Ислам. Дефицит товаров. Рост цен. Бедность.


Очевидно, что Россия вошла в период экономического кризиса. Национальная валюта стремительно дешевеет, на фоне санкций ощущается дефицит товаров народного потребления, в результате этого растут цены, снижается покупательская способность населения, увеличивается процент россиян живущих за чертой бедности.

Я не хотел бы рассуждать на тему того, каким образом мы попали в эту кризисную ситуацию, так как цель моя несколько иная. Я прошу обратить ваше внимание на одно из решений предлагаемых некоторыми российскими государственными деятелями. Они говорят о том, что государству нужно начать устанавливать цены на продукты первой необходимости, чтобы пережить эти сложные времена.

Однако, они видимо забыли к чему приводит политика государственного регулирования цен, а именно, что ей сопутствуют снижение экономической активности наиболее предприимчивой части населения, рост дефицита товаров на рынке, нелегальная торговля и еще больший рост цен. Таким образом, подобное решение в создавшейся ситуации весьма не продуктивно и даже вредно. Поэтому здесь требуется другое решение. В этом месте, я хотел бы, в порядке расширения вашего кругозора, обратить ваше внимание на имеющуюся исламскую законодательную базу, касающуюся данной ситуации. Надеюсь, это откроет для вас Ислам не только как определенную идейную доктрину, но и как законодательную систему, регулирующую все сферы государственно-общественной жизни, в том числе и экономическую.


Подобные кризисные ситуации случались в жизни человечества неоднократно, в том числе и во времена Посланника Аллаха (с.а.с.). Учитывая, что он исполнял Волю Божью на земле, то можно говорить о том, что решения, претворяемые им в тот момент, были решениями Бога, которые наиболее соответствуют для урегулирования человеческих проблем.
Каково же решение Ислама на ситуацию с дефицитом товаров и ростом цен на них?


Передают, что Анас ибн Малик, рассказывал, что во времена Посланника Аллаха (с.а.с.) цены на товары в Медине повысились, и тогда люди сказали:
«О Посланник Аллаха, цены на товары повысились. Установи же для нас твердые цены». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«Воистину, цены на товары устанавливает Аллах. Он дарует одним скудный удел, а другим – несметные богатства. Он дарует своим рабам пропитание. Я хочу, чтобы в тот день, когда я предстану перед Всевышним Аллахом, ни один из вас не мог упрекнуть меня в том, что я несправедливо посягнул на его кровь или имущество». ( Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хиббан назвал его достоверным)


То есть, регулируя цены на товары, государство будет чинить несправедливость, покушаясь на имущество своих граждан, то есть их заработок, прибыль.
Как видим это не может быть верным решением создавшейся проблемы.

Следовательно, для снижения цен на товары необходимо увеличить их количество на прилавках, что создаст естественную конкуренцию между торговыми сетями, тем самым снимется проблема дефицита товаров, а за ней и проблема роста цен.


Напомню, что сподвижники Пророка Мухаммада (с.а.с.) так единогласно и поступили (их единогласное решение также является одним из источников исламского права) во времена правления второго Халифа мусульман Умара (р.а.). Когда в одном из регионов Исламского государства была засуха, дефицит, высокие цены и голод, Умар (р.а.) не стал регулировать цены на хлеб. Он организовал дополнительные поставки этого продукта в данный регион, тем самым цены естественным образом установились на допустимом для большинства населения уровне.


Учитывая нашу реальность, в которой недобросовестные и часто озабоченные только извлечением максимальной прибыли владельцы торговых сетей стали нормой. Когда, удерживание высоких цен при наличии достаточного количества товара посредством либо ценового сговора, либо искусственного создания дефицита определенных категорий товаров, то есть скупая их, а потом удерживая до момента максимального увеличения цены на них, стало искусством менеджмента. Здоровая конкуренция становится из области фантастики, а, как известно, ее отсутствие наносит значительный ущерб не только потребителям, но и государственной казне.


И на этот вызов можно найти ответ в экономической системе Ислама.


Например, Муслим передал от Мамара («Сахих Муслим), что Посланник Всевышнего сказал: «Кто монополизировал, тот совершил грех»


В словарях арабского языка слово «монополизировать» имеет такие значения, как: самовластно распоряжаться; притеснять. Суть притеснения заключается в том, что оно осуществляется путём хранения и удерживания товаров с целью продажи по более высоким ценам. Также в словарной лексике, например, встречается выражение: монополизировал что-то, скупил что-то, то есть собрал и удерживает товар, ожидая роста цены на него, и потом продаёт его за высокую цену. Отсюда понимается, что монополист – это тот, кто собирает товары, ожидая их дороговизны, чтобы затем продать их по высоким ценам, тогда как жителям той или иной местности наносится ущерб, и они испытывают трудности в приобретении этих товаров.


Таким образом, однозначно, что монополии Исламом запрещены, а, следовательно, необходима и государственная структура, целью которой было бы обеспечение соблюдения этого запрета в деятельности торговых организаций. Современная антимонопольная служба вполне может служить подобным административным аппаратом, надзирающим и выявляющим подобные случаи монополий.


И так для решения проблемы с дефицитом товаров и высокими ценами, экономическая система Ислама предлагает следующие шаги:
1. Найти возможности обеспечить внутренний рынок страны необходимым количеством товаров замещающих товары, попавшие под санкции ЕС, тем самым снизить дефицит продуктов первой необходимости (два пути: импорт из других стран и увеличение количества товаров отечественного производства).


2. Антимонопольной службе сконцентрироваться на выявлении случаев со сговором цен, искусственным взвинчиванием цен. Более активно сотрудничать с общественными организациями.


3. Минимизировать чрезмерно многочисленные бюрократические законодательные препятствия для осуществления производственной и торговой деятельности в виде лицензий и сертификатов.

Исходя из вышеизложенного, думаю можно сделать вывод о том, что исламская религия охватила своими решениями и эту сторону жизни человека, общества, государства. Понимая Ислам именно таким, и исследуя его правовое наследие, с точки зрения его применения в современном мире, мы можем оградить себя от многих проблем и ошибочных решений.



комментариев