Большинство современных мусульман стремится приравнять капитализм к жадности. Но неприязнь к капитализму в мусульманском мире является в меньшей степени идеологической и в большей степени личной.
К сожалению, мусульманскому миру знаком только коррумпированный капитализм, при котором ресурсы приватизируют «бизнесмены», которые повязаны кровью или тем, что проливали кровь от имени диктаторов, угнетавших их.
Капитализм стал камуфляжем для всякого зла, совершаемого против третьего мира, и не слишком невинной попыткой правящего класса помешать третьему миру узнать о своих преимуществах. И все же Арабская весна была спровоцирована криком мужчины, которому помешали не молиться, не протестовать против тирании, а просто продавать плоды своего труда.
Ислам – религия, поддерживающая рыночные отношения. Принципы и дух капитализма укоренились в исламской цивилизации задолго до того, как его семена проросли в Европе. Задолго до Адама Смита существовал арабский и мусульманский историк Ибн Хальдун, отец современной экономики, продвигавший идею о том, что выручка может быть сгенерирована посредством «справедливого обращения с людьми и имуществом».
Задолго до Джона Локка был мусульманский философ Ибн Туфайль, возглавивший научную революцию. Согласно одному из ведущих специалистов по истории Ближнего Востока Бернарду Льюису, «с самого начала Ислам порицал аристократические привилегии, отвергал иерархию и предлагал формулу карьеры, доступной для всех талантов». Иными словами, Ислам создал систему меритократии, которая является фундаментальной чертой капиталистической экономики.
В период процветания исламской цивилизации экономическую инфраструктуру выстраивало не государство, а гражданские учреждения, вакфы, т.е. благотворительные фонды. Имущественные права предоставлялись в том числе и женщинам, а меры веса и длины стали одним из факторов продвижения исламской цивилизации на экономическую передовую.
Так почему же исламская цивилизация пришла в упадок и достигла нынешнего состояния?
Когда правительства мусульманских стран подавляли деятельность ученых по иджтихаду, т.е. независимому критическому мышлению, они заморозили процесс развития исламской юриспруденции и заменили его слепой имитацией, именуемой таклидом. Сотни лет интеллектуальной стагнации привели к такой системе работы духовенства, при которой правительства и религии стали действовать в нездоровом альянсе.
В отличие от ученых ранних веков исламской цивилизации, совершенно независимых от властей, современные ученые не могут похвастаться интеллектуальной свободой. Известные ученые, такие как Абу Ханифа, попадали в заключение за отказ стать судьями. Ученый по имени Ибн Ханбаль подвергся пыткам за отказ одобрить государственную доктрину.
Упадок исламской цивилизации обусловлен регрессом критического мышления, который приводит к нездоровому смешению религии и политики. В Исламе это также приводит к смешению экономики и политики, с учетом того, что экономические принципы ранней исламской цивилизации брались от религиозного духовенства, не имевшего дружбы с властями.
Тот факт, что большинство мусульман недолюбливает капитализм, не делает Ислам противником капитализма. С позиции Ислама это идеология, которая стоит отдельно от тех ее последователей, совершающих преступления от лица капитализма.
Инас Юнис, мусульманская журналистка из США