5 исламских философов, которых должен читать каждый мусульманин

Исламская интеллектуальная культура страдает от дефицита философии. В мусульманском мире есть несколько мыслителей-философов, но они не пользуются славой рок-звезд, какую имеют некоторые проповедники с YouTube. Это говорит о том, что люди начинают ценить знания, но не могут различить между проповедничеством и мышлением.

Я бы хотел порекомендовать 5 мусульманских философов, которых стоило бы почитать всем мусульманам. Не нужно быть студентом или преподавателем философии, чтобы прочесть работы этих великих философов. Сложность и утонченность их работ – признак высокого качества интеллектуальной жизни, имевшей место в золотую эпоху Ислама. Все просвещенные мусульмане должны ознакомиться с их трудами, чтобы быть в курсе собственного интеллектуального наследия.

Аль-Фараби (872-951 гг)

Абу Наср Мухаммад известен на арабском языке как аль-Муаллим ас-Сани – «второй учитель» (после Аристотеля) и является одним из величайших философов мира. Его вклад в развитие мысли Аристотеля и Платона неоценим, ведь этот центральноазиатский мыслитель не только сохранил, но и развил греческую философию. Он внес вклад в философию, математику, музыку и метафизику, но меня больше всего интересует его труды по политической философии. Важнейший его труд – «Эра ахль аль-мадина аль-фадиля», «Взгляды людей добродетельного города (Медины)». По-моему, Аль-Фараби стал первым мусульманским ученым, задумавшимся о благах демократии. Те, кто считают демократию и Ислам совместимыми, могут с интересом ознакомиться с его взглядами.

Аль-Газали (1058-1111 гг)

Абу Хамид Аль-Газали – один из виднейших ученых исламской мысли. Он был философом, знатоком канонического права и богословом. Для многих мусульман он воспринимается как муджаддид, обновитель Ислама. Он появился во времена острых диспутов между философами и теологами, рационалистами и традиционалистами, и он пытался уменьшить их разногласия. Его труд «Ихья улюм ад-дийн», «Возрождение религиозных наук», является масштабным трудом по поиску золотой середины между этими разнонаправленными тенденциями.

Ибн Рушд (1112-1198 гг)

Ибн Рушд, известный Западу как Аверроэс, сильнее повлиял на западную философию и теологию, чем на исламскую. Ибн Рушд был выдающимся мыслителем, а также судьей, специалистом по исламскому праву (маликитскому), врачом и философом.

В своем трактате «Фасль Аль-Макаль» он излагает соображения о совместимости науки и религии, веры и здравого смысла. В книге «Тахафат Ат-Тахафат» он бросает вызов книге Аль-Газали «Тахат Аль-Фалясифа». Мусульмане должны изучать этих философов, ведь некоторые их аргументы по-прежнему актуальны.

Ибн Араби (1165-1240 гг)

Ибн Араби – один из самых уникальных и глубоких мусульманских мыслителей и философов. Он не был рационалистом, как Аль-Фараби или Ибн Рушд. Он был мистиком, рассуждавшим абстрактно и неопределенно. Ибн Араби, возможно, был первым мыслителем в духе постмодернизма и феминизма. Его работы «Фусус Аль-Хикам» и «Футухат Аль-Макиййя» можно назвать кульминацией исламской мистической и философской мысли.

Профессор Уильям Читтик написал несколько книг по переводу и разъяснению мыслей Ибн Араби, чтобы донести его идеи до простых смертных. Лично для меня Ибн Араби лучше всего объясняет смысл и цели сотворения, как проявления Аллаха (таджалли). Это большая трагедия, если будучи интеллектуальным мусульманином вы никогда не читали Ибн Араби, которого называли «аш-шейх аль-акбар».

Ибн Хальдун (1332-1406 гг)

Ибн Хальдун – шейх всех социальных мыслителей. Он был философом истории и первым ученым-социологом. Ибн Хальдун внес 3 очень важных вклада в социальные науки – подчеркнул важность эмпирических фактов, развил теорию изменений и выявил феномен племенной солидарности.

В прошлом году я выступал на конференции, проводившейся обществом Ибн Хальдуна в Стамбуле. Я был удивлен и обрадован растущим интересом к его трудам. Я считаю, что его работы должны входить в программу всех исламских учебных заведений.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.ru



комментариев