Исламская присяга на борьбу с экстремизмом

Хорошо знакомому с ситуацией в мусульманской общине Крыма, мне сложно согласиться со статьей Романа Силантьева в «НГР» от 17.06.15, выставляющего Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) чуть ли не прибежищем для радикалов и идеализирующего в качестве борцов с ними, представляющими традиционный для полуострова ислам, Таврический муфтият. И основания для этого следующие.

Побывав осенью 2014 года в Крыму, я обнаружил интересный момент в организации местной богослужебной жизни. Имам-хатыбы при мечетях ДУМК в различных городах показывали мне типовые заявления, которые необходимо было написать на имя муфтия Эмирали Аблаева, с текстом такого содержания: «Призывая в свидетели Аллаха и всех членов общины, в которой Духовное управление мусульман Крыма меня назначило имамом, ответственно заявляю, что я не являюсь сторонником или членом секты хабашизма и его последователей (основатель идеологии Абдуллах аль-Харарий), «Хизб ут-Тахрир» и его последователей (основатель идеологии Такиуддин Набхани), ваххабизма, салафизма и их последователей (основатель идеологии Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб), джихадизма, такфиризма и их последователей и других подобных им маргинальных религиозных сект, течений и партий, не традиционных для мусульманской уммы Крыма». Далее духовное лицо обещает муфтию «ни в каком виде не участвовать в мероприятиях и собраниях вышеуказанных религиозных сект, течений и партий… в вопросах осуществления религиозной практики придерживаться исключительно матуридитской богословской школы и ханафитской правовой школы, а также соблюдать традиционную религиозную практику, сложившуюся в среде мусульман Крыма», и «в случае отклонения в своих действиях и проповедях от данных обязательств обязуется добровольно оставить должность имама». Подобная практика профилактики экстремизма, насколько мне известно, является весьма новаторским начинанием, причем, безусловно, эффективным, так как своим заявлением имам-хатыб дает основания для его снятия с должности в случае, если он окажется связан с радикальными движениями.

Это, я думаю, закономерно. После воссоединения Крыма с Россией государство выступает партнером мусульманской общины полуострова, что открывает для последней, состоящей из представителей крымско-татарского народа, огромные возможности. Госсоветом Крыма был в кратчайшие сроки принят закон о реабилитации крымско-татарского народа, из федерального и республиканского бюджетов и из других субъектов Федерации начали выделяться крупные средства на ремонт мечетей и осуществление уставной деятельности исламских организаций. Одним из ярких примеров сотрудничества светской власти и муфтията является организация начиная с лета 2014 года массовых ифтаров (вечерних трапез) для верующих в месяц Рамадан от имени главы Республики Крым Сергея Аксенова. Разумеется, государство со своей стороны хочет рассчитывать на абсолютную прозрачность исламских организаций и исключение какой-либо возможности проникновения в их ряды экстремистов, и муфтият идет им навстречу.

Стоит отдельно коснуться упомянутого выше движения хабашитов, так как их деятельность за рубежом ранее уже оказывалась инструментом разжигания религиозно-политических конфликтов. Ее основатель, эфиопский проповедник Абдуллах аль-Харарий, в 1950-е годы переехал в Сирию, однако его учение, основанное на крайностях мистицизма, обвинении в неверии своих оппонентов и крайней жесткой вертикали власти с беспрекословным подчинением верующих шейху, не нашло понимания среди сирийских суфиев. В 1975 году он переселился в Ливан, уже охваченный противостоянием между христианами, суннитами и шиитами, и развернул там свою деятельность с таким широким масштабом, который явно подразумевал наличие серьезной материально-финансовой поддержки. В том же году в Ливане разгорелась кровопролитная гражданская война, в которой идеология хабашитов по преданию анафеме всех несогласных с ними мусульман стала одним из главных дестабилизирующих факторов.

В 1976 году хабашитский эмиссар Ахмед Тамим прибыл в Украину в качестве студента, а получив образование – не уехал, а обосновался в Киеве и сразу после развала СССР создал свое Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), тесно связанное с ливанской штаб-квартирой хабашитского движения. В начале 2010-х годов филиал ДУМУ появился и в Крыму – это был Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК), на базе которого в августе 2014 года был создан Таврический муфтият во главе с муфтием Русланом Саитвалиевым.

ДУМУ активно вмешивается в политику, шейх Тамим еще не так давно позиционировал себя как сторонник Виктора Януковича, а сразу после его свержения стал оказывать самую тесную поддержку новой украинской власти. Например, 16 октября 2014 года Тамим принял в своей резиденции председателя Верховной рады Александра Турчинова. Тамим заверил Турчинова в своей поддержке против «российской агрессии в адрес Украины». За деятельность Тамима по агитации мусульман Украины по активному участию в так называемой АТО 18 ноября 2014 года он получил из рук Турчинова награду.

Конечно, после воссоединения Крыма с Россией связи между ДУМУ и ДЦМК отсутствуют, и записать на счет вторых деятельность первого – сложно. Однако стоило бы принять ту же логику и в отношении ДУМК и муфтия Эмирали Аблаева и наконец перестать адресовать им упреки по поводу обосновавшихся в том году в Киеве экс-лидеров меджлиса крымско-татарского народа. При том, что связь ДУМК с меджлисом была основана на уставе муфтията, принятого в 2001 году и измененного при подаче на регистрацию в российском Минюсте в 2014 году, в то время как связь в жестко выстроенных суфийских орденах – духовная, более крепкая и не зависящая от границ. Об определенном влиянии на крымских деятелей со стороны ливанских шейхов в Крыму говорят многие, в том числе и из изначально пророссийских крымско-татарских деятелей.

Интересный момент: по данным автора, Саитвалиев не так давно сменил шафиитский мазхаб, с которым себя связывают хабашиты, на ханафитский, традиционный для мусульман Крыма. Дело здесь отнюдь не в мазхабах, разница между которыми для мусульманина носит непринципиальный характер (хотя, говоря о традиционном для Крыма исповедании ислама, всегда имеется в виду ханафитский), а в мимикрии лидера крымских хабашитов ради сугубо политических амбиций. Как известно, в конце августа 2014 года он создал на полуострове абсолютно новый, не имеющий отношения к одноименному, существовавшему здесь до 1917 года, Таврический муфтият и начал мощную информационную атаку на муфтия Эмирали Аблаева, затронувшую также и ряд крымско-татарских политиков, которые неожиданно для киевских политтехнологов дистанцировались еще в ходе «крымской весны» от джемилевского меджлиса и перешли на сторону пророссийских сил.

В настоящий момент поднятая Таврическим муфтиятом информационная волна утихла, и его противостояние с ДУМК свелось к вопросу об обладании очень важной для мусульман полуострова исторической мечетью Хан-Джами в Евпатории. Стоит отметить мало упоминаемый момент, но речь в данном случае даже не о «разборках» внутри общины этой мечети, разделившейся в 2014 году по вопросу принадлежности к муфтиятам. Дело в том, что сама мечеть как здание уже давно передана в собственность ДУМК, что никем не оспаривалось. Соответственно вся история с конфликтом вокруг мечети в Хан-Джами является не более чем поводом для новой активизации борьбы Таврического муфтията против ДУМК и Эмирали Аблаева, отнюдь не способствующей консолидации мусульман полуострова и возможности власти опереться на авторитетных для этой среды духовных деятелей.



3 комментариев


  1. (06.07.2015 00:01) #
    0

    силаньтев шнырь с подмоченной репутацией

  2. (07.07.2015 19:15) #
    0

    Халиф правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) отправил армию под командованием Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах) для распространения света Ислама в Персии и написал ему Устав с этим текстом:

    Богобоязненность (боязнь Аллаха)

    Затем, истинно я приказываю тебе и тем, которые с тобой, быть богобоязненными солдатами во всех случаях, ибо богобоязненность есть лучшее оружие и снаряжение против врага, и сильнейшая сноровка в войне!

    Послушание Аллаху (требование Ислама)

    И я приказываю тебе и тем, кто с тобой, чтобы вы строго оберегались непослушания Аллаху больше, чем вашего врага. Истинно, мусульмане получают победу из-за ослушания их врага перед Аллахом.

    Если бы не это обстоятельство, никакая сила не смогла бы противостоять врагу, потому что наше число не сравнить с их числом (нас значительно меньше), и наше снаряжение (вооружение) не сравнить с их снаряжением (вооружением).

    Если мы будем одинаковыми с ними (врагами, неверными) в непослушании Аллаху (будем совершать грехи, поступки, запрещённые Исламом), то преимущество в силе над нами будет у них, а нам достанется позор, унижение и поражение. Если нам не будет дана победа над врагом с помощью нашего достоинства и преимущества перед ними (т.е. нашей боязнью Аллаха), мы не одержим победу над ними имеющейся у нас силой.

    И вы знайте, что вас сопровождают в вашем походе хранители от Аллаха, которые знают, что вы делаете, поэтому постесняйтесь их. Не совершайте ослушание Аллаху в то время, когда вы на пути Аллаха. Никогда не говорите, что наш враг хуже нас (и поэтому мы будем совершать зло) и ему не будет дана власть над нами, хотя мы и будем причинить зло (т.е. ослушание Аллаху).

    Сколько раз была дана воля и власть над людьми (народом, нацией) тем, кто является хуже их ровно так же, как была взята власть над израильтянами со стороны неверных огнепоклонников, когда первые (израильтяне) совершали ослушание Аллаху.

    Просьба о помощи Аллаху

    И просите Аллаха победы над самими собой ровно так же, как вы просите победы над вашим врагом. И я прошу Аллаха этого нам и вам!

    По тексту брошюры «Памятка исламскому воину» (Чечня, 1998 год, издательство «Жайна»)

  3. (08.07.2015 00:04) #
    0

    «Призывая в свидетели Аллаха и всех членов общины, в которой Духовное управление мусульман Крыма меня назначило имамом, ответственно заявляю, что я не являюсь сторонником или членом секты хабашизма и его последователей (основатель идеологии Абдуллах аль-Харарий), «Хизб ут-Тахрир» и его последователей (основатель идеологии Такиуддин Набхани), ваххабизма, салафизма и их последователей (основатель идеологии Мухаммед ибн Абдуль-Ваххаб), джихадизма, такфиризма и их последователей и других подобных им маргинальных религиозных сект, течений и партий, не традиционных для мусульманской уммы Крыма»
    -----------------------------------------------------------------------------------
    Когда-то традиционное исламское духовенство на Северном Кавказе (хотя, наверное, во всей России) примерно с такими же принципами начинали войну с салафией. Попутно власти официально запрещали кое-где ваххабизм, сами не зная, что это слово означает. Где-то запретили "Таухид" Ибн Таймия, где-то - труды Такиюддина Набхоний, кое-где были предприняты попытки запрета Эльмира Кулиева. Крымские духовники, похоже, решили брать быка за рога и заставить отказаться умму от всех нежелательных российской власти учёных и их трудов. То есть, весь негатив, который приобретал силу в России за 20 лет, крымчане решили обрести практически сразу? И разве будет такой народ в выигрыше когда-либо?!