На сегодняшний день многим мусульманам известно, что ростовщичество с точки зрения Ислама – смертный грех, за совершение которого объявлена война от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Однако приходится констатировать, что понимание значения того, что такое ростовщичество, у большинства мусульман отсутствует – в связи с чем защититься от этого греха для них не представляется возможным.
С точки зрения Ислама существует различные виды ростовщичества, изучение которых – тема отдельной статьи. Одной из форм ростовщичества, на которой хотелось бы остановиться в рамках данной статьи, является «риба джахилия» или «ростовщичество невежества», названное так по причине того, что данная форма ростовщичества была наиболее распространённой среди арабов во времена невежества (джахилии). Сутью данной формы ростовщичества является то, что оно возникает только в случае, если должник не может вовремя расплатиться со своим кредитором – за что сумма его долга увеличивается. Толкователи Корана утверждают, что именно по поводу данной формы ростовщичества был ниспослан аят:
«О те, которые уверовали! Не пожирайте ростовщичество в многократно умноженном размере» (сура «Семейство Имрана», 130).
В комментариях к данному аяту, известный учёный из числа табиинов Катада (да одарит его Аллах Своей милостью), сказал:
«Ростовщичество доисламского периода невежества представляло собой следующее: человек продавал что-либо с отсрочкой платежа до определённого срока. И если покупатель не мог вовремя выполнить свои долговые обязательства, то продавец давал ему новую отсрочку, увеличивая при этом сумму долга». [1]
Однако, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день находятся люди, которые заявляют, что увеличение суммы долга за просрочку его выплаты (что, как правило, выражается в форме пеней и штрафов) является дозволенной практикой. При этом, их аргументация сводится к тому, что «любой ущерб должен быть возмещен, поэтому кредитор должен получить возмещение за не вовремя выплаченный долг». Очевидно, что данный тезис не выдерживает критики ни с точки зрения логики, которая в данном случае взята за основу выведения шариатских норм, ни с точки зрения соответствия священным текстам (насс).
Общее определение, разъясняющее суть долгового ростовщичества, гласит: «Любой долг, который влечет за собой выгоду, является ростовщичеством»[2] . Если человек даёт в долг, ставя условием возврат большей суммы – это является выгодой, получаемой за долг. Если же человек, продлевает выплату долга взамен получения большей суммы – это точно так же является выгодой за долг, разница заключается лишь в том, в какой момент эта выгода обуславливается. Таким образом, увеличение долга в случае его несвоевременной выплаты однозначно подпадает под шариатское определение долгового ростовщичества, а также разъясняется в качестве такового аятами Священного Корана (о чем мы уже говорили выше). И данное понимание известно мусульманам уже более 14 веков с момента ниспослания запрета на ростовщичество, что разъяснено в многочисленных книгах по фикху всевозможных правовых школ.
Если же опираться на логику в качестве основы выведения дозволенного и запретного, то так же становится очевидным, что «дозволенность» увеличения суммы долга за его просрочку (а соответственно пени и штрафы) ей абсолютно противоречит.
Если мы утверждаем, что увеличение долга за просрочку дозволено – то уже завтра можно выдавать кредиты под проценты и так же называть это дозволенным. Подобная схема будет предельно проста: выдаётся «беспроцентный кредит» сроком на один день, но за просрочку его выплаты начисляются пени в размере n-% годовых. Люди и предприятия будут «с чистой совестью» брать «беспроцентные кредиты» и ежемесячно платить проценты за их просрочку. В этом случае мы в одночасье можем сделать все ростовщические банки мира «исламскими», просто добавив несколько фраз в их кредитные договоры и мусульмане смогут беспрепятственно пользоваться их услугами. Однако очевидно, что это полностью противоречит как шариатским текстам, так и здоровой логике, а также самому духу Ислама и исламскому отношению к должникам:
«Если [должник] находится в трудном положении, дайте отсрочку, пока положение его не улучшится. А если вы простите [долг], то вам же [будет] лучше, если бы вы только знали» (Коран 2: 280).
---
[1] Упомянул Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) в своей книге «Фатх аль-Барий» (4/313), сказав: «Подобный комментарий этого аята привёл ат-Табари от ‘Ато и от Муджахида, а также от Катады», после чего он привёл его слова. Также смотри «Тафсир ат-Табари», (7/205), «Тафсир Ибн Абу Хатим», (3/759).
[2]Хадис с подобным содержанием приводится в сборнике имама ат-Табарани, однако учёные-мухадисы относят его к категории слабых. Тем не менее, данное определение единогласно принято учёными в отношении долгового ростовщичества.