Исламское образование в США. Проблемы и перспективы

Для мусульман, проживающих в неисламских странах, одной из основных проблем в воспитании полноценной исламской общины, передаче исламских знаний своим детям является проблема исламского образования. Нельзя сказать, что данная проблема решена полностью даже в тех странах, в которых мусульманские общины добились наибольших результатов и успехов в выстраивании исламской инфраструктуры.

Американская свобода

Британия и Франция, Германия и Канада являются флагманами западного мира в развитии исламского призыва и мусульманской активности. Соединенные Штаты в этом ряду занимают особе место. И не только в силу того, что мусульмане именно этой страны оказались после 11 сентября на передовой линии противодействия мощному натиску исламофобии. Но и потому, что США, в отличие от многих ведущих европейских стран заметно выделяются высокой религиозностью населения и удивительно благоприятным для религиозной деятельности законодательством.

Свобода религии в американском понимании означает, что религия отделена от государства. При этом американские законы дают четкие гарантии того, что правительство не будет ни способствовать, ни препятствовать созданию религиозных организаций и учебных заведений. Хотя после 11 сентября в США был усилен контроль за учебными программами исламских школ, чтобы поставить заслон на пути проникновения экстремистских идей в школы, ни о каком вмешательстве правительства в деятельность религиозных учебных заведений речь идти не может.


Американцы, придерживающиеся других вероубеждений также не могут вмешиваться в деятельность исламских школ. Но при этом в ряде случаев их недопонимание Ислама заставляло их прилагать усилия к тому, чтобы помешать исламским школам получить разрешение на строительство, или создавать некоторые другие юридические препятствия на пути создания и открытия новых школ.

Преодоление фобий

Действительно, мусульманская умма переживает очень трудные времена из-за той лжи, которая распространяется о нашей религии со стороны врагов Ислама. Каждого мусульманина еще до знакомства с ним уже рассматривают как мусульманского террориста. В случае Соединенных Штатов – эта проблема стоит еще острее.

Исламские школы сталкиваются с невероятно сложными проблемами в связи с тем, что на любую попытку организованного преподавания и обучения детей Исламу тут же навешивается ряд пугающих ярлыков. В обществе из-за враждебной пропаганды СМИ уже широко распространено ошибочное мнение, что мусульмане используют исламские школы, чтобы внушать детям идеи экстремизма и ненависти.

Это абсолютно ложное убеждение. В этой ситуации не только американские мусульмане, но и верующие всего мира должны собраться силами и нарастить, но никак не снижать наше усердие и старания в деле открытия большего количества исламских школ. Только так мусульмане смогут подготовить для полноценного возрождения уммы достаточное количество высокообразованных братьев и сестер – преподавателей, управленцев и ученых.

Нельзя сказать, что американские братья не осознают всю важность данных проблем. Они прилагают все усилия к тому, чтобы обеспечить самый высокий уровень качества учебных программ, пересмотреть методы обучения в соответствии с последними разработками в сфере образования, не допустить появления и укрепления в детской среде чувств обиды на окружающее немусульманское общество, страха или ненависти.

Что же касается широко распространенных страхов немусульман в отношении Ислама, то ведущие американские мусульманские деятели высказывают уверенность в том, что развитие диалога с немусульманами, разъяснение, убеждение, взаимодействие с другими религиозными группами поможет свести подобное противодействие со стороны представителей других вероубеждений к минимуму. Что позволит мусульманам развивать исламскую образовательную систему без каких либо препятствий и вмешательства со стороны.

Образовательные стандарты

Перед американскими мусульманами лежит также проблема повышения учебных стандартов, на основе которых выстраиваются образовательные программы исламских учебных заведений. Вообще-то, разработки исламских учебных программ ведутся в Соединенных Штатах уже несколько десятилетий усилиями организаторов ведущей сети школ сестры Клары Мухаммад и усилиями вновь прибывающих иммигрантов, основная волна которых пришлась, примерно, на конец 1950-х и1960-е годы.

Хотя мусульмане США всегда придерживались высоких стандартов качества в сфере образования, они сравнительно недавно начали прилагать целенаправленные усилия к тому, чтобы добиться аккредитации американскими сертифицирующими органами. Так, недавно в штате Техас Академия Brighter Horizons получила аккредитацию государственного органа Южной Ассоциации колледжей и школ.

Таким образом, эта тенденция одновременного обеспечения высокого качества учебных программ и получения государственных органов значительно повышает качество исламского образования. Мусульманские дети получают знания о своей религии от наиболее подготовленных и аккредитованных преподавателей.

Выбор мазхаба

Что касается того, какого на какой мазхаб ориентируются исламские школы в США, то целесообразность этого и наиболее оптимальные формы преподнесения ученикам представления о смысле и значении мазхабов еще предстоит подробно изучить мусульманским мыслителям Северной Америки. Дело в том, что, хотя учредители и административный персонал школы могут придерживаться определенного мазхаба, хорошо разбираться в вопросах и тонкостях того или иного направления фикха, они стараются не навязывать ученикам своей приверженности той или иной правовой школе.

Ученики и студенты американских исламских учебных заведений являются выходцами из самых различных регионов мира, где мусульмане традиционно придерживаются той или иной правовой школы. Однако в США они имеют возможность знакомиться с различными мазхабами, школами правовой мысли, ведущими исламскими учеными. При этом в учебном процессе ни один мазхаб не выделяется из общего рядка других, чтобы дети могли получить наиболее полное представление о научном, правовом и культурном наследии Ислама.

Приоритет образования

Среди американских мусульман существует также еще одна ключевая проблема, которая касается недостаточного внимания и заботы, которые родители-мусульмане проявляют в отношении исламского образования своих детей. Многие мусульмане, будучи вынужденными много работать для того, чтобы обеспечить и прокормить свои семьи, к сожалению, отодвигают на второй план вопросы защиты собственных религиозных убеждений, исламского сознания и воспитания.

Оттого, одной из первоочередных зада, стоящих перед нашими североамериканскими братьями, является задача обращения должного внимания не только на детей, но и на родителей-мусульман. Отцы и матери будущих исламских поколений должны осознать первостепенную важность исламского образования для своих детей, найти возможность отдать приоритет именно этому, а не бесконечному улучшению своих жилищных условий и покупке дорогих автомобилей.

Приоритеты в отношении целей и потребностей в жизни мусульманина должны быть обозначены очень четко. И в этом ряду приоритетов на первых рядах наряду с сохранением жизни и обеспечением элементарных условий для существования и безопасности должно обязательно значиться должное исламское воспитание и образование. Взрослое поколение мусульман не только в США, но и по всему остальному миру должно уделять более пристальное сохранению, приумножению и развитию своей веры, знания и понимания своей религии, научиться жертвовать и тратить свое время и богатство на улучшение качества и доступности исламского образования.

Обучение в арабских странах

Проблема выезда в арабские страны американских детей и подростков для улучшения своих знаний в области религии и арабского языка не рассматривается американскими мусульманами, как нечто угрожающее безопасности США или самих мусульманских общин. Несмотря на то, что американские мусульмане прилагают все усилия к тому, чтобы выстроить в стране полноценную систему качественного исламского образования, они и в выезде учащихся в арабские страны также видят огромные плюсы и преимущества.


Путешествие в другие страны в целях поиска знаний способствует тому, что студент попадает в новые для себя условия, привыкает к новому образу жизни, расширяет и обогащает свои представления о мусульманском мире, о его многообразии. Кроме того, он на время удаляется от своей родины, от родственников и друзей, которые плотно занимали его время дома, получает больше возможностей сосредоточиться на цели приобретения знаний.

Помимо того, что многие родители-мусульмане, являясь выходцами из стран Востока, охотно направляют своих детей в арабские школы и университеты для того, чтобы они окунулись в традиционную мусульманскую среду, овладели в совершенстве родным языком, в США во многих американских колледжах и университетах, к примеру, существуют программы, которые называются «Junior Year Abroad».

Данная программа, название которой можно перевести как «Год за рубежом для школьников», в целях поощрения учащихся позволяет им провести весь учебный год в колледже в другой стране мира. Сочетание этих двух подходов – исламского образования в США со стажировками и дополнительным обучением за рубежом, рассматривается американскими мусульманами, как сбалансированный подход для воспитания более полноценной мусульманской личности и предоставления всестороннего исламского образования.

Исламская культура с местной спецификой

Еще одной острой проблемой, стоящей в сфере исламского образования перед нашими братьями в США, является проблема адаптации исламских учебных программ и курсов под американскую специфику. При том, что основы исламского вероубеждения по всему миру единые и неизменные, методы, какими они преподносятся детям должны варьироваться в зависимости от страны их проживания.

Очевидно, что невозможно применять в американском обществе те же самые методы обучения, которые, например, приняты в саудовских или пакистанских медресе. В США не только общественная среда другая, но и сами мусульманские дети совершенно отличаются от детей, проживающих в традиционных мусульманских обществах Востока. Американские дети подвергаются большему количеству искушений и соблазнов, их окружает настороженная и зачастую враждебно настроенная общественная среда, они, наконец, более независимы и раскрепощены в отличие от восточных детей, приученных с детства к строгой дисциплине.

Кроме того, в процессе исламского образования в каждой стране и каждом регионе должно большое внимание уделяться местным проблемам. Исламские знания, преподносимые детям должны преподноситься с аккуратным «приземлением» на местную культурную и историческую почву. Детям должны объясняться разница между мусульманским древним, средневековым обществом и современным обществом, в котором они проживают.

Им должно объясняться, как можно практиковать те или иные исламские обряды в американском обществе, должна особо подчеркиваться их собственная роль, как образцов достойного поведения мусульманина в немусульманском обществе. Простой же, автоматический перевод на английский язык саудовских учебников может привести к непониманию преподносимой им информации большинством американских детей-мусульман и отторжению их от себя американским обществом.

Кроме того, следует уделять большое внимание тому, чтобы научить мусульманских детей на Западе совмещать в своем сознании одновременную радость и гордость по поводу своей принадлежности Исламу и принадлежности западной культуре. Сама западная культура в лучших ее проявлениях, а в особенности современная наука и технологии должны преподноситься детям, как совместное достижение европейских народов и мусульман.

Именно этот глубокий синтез мусульманской и западной науки, историческая неразделимость мусульманского Халифата и средневековой Европы, глубокое переплетение их судеб, взаимное влияние друг на друга в деле культурного, научного, цивилизационного обмена и обогащения должны преподноситься как единственно верная, исторически оправдавшая себя и единственно возможная в будущем форма сосуществования мусульман и остальных народов.



1 комментариев


  1. Али
    (02.09.2011 16:04) #
    0

    http://muslims.printdirect.ru/ исламский мерчендайзинг