В этом месяце мы будем отмечать 400-летие династии Романовых и вспоминать как мусульмане-татары изгоняли захватчиков из российского государства. Век назад отмечали 300-летие династии и надеялись, что она просуществует еще столько же, но меньше чем через четыре года династию Романовых свергли. Сыграли здесь свою роль и внешние и внутренние враги, но главным было разочарование россиян ошибками власти. Одной из них было назначение в 1915 г. муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) 30-ти летнего Мухаммад-Сафу Баязитова, который не скрывал своих симпатий к русским черносотенцам и даже создал его мусульманский аналог в лице «Сират аль-мустаким». После Февральской революции 1917 г. мусульмане округа ОМДС сразу сместили М.-С. Баязитова и отдали под суд. В мае 1917 г. на I Всероссийском мусульманском съезде в Москве муфтием был избран казанский имам Галимджан Баруди, один из лидеров джадидов.
История имеет свойство повторяться в виде фарса. 6 марта 2013 года состоялся пленум Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), муфтий Илдус Файзов подал в отставку, сложил с себя полномочия первого заместителя муфтия и Абдулла Адыгамов. Полномочия временно исполняющего обязанности муфтия единогласным решением Пленума возложены на заместителя муфтия по научной работе Камиля Самигуллина. Последний был имамом мечети "Тынычлык" из поселка Мирный в Казани, последние два года возглавлял издательский отдел Духовного управления мусульман Татарстана. Здесь за год издали две книги: «Акиду» и.о. муфтия Г.Адгамова и репринт казанского Корана 1787 г. (с исправлением ошибок). К. Самигуллин всплыл 2 года назад после избрания муфтием бывшего артиста Ильдуса Файзова, который в течение полугода изображает лечение травмы ноги, не забывая целовать руку актрисе (чужой жене) и фотографироваться стоя в обнимку с турецким генконсулом в Казани.
Уже И.Файзов выдвинул кадимистскую линию в защиту тотального контроля над обществом. Здесь он получил идеолога в лице К.Самигуллина, который учился в ультраконсервативном центре - медресе при стамбульской мечети "Исмаил-ага" у суфийского шейха Махмуда аль-Уфи. Так что здесь преобладает далеко не российское образование. Причем туда К.Самигуллин отправился в 19 лет без получения диплома о базовом образовании в России. В 2013 г. (!!!) К.Самигуллин скоропостижно окончил факультет исламских наук Российского исламского университета, где получил наконец-то высшее образование.
Свое кредо К.Самигуллин изложил естественно на площадке Раиса Сулейманова. 19 апреля 2012 года Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ организовал посиделки под названием: «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи». На мероприятии, названном «научная конференция», не было ни одного доктора наук, ни одного специалиста по теме, так что в отчете идут ссылки исключительно на чужие труды. Р.Сулейманов четко изложил, какие татары ему нравятся: «В Казанской губернии наряду с черносотенным "Царско-Народным Русским обществом" существовало "Царско-Народное Мусульманское общество" – татарская мусульманская черносотенная организация».
К.Самигуллин в гостях у Р.Сулейманова утвержал, что «кадимисты были приверженцами того самого традиционного ислама, о котором так много ведётся разговоров в татарском обществе… а большинство татар начала ХХ века были бы сторонниками традиционных консервативных ценностей». К.Самигуллин и Р.Сулейманов не признают тот элементарный факт, что джадиды побеждали на всех выборах в татарском обществе в первой четверти прошлого века, а кадимисты даже не осмеивались выставить ни одного своего кандидата на выборах муфтия Центрального духовного управления мусульман. Но сейчас и ЦДУМ проводит выборы раз в 12 лет, а не в 3 года, а на его съезде в первых рядах сидят Силантьев и Сулейманов (СС).
Такое впечатление, что под лозунгами защиты «традиционного ислама» систематически стремятся подорвать авторитет Духовных управлений мусульман, особенно среди молодых образованных слоев. В общем радикалы и экстремисты могут не нарадоваться, глядя на еще одного персонажа из соратников СС. Ни один нормальный российский мусульманин не будет ассоциировать себя с черносотенцами, хотя бы потому что он потеряет равные права с христианами, не сможет работать в системе управления и гособразования, как это было в царские времена. Как будет руководить двухмиллионной уммой Татарстана человек, 5 лет возглавлявший приход поселка в пригороде Казани. Все больше татарстанцев говорят, что им надоел этот фарс и дискредитация института Духовного управления мусульман. Вернутся ли здравый смысл и благоразумие в Казань или татарстанцев хотя бы одернут из Москвы?