Чему учит смерть? Или как я получил урок жизни на кладбище Медины

На кладбище можно почерпнуть для себя немало уроков. Однажды я помогал нести тело незнакомой пожилой женщины к месту ее последнего пристанища. В то время мне было 20 лет, я вместе с семьей приехал в Саудовскую Аравию, в священный город Медина. После ночной молитвы в мечети Пророка (Аль-Масджид Ан-Набави) и прочтения обязательной погребальной молитвы я наткнулся на мужчину средних лет, которому нужна была помощь в транспортировке гроба женщины, которая, как позже оказалось, была его матерью. Она скончалась за несколько часов до этого, и ее сын постарался исполнить ее последнее желание – похоронить незамедлительно после смерти.

Из членов семьи присутствовал только ее сын. Он спешил поскорее перенести стальной гроб с телом матери, завернутым в белый саван, в Сады Рая, или по-арабски Джанатуль-Бакы, - на кладбище возле мечети Пророка. Поскольку было уже поздно, мечеть быстро опустела, и желающих помочь не нашлось. Несколько человек, выходивших из мечети, с сожалением отказали мужчине в его просьбе, сказав, что им далеко добираться до дома. Я захотел помочь, но не знал, смогу ли пронести гроб всю дорогу на кладбище, несколько сотен метров. После того, как набралось несколько мужчин, четверо включая меня одновременно подняли гроб и положили себе на плечи. По дороге на кладбище гроб все время съезжал в мою сторону, потому что я был ниже всех ростом.

«А она не тяжелая», - подумал я с облегчением.

Мужчина, шедший позади меня, стал произносить благословения усопшей, пока мы шли к кладбищу Медины. Мы все с энтузиазмом присоединились и тоже стали произносить благословения.

Через какое-то время у нас стало перехватывать дыхание. Чем дальше мы уходили от мечети, тем темнее становилось. При солнечном свете пески кладбища Медины меняют свой цвет, по могилам рассыпана вулканическая порода. Но ночью все выглядит черным. Наш путь освещал свет с минаретов мечети, где Пророк, мир и благословения ему, покоится вместе с Абу Бакром, первым халифом, и Умаром ибн Аль-Хаттабом, вторым халифом, да благословит Аллах их обоих.

Через несколько неверных шагов у меня оторвалась пряжка одной из сандалий, и мне пришлось отбросить их в сторону и идти дальше босиком. Земля была теплой, даже в столь поздний час. Я почти не видел, куда ступают мои ноги. Наконец, помочь мне предложил один мужчина, стремясь лишь к награде Создателя.

Мы шли, изо всех сил пытаясь не растоптать чужие могилы, пока искали место для могилы этой женщины. Когда мы, наконец, нашли его и поставили гроб возле ямы, я заглянул в могилу. Там было непередаваемо темно – наичернейшая тень, которую я когда-либо видел.

Стоя рядом с этими незнакомыми людьми, видя смерть перед своими глазами и могилу глубиной 6 футов, которая выглядела сверху такой удушливой, я начал размышлять о временности этой жизни. До меня дошло, насколько все мы близки к смерти, нашей неизбежной судьбе, хотя многие из нас думают о смерти крайне редко.

Вдруг ни с того ни с сего, у меня появились ответы на вопросы, заполнявшие мою голову: почему я здесь? Куда я отправлюсь отсюда?

У меня почти исчезло чувство времени. Мои удивленные родители пошли искать меня, когда увидели из окна гостиницы, что все двери мечети Пророка уже закрыты. Я вернулся в гостиницу более чем на час позже, чем обычно, но впечатление от этой ночи осталось у меня надолго. Это был момент полной ясности, час, изменивший основы моего существования.

«Момент истинных размышлений стоит веков небрежного поклонения», - написал недавно известный исламский ученый Фараз Раббани на Twitter.

Его слова напомнили мне о той ночи. На каком-то этапе нашей жизни мы испытываем нечто, потрясающее нас до самого основания, заставляющего нас пересмотреть свое мировоззрение, и если все пройдет как надо, это приблизит нас к Всевышнему.

Спустя многие годы, когда гнев, стресс, горе и искушение пытались поколебать меня, мой разум возвращался на то кладбище.

Когда начинаешь осознавать близость смерти, рассуждаешь и действуешь по-другому. Становится трудно впасть в ярость, когда помнишь, насколько близка может быть смерть. Человек, который осознает близость смерти, дважды подумает, прежде чем обманывать другого человека. Если помнить о том, что все мы умрем, будем похоронены в земле и не возьмем с собой ничего из имущества, становится невозможно обидеть или навредить кому-то намеренно. Но для этого человеку необходимо понять, что смерть неизбежна.

Мои воспоминания о той погребальной процессии до сих пор свежи. Я помню, как посреди кладбища время схватило меня в тиски. Я помню удушливое чувство, дискомфорт, который не дал мне заснуть ночью. В гостинице я, положив голову на подушку в холодной комнате с кондиционером, думал о каменных стенах, окружавших ту скромную могилу.

Чтобы быть на верном пути, нет нужды думать о смерти постоянно. Если уделять внимание жизни, удивительным созданиям вселенной вокруг нас – это всегда может приблизить нас к Богу и сделать благодарными. Но все же думайте о смерти, ведь она отвращает вас от поверхностности этого мира и ограничивает ваше эго.

Я не сказал бы, что владею обширными знаниями по религии. Я не провел достаточно времени за изучением чудес Корана. У меня тоже бывают подъемы и спады. Иногда моя вера начинает ослабевать, и тогда мне нужно привести в порядок мысли. Это происходит чаще, чем я могу признаться здесь.

И все же я считаю, что вспоминать о неизбежности смерти время от времени полезно, чтобы оставаться в тонусе. Во время изучения буддийской этики с Робертом Турманом десятилетие назад профессор рассказал историю о королевской семье, которая отправилась к уважаемому монаху Атише за брачной консультацией.

Вначале монах не хотел давать никаких советов, ведь он сам никогда не был женат. В конце концов, он дал самый лучший совет из всех, которые я когда-либо слышал: «Так или иначе, муж и жена оба умрут. Так что сейчас, пока живы, вы должны прилагать все усилия, чтобы быть добрыми друг к другу».

Мысли о смерти не должны наполнять наш разум грустью и негативом, мы должны понимать, что смерть – естественная часть жизненного пути.

Если мы работаем над тем, чтобы каждая наша молитва была такой, будто она у нас последняя в жизни, находим в своем плотном графике время для того мыслей и тревог, спрятанных в нашем сознании, мы можем стать лучше и получим больше шансов жить в мире с собой.

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



10 комментариев


  1. Фархад
    (24.08.2011 19:10) #
    0

    "Жизнь-это прыжок из лона матери в могилу".Как пройду через "занавес",меня всегда пугает.

  2. (24.08.2011 23:32) #
    0

    Ваххабиты не понимают этого, они, как зомбированные роботы, кричат, что мертвые не слышат, что хождение на кладбище это ширк и прочие бредни.

  3. (24.08.2011 23:53) #
    0

    Оно так и есть.Это ширк. На кладбище надо ходить только для того чтобы не забыть что такое смерть.

  4. мир вам
    (25.08.2011 00:07) #
    0

    шиит почему ты всё время докапываешся до ваххабитов? всех нас пригонять к нашему господу за расчётом ...с75 а26 так нет! когда дойдёт она до ключицы и скажут, кто заклинатель, и подумает он что это - разлука и сойдётся голень с голенью - к господу твоему будет в тот день ПРИГОН

  5. Сара
    (25.08.2011 07:38) #
    0

    Рамадан Али Гойтинский, где вы ширк увидели, во сне штоли?? дураку ясно, что приходить на клабдище с целью попросить что-либо у мертвого нельзя. А просто придти на кладбище, рассказать усопшему родственнику как идут дела, как семья итд, или Коран почитать ему, где тут нечто запретное? есть достоверный хадис о том, что умершие нас слышат.

  6. (25.08.2011 15:10) #
    0

    Очень ярким доказательством существования жизни в могиле является аят: «радуясь тому, что даровал им Аллах из Своей милости, и ликуют они o тех, которые еще не присоединились к ним» 3:170. Этот аят доказывает, что между живым и умершим есть особая связь, в противном случае не было никакого смысла в приветствии покойных, и не было бы смысла в том, что пророк с.г.с. посетил обитателей мединского кладбища, говорил с ними и молился за них.

  7. (25.08.2011 15:13) #
    0

    Пророк саляллоху алейхи уа саллям сказал: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их»
    Муслим 7/46, ан-Нисаи 4/73, ал-Хаким в «ал-Мустадрак» 1386.

    В другом риваяте сказано: «Теперь же посещайте их, ведь это вам будет напоминать о Судном дне».
    Ат-Тирмизи 4/159.

  8. (25.08.2011 15:14) #
    0

    Еще в одном риваяте этого хадиса сказано: «Я запрещал вам посещать могилы, теперь же посещайте их, это охладит ваш пыл в отношении этого мира и напомнит о Судном дне».
    Ибн Маджа 1/501, ал-Хаким 1387.

    Еще в одном риваяте сказано: «Это смягчит ваши сердца, вы будете плакать и перестанете смеяться друг над другом» Ал-Хаким 1393.

    Еще в одном риваяте приводится: «Посещайте их, это напомнит вам о смерти» Абу Дауд 3235, ал-Хаким 1388.

  9. Abu Hanifa
    (25.08.2011 16:15) #
    0

    ДжазакАллах хайран, ахи! Да вознаградит тебя Аллах!

  10. (29.08.2011 15:54) #
    0

    ассаламу алейкуму уа рахматуЛлах братья и сестры,брат Ханиф баракаЛлаху фикя,то что мы даем салам душам обитателей могил-истина;этот аят который ты привел-вообще касается шахидов,а они на особом месте у Аллаха Свят Он и Велик,и они не сами слышат нас,а ангелы доносят им наш салям,а то,что мертвые нас не слышат посмотрите сура 35,аят 22,быть может я и ошибаюсь;Аллаху а'лям