Сегодня в сфере подготовки специалистов по исламскому призыву (даваата) сложилась парадоксальная ситуация. Тысячи молодых людей обучаются Исламу в зарубежных вузах, заканчивают университеты, пишут и защищают магистрские и докторские диссертации, возглавляют мечети. Однако из общего количества отучившихся за границей и вернувшихся в Россию, процент проявившихся ярких и успешных проповедников, не высок. Большинство выпускников и обладателей дипломов престижных религиозных вузов так и не могут реализовать себя на пути исламского призыва.
Помимо прочего, проблема заключается в том, что получение шариатского образования, в каком бы престижном вузе оно ни было получено, не делает автоматически из человека успешного проповедника. Для успешного даваата необходимо, чтобы призывающий обладал не только знаниями об Исламе, но и о том обществе, в котором он собирается вести призыв.
Только при условии, что все три компонента: «Личность призывающего», «Знания об Исламе» и «Знания об обществе» – сведены воедино, возможно говорить об успешном призыве людей к Исламу.
Социологи и политологи в окружении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Если мы обратим свои взоры к примеру жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то обнаружим, что кроме того, что он обладал исламскими знаниями, которые ему ниспосылал сам Всевышний через ангела Джибриля (мир ему), он еще обладал совершенным нравом и детальным знанием нужд, интересов, образа жизни и чаяний того общества, в котором он начинал свой призыв к Единобожию.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был плотью от плоти окружавшего его общества, делил с ними все радости и горечи и при этом отличался беспримерной праведностью и верностью. Именно эти качества вызывали к нему со стороны мекканцев уважение и доверие настолько глубокое, что они пригласили его на заключение исторического для курайшитов Союза чести и доверили ему установку Черного камня в стену Каабы при ее перестройке.
Более того, молодой Мухаммад (мир ему и благословение) обладал знаниями не только о жизни курайшитского общества. Торговые поездки с караванами Хадиджи (да будет доволен ею Аллах), беседы с паломниками, прибывающими в сезон хаджа к Каабе, позволили ему наблюдать за жизнью и других арабских обществ, поселений и городов. К примеру, он был прекрасно осведомлен о положении подданых негуса в христианской Абиссинии, был неплохо знаком с образом жизни бедуинов, племен Внутренней Аравии и даже знал о взаимных претензиях и вражде племен аус и хазрадж в далеком Ясрибе (будущей Медине).
Говоря сегодняшним языком, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) еще до начала своей пророческой миссии был прекрасным психологом, что позволяло ему поддерживать доверительные отношения с людьми, улаживать спорные моменты, сохранять по отношению к себе достаточно глубокое уважение и доверие со стороны язычников, несмотря на то, что он отказывался от поклонения идолам.
Кроме того, Мухаммад (мир ему и благословение) был и прекрасным социологом, обладая широкими знаниями о социальных проблемах арабского общества, а также об этнополитических конфликтах, этноконфессиональной ситуации в различных частях Аравийского полуострова. Обладал он и знаниями о международной ситуации, сложившейся вокруг Аравии, зажатой с севера и с юга двумя мощными империями – Византией и Персией, знаниями о политической ситуации внутри правящих династий и даже о конфессиональной политике правителя в заморской Абиссинии. На сегодняшнем языке это называется «политолог-международник».
Сподвижники, окружавшие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также отличались праведностью и широчайшими познаниями о современном им арабском обществе. К примеру Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) был лучшим знатоком среди курайшитов генеалогических древ происхождения арабских родов. То есть, являлся профессиональным историком, знатоком этногенеза и культурно-политического становления арабской нации.
Билял бин Рабах, Сухайб ар-Руми и Салман ал-Фариси (да будет доволен Аллах ими всеми), будучи выходцами из Абиссинии, Византии и Персии, соответственно, являлись носителями знаний об образе жизни, социальной, этнополитической и конфессиональной ситуации в этих странах. Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах), по наставлению самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изучил грамоту и книги иудеев, став, таким образом, профессиональным переводчиком с иврита и специалистом по иудаике.
После ознакомления с этими фактами из сиры (жизнеописания) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и жизни его праведных сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми), мы можем заявить, что на момент становления Ислама в Мекке и Медине сформировалось не просто новое поколение людей, исповедующих Единобожие и готовых за него умереть, но и уникальная школа по изучению и анализу социальных, политических, конфессиональных, культурно-исторических и иных проблем в арабском обществе и в странах «ближнего зарубежья».
Догоняющее развитие исламского обществоведения
Именно этот аспект в осуществлении исламского призыва забывают многие мусульмане. Они могут оканчивать вузы за вузами, шлифовать свой арабский язык и чтение Корана, блестяще разбираться в ильм уль-хадис (хадисоведении) и фикхе (шариатском праве), могут совершенствовать свое поклонение и свой нрав, но без знания общества, в котором придется проповедовать, эти знания и крепкая вера оказываются практически невостребованными. Народ отторгает тех, кто не может говорить с ним на понятном языке и говорить о том, что его волнует на данный момент.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), призывая своих ближайших родственников и друзей в годы тайного призыва, говорил с ними на языке, доступном их пониманию и о тех проблемах, которые их волновали – мерзость поклонения идолам, о великой награде от Аллаха праведникам и единобожникам, воспитание своего сердца в подчинении Господу Миров.
Ракану ибн Абд Йазида, одного из самых сильных курайшитов, Пророк (мир ему и благословение) призывал с помощью демонстрации чудес и собственной физической силы. Ракана не убедился в том, что Мухаммад (мир ему и благословение), действительно, является Посланником, пока тот не уложил его на лопатки в борцовском поединке. Христианские делегации и абиссинского негуса Избранник Аллаха (мир ему и благословение) и мусульмане призывали, читая им аяты об Исе и Марьям (мир им обоим).
То есть, мусульмане в те годы осознанно работали с обществом, деля его на целевые аудитории и социальные группы с различными социальными ожиданиями, интересами и образом жизни. Но сегодняшним студентам исламских вузов, имамам и проповедникам подобное же знание о современном им обществе никто не предоставляет. Если теорию призыва, его поэтапность, направленность на различные социальные группы еще можно почерпнуть из сиры и образа жизни праведных сподвижников, то современную социальную, политическую, культурную, психологическую ситуацию в том обществе, в котором собираешься вести призыв, ни в Коране, ни в сире, ни в фикхе, ни в хадисе не найдешь, сколько их ни читай.
Для этого мусульманам, желающим донести слово Аллаха до людей, придется изучать социологию, политологию, психологию, историю, конфликтологию и все производные от них науки. За ними нам придется сидеть также упорно, как и над шариатскими дисциплинами, поскольку за время интеллектуальной спячки мусульман в Средневековье и Новое время, когда забвению были преданы светские и обществоведческие дисциплины, западная научная мысль в этих сферах рванула далеко вперед.
Конечно, знания о современном российском обществе невозможно получить в исламских вузах арабского мира. Там этих дисциплин просто нет в учебных программах. Поэтому студентам зарубежных вузов просто необходимо осваивать недра Интернета, заказывать своим друзьям, прибывающим из России, научные журналы, книги, бюллетени с результатами социологических и психологических исследований.
Мусульманам же, живущим в России, уже пора бы взять на себя открытие школ и центров социально-политических исследований для получения и распространения достоверной информации о современном обществе, его социальных, политических и иных реалиях. Конечно же, первые шаги придется делать, отталкиваясь от наработок и результатов исследований, полученных учеными далекими от Ислама. Следующим шагом должна стать переработка всех западных и атеистических обществевоведческих концепций на исламской мировоззренческой и ценностной основе.
Только после того, как на этой обновленной научной основе в очередной раз окажутся соединенными три обязательных компонента для ведения успешного призыва – «Праведные личности самих призывающих», «Высокий уровень знаний об Исламе» и «Высокий уровень знаний об обществе» – можно говорить о том, что выпускники исламских вузов, имамы и проповедники станут духовной и интеллектуальной элитой России, способной донести слово Аллаха до самых ее отдаленных уголков.