сил, которые бы на него ответили. Нет явных общественных авторитетов и лидеров у российских мусульман (есть только несколько крупных религиозных деятелей), которые бы сформулировали и реализовали реальную стратегию выживания в нынешних условиях.

Мустафа-ага воплощает в себе самые разные идеи и чаяния нескольких поколений. В складывающейся ситуации он может оказаться не только лидером российских тюрок и вообще мусульман, но даже всей неимперской, немосковской России, России народов и регионов, всего народно-федералистского движения, которое не приемлет диктата самопровозглашенной элиты в лице московской бюрократии и олигархии.



10 комментариев


  1. (28.05.2014 11:24) #
    2

    Крымские татары асацируются с мусульманами, а РФ мусульман не переносит, и как может так притесняет, это начиная с запрета исламских книг, заканчивая арестами и сфабрикованными делами.

  2. (29.05.2014 00:46) #
    0

    "М. Джемилев – лидер российских мусульман и всех федералистов?" Мне кажется, рановато рассуждать о политических перспективах уважаемого Мустафы-эфенди, в изложенном свете, даже под знаком вопроса. Потому что не совсем ясны (ели не сказать: совсем не ясны) перспективы самих крымских татар, не ясно как будут развиваться события вокруг Крыма и Украины в целом, и какова будет роль в них Мустафы-эфенди. Люди должны иметь работу , зарплату, пенсию, жилье, средства на пропитание, надежду на лучшее. Все инструменты, как-то обеспечивающие эти возможности, находятся в руках российской власти, осталось только разработать и запустить механизмы их применения. Смогут ли крымские татары сохранить в этих условиях прежнее единство вокруг старых, признанных лидеров? Обстоятельства таковы, что хочешь-не хочешь, им нужно занимать все возможные на сегодня позиции. Мустафа Джемилев, как один из реальных лидеров татар, занял строго прозападную позицию (замечу, позицию наиболее сильной стороны). Другой реальный лидер Рефат Чубаров просит Российские власти не торопить события, дать им возможность немножко вызреть, подготовить людей к признанию российской юрисдикции. Третий реальный лидер Ленур Ислямов вошел в состав правительства Крыма в качестве заместителя председателя. Правда, сегодня его уже отстранили, даже не предупредив его об этом. Кремль. очевидно, решил взять абсолютно бескомпромиссный путь жесткого подавления реальных лидеров и органов самоуправления крымских татар.

    • (29.05.2014 01:24) #
      0

      Вообще, удивляет необоснованно жесткая позиция российских властей не только в отношении татар, но и в целом по ходу возникших противостояний. Может мы чего-то не знаем: может мы мирный "термояд" "раскололи", может нечаянно каким-то супероружием разжились или еще чего-то там супер-супер придумали, что реально дает основания к такому тупо жесткому поведению. На чем стоим-то? Если только на одном "гiзе вiсокого тiску", то его надолго не хватит. Все принимаемые решения и действия завязаны на одного человека. Нет даже намека на стратегию и на наличие какой-то слаженно действующей команды. А если в один ответственный момент лидер вдруг потеряет дееспособность, заболеет или погибнет (на все воля Аллаха Всевышнего), то кто "подхватит знамя"? Кто гарантирует, что страна устоит? У меня возникает крамольная, нехорошая мысль: а не ведут ли нас сознательно к такому финалу? Очевидно, грабить предварительно разделив страну на куски, гораздо надежнее, чем тогда, когда есть центральная власть, пусть даже такая , какая существует сегодня. Может нам надо уже думать не только о судьбе крымских татар, но о судьбе страны. Как бы эта, негласно предлагаемая мобилизационная стратегия, не обернулась крахом для наших народов.

  3. (29.05.2014 13:03) #
    2

    От нашего "думания" мало что зависит, уважаемый брат Фидарис. Даже самые робкие попытки "думать" заканчиваются судебным преследованием ("болотное" дело)или физическим уничтожением (Юшенков, Старовойтова, Щекочихин).
    И ограбление страны как раз в пору суперцентрализованной власти происходит вот уже четверть века.
    Империя бьется в конвульсиях, пожирая своих бывших чад и тем приближая свой конец. И выхода другого нет: ей не дадут долго жить внешние силы, и внутри - гниение...
    Так погибала Римская империя: долго, с дворцовыми переворотами, с войнами на окраинах, которые потом составили Европу.
    Все,однажды рожденное, умирает. Единственно Аллах Всевышний не рожден и не умрет, Свят Он и Велик.
    Усвоивший эту истину будет стремиться к большему поклонению своему Творцу, по мере возможности жить в мире с собой и соседями, творить благое.
    Относительно Джемилева я с вами совершенно согласен.

    • (30.05.2014 01:08) #
      0

      По сути - согласен. Только как-то, извините, немножко унынием отдает от вашего комментария. Хотя и тут согласен - оснований для такого настроения немало. И Истина - в Вере, нет возражений. И "думать" может быть опасно, но думать все-таки надо, надо общаться , искать единомышленников, поддерживать лидеров, способных к организованным действиям, разумеется, в рамках закона. Несмотря на то, что эти рамки с каждым днем сужаются.

  4. (29.05.2014 14:32) #
    1

    полностью согласен с предыдушиме мнениями, выдвигать в лидеры российских мусульман откровенно прозападные силы очень опасно и чревато судами и арестами. Попытка опереться на них приведет к тому, что все мусульмане будут провозглашены "пятой колонной". со всеми вытекающими отсюда последствиями.... судьба НОРМА в этом плане показательна.

    • (30.05.2014 08:54) #
      0

      мусульмане пятая колонна с 90-ых гг 20 века уже фактически. Аресты, похищения, экстремистская литература, запрет на стройку мечетей почти в половине страны. Так что непонятно чего боитесь. Хуже в последнем столетии было только в 37 гг.

  5. (29.05.2014 22:10) #
    0

    Почему то дорога односторонняя ,одни народы могут референдумы создавать определится с кем быть и выйти из состава Украины а другие народы не могут определится с кем быть !

  6. (30.05.2014 11:12) #
    0

    Если эти дорожные службы под хазарском тамгой сражаются то конечно..