XX и XXI век исламский мир сталкивается со все новыми вызовами. Это не просто вызовы политические, экономические или технологические. Умме брошен вызов цивилизационный, мировоззренческий. Мусульман склоняют к тому, чтобы отказаться от своей религии, ну или хотя от существенной ее части. К сожалению, мы не всегда можем дать достойный и адекватный ответ.
Одним из таких вызовов стали споры о роли женщины в Исламе. В частности активно муссируется тема запрета на брак мусульманки с иноверцем.
Веяния модерна и постмодерна, затрагивающие все человеческое общество, естественно долетают и до мусульманского мира, в результате чего мы и сталкиваемся с разными новыми мыслями и идеями, многие из которых необходимо тщательно фильтровать, не допуская перехода границ, определенных Кораном и Сунной. Для этого следует учиться осмысливать многое из того, что предписано или запрещено Всевышним Создателем.
Не подвергать сомнениям, а именно осмысливать, что означает осознавать, вникать в смысл тех или иных положений Ислама. Ведь известно, что в нашей религии нет того, что нельзя объяснить.
Мусульманам необходимо стараться подняться над буквалистским, вульгарным и начетническим пониманием своей веры, но не выходить при этом за рамки дозволенного. Если попытаться вникнуть в суть проблемы подобным образом, то многое может проясниться.
В чем же суть проблемы? Рассмотрим такое, с виду дискриминационное, положение, как невозможность заключения брака между мусульманкой и немусульманином. Это вызывает бурю негодования и протеста на Западе, в России, на Востоке. На поводу критиков, к сожалению, порой идут и некоторые приверженцы Ислама.
Следует отметить, что наше вероучение подходит к этому вопросу весьма однозначно, не допуская никаких разногласий среди ученых. Не существует ни одного аята или хадиса, позволяющего толкования в пользу разрешения брака с иноверцем.
Перед российскими мусульманами ситуация подобного рода встала, что называется, ребром, но в несколько комичном виде, когда известная певица Алсу хотела, чтобы ей прочитали «никях» с иноверцем. В итоге, после отказа нескольких мулл в проведении обряда бракосочетания, ее муж был вынужден, как пишет пресса, одеть тюбетейку и «на время стать мусульманином».
Все бы прошло без особого шума, если бы Алсу вступила бы в «гражданские» отношения. Но она настаивала именно на религиозной легитимации ее брака.
Что же на самом деле произошло в родной деревне отца Алсу, где совершался «никях», и чем руководствовался Ян Абрамов, осталось неизвестным.
К сожалению, никто пока так и не смог даже попытаться объяснить смысл запрета на брак мусульманки с иноверцем, хотя он достаточно прозрачен. Тут проявляется забота о тех, кто еще не родился, но, по воле Аллаха, как правило, появляется на свет в результате отношений мужчины и женщины.
Многие молодые пары до рождения детей пребывают в некоей эйфории. Им все видится в радужном свете – они по-настоящему счастливы. Но жизнь сложная штука, и появление в семье первого ребенка становится довольно серьезным испытанием.
Многим приходится выбирать между различными традициями и обрядами, каждый начинает «тянуть одеяло» на свою сторону. В добавление к этому начинают вмешиваться многочисленные родственники. Кому незнакомы подобные ситуации?
Иногда в тайне друг от друга детей приносят то в церковь, то в мечеть. Порой договариваются о том, что никаких обрядов вообще совершаться не будет, а потом, когда повзрослеет, ребенок, выберет сам то, что по душе. А бывает, что с сыном или дочерью проводят обряды сразу нескольких религий, объясняя себе и окружающим это фактически соображениями магии – мол, маслом кашу не испортишь, чем больше всяких разных молитв и других «священных мероприятий», тем лучше – защита будет крепче.
В результате мальчик или девочка вырастает …кем? Все это, не говоря уже о том, что дети в таких семьях растут в нездоровой психологической атмосфере. Они разрываются между родителями, пытаясь угодить и папе, и маме. Их религиозная идентичность размывается, у них появляются разные комплексы.
Именно по этой причине существует запрет на брак с немусульманином, т.к. в большинстве регионов и у большинства народов за то, кем вырастет ребенок, несет ответственность не женщина, а мужчина. Отсюда следует и разрешение (с определенными оговорками) последним вступать в брак с христианками и иудейками, опять таки связанное с проблемой воспитания детей.
Таким образом, можно констатировать следующий факт - запрет на замужество мусульманки с представителем другой конфессии направлен на защиту, как ее собственных религиозных убеждений, так и будущих детей. Поэтому, кстати, если при женитьбе мужчины-мусульманина на представительнице других религий существует аналогичная опасность по причине слабой веры или отсутствия религиозных знаний, то такой брак нежелателен и лучше его попытаться предотвратить.
Кто-то может сказать, что, исходя из вышесказанного, на волевую женщину, которая берет на себя лидерство в семье, подобный запрет не распространяется. И будет неправ, поскольку для человеческой цивилизации такое положение является исключением, а не правилом. К тому же только редкий «подкаблучник» публично признает, что не он является главой семьи. Данные социально-психологические аспекты никто никогда не сможет изменить, как бы этого и не хотелось феминисткам и феминистам.
Все попытки стереть различия между полами приводят лишь в тупик. Результатом такого подхода становятся неполноценные семьи с матерями-одиночками, разрушение института брака, появление женщин, вынужденных заниматься несвойственной им работой и т. д. Не случайно, что в последнее время на Западе нарастает тенденция отстаивания своего сугубо женского права на некое обособление от мужчин, например, введение мужских и женских купе в поездах.
Удивительно, но некоторые мусульмане и мусульманки не желают смириться с существующими различиями в психологической и физиологической сфере между женщинами и мужчинами. Кто-то говорит, что мы – женщины хотим быть такими же, как мужчины, а кто-то обижается, когда говорят, что нельзя не учитывать мужское либидо как социальный фактор. Они воспринимают последнее как обвинение всех представителей сильного пола в похотливости.
Но причем здесь похотливость? Мы не являемся святыми или подобными сподвижникам Пророка (мир ему)? Если даже сам Посланник Аллаха (мир ему) стремился убрать от своих глаз некоторые мешающие ему при совершении намаза вещи, то, что уж говорить о простых людях.
Речь не идет об оскорблении женщин или об ущемлении их прав, и никто не говорит, что женщина не может читать лекции или быть директором фирмы. Речь о более тонких и глубоких вещах.
Как уже было сказано, Ислам основывается на общих правилах, а не на исключениях. Самое непонятное – для чего необходимо затевать подобные игры? Права женщины четко оговорены в Исламе, и беда не в том, что они, как кажется некоторым, «несовершенны», а в том, что люди их просто не знают и не осмысливают, из-за чего и возникают революционные, а по сути утопические, идеи.
Быстрая смена эпох подталкивает людей на разного рода поступки, порой весьма странные. К сожалению, даже современные богословы, не всегда могут дать адекватный ответ на возникающие проблемы по причине нежелания или неспособности осмысливать, вникать в их сущность.
Поэтому всем нам, мусульманам, крайне необходимо иметь широкий кругозор, охватывая как можно больший спектр полезных знаний, для того, чтобы реагировать на все новые вызовы времени, чтобы жить и работать, содействуя каждый на своем месте реализации целей Ислама. Ведь недаром Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Самый невежественный из вас - тот, кто не поучается от изменений этого мира».