5 исламских философов, которых должен читать каждый мусульманин

Исламская интеллектуальная культура страдает от дефицита философии. В мусульманском мире есть несколько мыслителей-философов, но они не пользуются славой рок-звезд, какую имеют некоторые проповедники с YouTube. Это говорит о том, что люди начинают ценить знания, но не могут различить между проповедничеством и мышлением.

Я бы хотел порекомендовать 5 мусульманских философов, которых стоило бы почитать всем мусульманам. Не нужно быть студентом или преподавателем философии, чтобы прочесть работы этих великих философов. Сложность и утонченность их работ – признак высокого качества интеллектуальной жизни, имевшей место в золотую эпоху Ислама. Все просвещенные мусульмане должны ознакомиться с их трудами, чтобы быть в курсе собственного интеллектуального наследия.

Аль-Фараби (872-951 гг)

Абу Наср Мухаммад известен на арабском языке как аль-Муаллим ас-Сани – «второй учитель» (после Аристотеля) и является одним из величайших философов мира. Его вклад в развитие мысли Аристотеля и Платона неоценим, ведь этот центральноазиатский мыслитель не только сохранил, но и развил греческую философию. Он внес вклад в философию, математику, музыку и метафизику, но меня больше всего интересует его труды по политической философии. Важнейший его труд – «Эра ахль аль-мадина аль-фадиля», «Взгляды людей добродетельного города (Медины)». По-моему, Аль-Фараби стал первым мусульманским ученым, задумавшимся о благах демократии. Те, кто считают демократию и Ислам совместимыми, могут с интересом ознакомиться с его взглядами.

Аль-Газали (1058-1111 гг)

Абу Хамид Аль-Газали – один из виднейших ученых исламской мысли. Он был философом, знатоком канонического права и богословом. Для многих мусульман он воспринимается как муджаддид, обновитель Ислама. Он появился во времена острых диспутов между философами и теологами, рационалистами и традиционалистами, и он пытался уменьшить их разногласия. Его труд «Ихья улюм ад-дийн», «Возрождение религиозных наук», является масштабным трудом по поиску золотой середины между этими разнонаправленными тенденциями.

Ибн Рушд (1112-1198 гг)

Ибн Рушд, известный Западу как Аверроэс, сильнее повлиял на западную философию и теологию, чем на исламскую. Ибн Рушд был выдающимся мыслителем, а также судьей, специалистом по исламскому праву (маликитскому), врачом и философом.

В своем трактате «Фасль Аль-Макаль» он излагает соображения о совместимости науки и религии, веры и здравого смысла. В книге «Тахафат Ат-Тахафат» он бросает вызов книге Аль-Газали «Тахат Аль-Фалясифа». Мусульмане должны изучать этих философов, ведь некоторые их аргументы по-прежнему актуальны.

Ибн Араби (1165-1240 гг)

Ибн Араби – один из самых уникальных и глубоких мусульманских мыслителей и философов. Он не был рационалистом, как Аль-Фараби или Ибн Рушд. Он был мистиком, рассуждавшим абстрактно и неопределенно. Ибн Араби, возможно, был первым мыслителем в духе постмодернизма и феминизма. Его работы «Фусус Аль-Хикам» и «Футухат Аль-Макиййя» можно назвать кульминацией исламской мистической и философской мысли.

Профессор Уильям Читтик написал несколько книг по переводу и разъяснению мыслей Ибн Араби, чтобы донести его идеи до простых смертных. Лично для меня Ибн Араби лучше всего объясняет смысл и цели сотворения, как проявления Аллаха (таджалли). Это большая трагедия, если будучи интеллектуальным мусульманином вы никогда не читали Ибн Араби, которого называли «аш-шейх аль-акбар».

Ибн Хальдун (1332-1406 гг)

Ибн Хальдун – шейх всех социальных мыслителей. Он был философом истории и первым ученым-социологом. Ибн Хальдун внес 3 очень важных вклада в социальные науки – подчеркнул важность эмпирических фактов, развил теорию изменений и выявил феномен племенной солидарности.

В прошлом году я выступал на конференции, проводившейся обществом Ибн Хальдуна в Стамбуле. Я был удивлен и обрадован растущим интересом к его трудам. Я считаю, что его работы должны входить в программу всех исламских учебных заведений.

Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.ru



27 комментариев


  1. (30.03.2015 21:58) #
    -5

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! А какое отношение философия имеет к Исламу?

    • (31.03.2015 20:51) #
      2

      Ва алейкуму ссалям. Философия, как систематизация и осмысление знаний, полученных человеком о мире. Имеет отношение поскольку знания и разумения должно быть присуще мусульманину.

      • (31.03.2015 21:40) #
        -3

        Астрахани, брат!
        Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира[2][3][4]. Вики.

        Это отдельное течение, не связанное с Исламом, так как все, что изучает философия - мы узнаем в Исламе, и те же ученые подтверждают это через тысячу лет. Философы же стараются постичь мир вне религии.

        • (31.03.2015 21:57) #
          -3

          Жизнь аль-Газали нужно рассматривать на всей ее протяженности, так как он прошёл через несколько этапов. Он увлекался философией, но затем отрёкся от неё. Затем он увлекся тем, что известно как илм-аль-калаам (спекулятивная дисциплина, дающая догматам Ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. - Ред.) и освоил её основные принципы, а после того, как понял её ошибочность и противоречивость, отказался от нее. Он сфокусировался на илм-аль-калаам после того, как отверг философию, в этот период , когда он опроверг аргументы философов, он был назван Хиджат аль-Ислам. В дальнейшем он отказался от илм-аль-калаам. Он следовал по пути Баатинийа (эзотерики) и изучил их знания, но затем он отверг их и признал их убеждения фальшивыми и разоблачил их манеру перевирать тексты и правила. Затем он пошёл по пути суфизма. Аль-Газали прошёл четыре этапа. Шейх Абу Умар ибн аль-Салах (да благословит его Аллах) правильно сказал о нем: «Многое было сказано об Абу Хамиде и многое было рассказано им, что до этих книг – имея ввиду книги аль-Газали, противоречащие истине - им не нужно придавать внимания. А что касается самого человека, мы не должны говорить о нём, пусть его судит Аллах». Смотрите Абу Хамид аль-Газали вал- Тасаввул Абд аль-Рахмана Димашгийа.

        • (31.03.2015 21:59) #
          2

          Ну так давайте назовем отдельным течением физику, химию, социологию, психологию и запретим их "не связанное с Исламом". Сколько ж можно, "запретители" вы наши?..
          А то что Вы привели из википедии вообще никак не соотносится с Вашим вторым абзацем, а подтверждает лишь мою характеристику философии, данную выше

        • (31.03.2015 22:00) #
          2

          Форма познания мира и система знаний никак не может противоречить Исламу! А скорее, наоборот

          • (31.03.2015 22:10) #
            -1

            Физика, математика, химия ))) это и есть отдельные науки, Философия же уводит человека от религии и тому подтверждения слова ученых о ней, наших ученых, а не философов. И второй абзац четко говорит - не принимать эти книги во внимание. Если даже Газали ушел от философии поняв ее вредность, что еще надо?

            • (01.04.2015 14:48) #
              1

              "Философия же уводит человека от религии и тому подтверждения слова ученых о ней" голословное утверждение. Вы даже не поняли по сути что такое философия. Философия как наука не может уводить человека от религии, как не могут другие светские науки. Философия это систематизация научных знаний и форм познания. Наука дополняет религию. Религиозный человек, отказывающийся от науки и запрещающий ее становится фанатиком, как в Средневековой Европе.
              Далее, я специально упомянул, что в слово философия каждый может понимать по-своему. И когда некоторые из ученых негативно говорили о "философии", то имелась ввиду не философия как таковая, а софистика. Кроме того, если с помощью и на основе философии, мы будет пытаться делать фатвы, как это делали некоторые, то конечно может заблудиться. Но абсолютно тоже можно сказать о любой другой науке: биология, физика, химия, медицина. Нельзя религию подгонять под науку и наоборот. Вот и все.
              Сама по себе философия, если ее понимать как науку, и так как она описана в википедии не может быть запретна. Философия это инструмент, которые может быть использован не по назначению(софистика, псевдологические заключения в религии и т.д.) . Это и осуждалось некоторыми учеными.

              • (01.04.2015 14:57) #
                2

                "Благодаря своей способности находить гармоничное равновесие между миром веры и миром действия, Ислам никогда не являлся преградой для прогресса и науки.

                Истории не известна другая религия, которая оказывала бы такую поддержку научному прогрессу, как Ислам.

                Все мы, наверное, достаточно осведомлены о том, как много научных достижений подарила всему миру исламская цивилизация в средние века. В то время, когда короли Европы ставили на государственных бумагах кресты вместо подписи, каждый "средний гражданин" Багдада имел домашнюю библиотеку не менее чем на сотню книг. Образование считалось престижным, и в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова.

                Роббер Бриффо писал: «Весьма вероятно, что, если бы не арабы, современная европейская цивилизация вообще бы не возникла; абсолютно точно, что, если бы не они, на не приняла бы того характера, который позволил ей превзойти все предыдущие фазы эволюции» что, если бы не они, она бы не приняла того характера, который позволил ей превзойти все предыдущие фазы эволюции».

                Но что случилось потом? Каково же сегодняшнее положение мусульман в сфере образования?

                Ответ ясен, и такое положение - не более чем результат того, что мы стали жить, чтобы есть и пить, вместо того, чтобы есть и пить, чтобы жить, причем жить для истины, для идеи...

                Упадок мусульманского мира сегодня объясняется не какими-то недостатками Ислама, а неумением жить согласно его законам.

                Мусульмане превратили Ислам в тело без души. Они убрали из него его социальное содержание, его стремление к цели и динамизм, и сделали его всего лишь оболочкой веры и обычая.

                То, что КОМУ-ТО кажется упадком Ислама, на самом деле есть не более чем упадок и опустошение сердец мусульман, которые стали слишком пассивными и слишком ленивыми, чтобы ответить на Божественный призыв".../Ислам и наука/.

              • (01.04.2015 15:41) #
                0

                Вот дорогой брат не голословное утверждение:
                Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. (См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425)

                Один человек спросил Абу Ханифу: «Какое у тебя мнение о том, что люди стали вводить в речь такие понятия, как “акциденция” (аль-а’рад) и “объектность” (аль-аджсам)?» Абу Ханифа ответил: «Это – слова философов. Придерживайся преданий (асар), следуй путем праведных предшественников (салаф) и остерегайся религиозных новшеств, потому что всякое религиозное новшество – это ересь (бид’а)» (См.«Замм аль-Калам» (194/ба) Имам аль-Харави).

                Разве знали саляфы что такое калям? Это не из дел саляфов, а следовательно не из религии, и разве не сказал Всевышний Аллах, что Он дал опровержение каждому доводу неверных?

                «Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование» (Сура Аль Фуркан, 33).

                Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, достаточны для опровержения каждого сомнения.

  2. (31.03.2015 10:46) #
    -2

    Хорошая статья, жалко что из данных автором кроме имама Газали, никто на русский язык толком не переведен в доступном варианте, спроса нет.. Издательства не пойми что издают, зайдеш в магазин и почитать то нет ничего интересного, как правило, не фикх же по десятому разу изучать, дефицит хороших книг очень большой...

    • (01.04.2015 02:21) #
      2

      А я бы сказал, что опасная и вредная статья. А фикх - это очень полезная исламская наука ("Тому, кому Аллах желает блага, Он даёт понимание в религии...") за изучение и распространение которой, верующий получает великую награду. А вот за изучение и распространение заблуждений и мудрствований людей (философия), скрывается великая опасность, и уж точно нет никакой нагрды. Фикх нужно изучать не только по десятому разу, фикх нужно изучать постоянно, т.к. эта наука всегда прогрессирует и не стоит на месте. Фикх - это шариатская наука, глубокие знания в которой, даруются не каждому человеку, а только тем, кого Аллах облагодетельствовал своей милостью. К сожалению, даже те, кто себя позиционируют исламскими просветителями сегодня, восхищаются филосовскими мудрствованиями людей, которые блуждали в потемках искажений и исканий. Мы живем в эпоху, когда среди мусульман невежество взело верх над знаниями. И в такие темные времена, самозванцы и заблудшие все мастей, призывают людей к систематизации и осмыслению накопленного опыта человечеством, через свои филосовские концепции и структуры восприятия этого бренного мира. А пипл хавает, ведь изучение исламской акыды - рутинное дело, там все строится на далилях, понимании салафов и т.д., когда хочется дать волю своей примудрости, т.к. простые вещи как-то просто укладываются в голове, хочется разрешить сложноструктурированные алгоритмы, дабы разгадать загадку нашего бытия и крикнуть: "Эврика!". Пусть лучше поклонники Кадышевой и Бабкиной изучают философию, а мы, мусульмане, будем изучать только те знания, которые принесут нам пользу в обоих мирах.

      • (01.04.2015 03:33) #
        2

        Уважаемый Юзер, по-моему, речь здесь идет об исламских философах, о исламской философии. О людях, чья Вера была, уж точно, не слабее нашей с вами. Очень может быть что они в чем-то заблуждались. Но это не повода отвергать их в целом. Это лишь обязывает читать их труды вдумчиво
        Вам в принципе не нравится термин "философия", однако весь ваш пост в каком-то смысле и есть философствование. И фикх, и "изучение исламской акыды", и все другие коранические науки, и осмысление исламской философии, и "осмысление и систематизацию накопленного опыта человечества"и многое другое, - все нужно, к сожалению,(или, к счастью) знать. Призыв к знанию - это один из основных призывов нашей Веры. Потому что правильно осмысленные знания только укрепляют Веру.

        • (01.04.2015 05:16) #
          2

          Брат Халид ниже привел 5 высказываний автора статьи, которые ярко свидетельствуют не в пользу философии. Эти высказывания вообще ставят под большой вопрос адекватность исламоведа, который явно увлекается всем этим мусором, под названием философия. А вы почитайте, что говорят большие ученые об аль-Фараби, Ибн Рушди, Ибн Араби и т.д., будет очень интересно.

  3. (01.04.2015 00:09) #
    2

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Хочу обратить ваше внимание на личность самого автора этой рекламы философии, а точнее на его высказывания:
    1."Демократии не будет, если только юристы не захотят разрешить демократизацию толкования. Разрешить каждому гражданину быть юристом и разрешить ему толковать Ислам и Шариа, когда он голосует. При демократии голос/мнение/фатва каждого гражданина должен рассматриваться, как равный, поскольку изначально все люди равны."

    ну, кто начнет издавать фетвы?)))

    2."Все мусульманские интеллектуалы начинают с утвержденного или неутвержденного предположения о том, что исламские принципы или исламские законы являются абсолютными истинами, открытыми Богом, и, следовательно, не могут содержать ошибку. Если есть любой видимый недостаток, он должен быть истолкован, и, следовательно, мы должны дать новое толкование или возродить традицию Иджитихад – независимое интерпретирующее мышление"

    Ну, кто займется НОВЫМ толкованием законов Ислама?

    3."Боюсь, что быстрое определение решений, как пытались сделать в Афганистане и Ираке, не даст развитие аутентичной исламской демократии. Также как и простое новое толкование Ислама, с выделением тех элементов, которые необходимо развивать, и исключением тех, которые разрушают демократию, не даст нужного результата."

    ну, кто решит вывести "элемент" из Ислама?

    4."Суть проста и состоит в том, что определение сущности Шариа и Исламского Закона должно определяться в результате демократических обсуждений в демократическом обществе."

    ну что, обсудим Шариат?

    5. "Как мы разрушим подавляющее действие “Шариа всепоглощающего Ислама” на понимание?"

    Ну, кто будет разрушать действие Шариата? Есть смельчаки?
    Вот таков автор сей статейки, рекомендуемой для прочтения мусульманам. Еще не ясно? могу привести и другие его высказывания.

    • (01.04.2015 02:29) #
      0

      Странная вы как-то рассуждаете, брат Халид. Я как бы не берусь защищать или хулить автора за его вышеизложенное мнение о исламских философах на основании приведенных вами фраз, вырванных из контекста его каких-то высказываний.
      Не может быть никаких сомнений в том, что знание трудов исламских философов поможет глубже и яснее осмыслить наше вероучение.
      Я, к своему стыду, не имею даже отрывочных знаний о трудах кого-либо из них. Думаю, что в таком же состоянии незнания находятся многие из нас, возможно, и вы сами тоже.
      Давайте лучше попросим у знающих людей совета - какие обзорно-аналитические труды нам стоит прочитать, чтобы иметь хотя бы общее представление об их взглядах, научной и творческой деятельности.

      • (01.04.2015 15:45) #
        2

        Фидарис, Книга Аллаха, Сунна пророка, да благословит его Аллах и да приветствует - все, что нам надо. Суфии начали изучать философию и куда их привело это? Тем более, что ученые нас предостерегают от этого.

        • (01.04.2015 18:09) #
          2

          Ассалам алейкум, брат Халид. Вы правы в ваших утверждениях. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своей проповеди во время прощального хаджа сказал: «О люди! Я оставил вам две вещи, если крепко схватитесь за них, то никогда не заблудитесь: Книга Аллаха и моя Сунна».(хадис достоверный).

    • (01.04.2015 11:36) #
      0

      Джазакаллаху хайран! Шикарное красноречие, скажу тебе, брат! :):):)

  4. (01.04.2015 01:31) #
    0

    Ислам и философия, как мне кажется, не могут противоречить друг другу по определению. Правда, тут все зависит от того кто какое определение для себя приемлет.
    Я абсолютный дилетант в обеих областях, Но все же позволю небольшое умозрительное суждение.:Если определить философию как умение отдавать себе отчет в очевидном, а Куръан и Сунну как Книги жизни, проливающие свет на очевидное, то связь, в общем-то, проглядывается.
    Все великие исламские ученые - толкователи Книги, на самом деле были и великими философами ибо без умения отдавать себе отчет в очевидном(без знаний, опыта, практик, умения мыслить и анализировать) они не смогли бы направить для нас лучи света, озаряющие очевидные истины, изложенные в Книгах.

  5. (01.04.2015 06:04) #
    -2

    АССАЛАМ АЛЕЙКУМ ВСЕМ МУСУЛЬМАНАМ!
    Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим – на том!

    Скажите, так всё же, на протяжении тысячелетий философия и религия в союзе или противостоят друг другу ?

    и вдруг тут статья с таким странным названием
    "5 исламских философов, которых должен читать каждый мусульманин". ( перевод Зарины Саидовой специально для ансар.ру. труд Муктедар Хана, исламоведа и доцента университета Дэлавера
    Источник: huffingtonpost.com)

    А нам стоит всем над этим глубоко задуматься!
    Это не очередная ЛИ попытка наших недругов, на их ложном и вероломном пути к превращению религии в философию (или фило­софскую религию)?!

    Ведь кто такой философ? Философ = специалист в области истории философии, логики, эстетики, теории...

    А посмотрим , что значит философия?
    Теоретическая философия включает в себя познание природы и познание самого познания.
    (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного, сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
    Философия является теоретическим ядром мирововоззрения...и т.д. и т.п.

    А что такое РЕЛИГИЯ ?

    «Религия» происходит от латинского слова religion, что значит благочестие, набожность, святыня...

    Религия.

    "Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи?
    Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.)
    «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха.", так рассуждал имам мечети "Нур" г. Уфы Рауль Тухватуллин.

    Как вы, насчёт этого мнения, мнения известного журналиста, долгие годы возглавлявший корпункт ИТАР-ТАСС в Башкортостане, обозреватель Всероссийского вестника «Азбука Корана» Рауля Тухватуллина, кот. за ряд статей, являющихся сенсационными комментариями к Корану, введен в состав Высшего совета мусульман России.?

  6. (01.04.2015 10:52) #
    2

    Салам алейкум, братья и сёстры! Изложу вкратце своё мнение относительно философии и нашей религии.
    Будучи мусульманами, мы обязаны познавать. На этом пути верными помощниками служат науки. Думаю, что с этим все согласятся. Главное при этом - умение определять момент противоречия научных постулатов, аксиом, определений и правил с религиозными догматами. И признавать науки ровно до тех пор, пока они не противоречат им.
    То же касается и философии. Если даже сами философы разнятся в мнениях при определении сущности философии, её предмета, методологии, не говоря об остальных её аспектах, то хотя бы поэтому должно быть очевидным, что какой-либо её целостной приемлемости для религии не может быть и речи. Но с другой стороны есть очевидные вещи, которые могут сыграть чуть ли не определяющую роль при познании религии, её усвоении и распространении. В философии есть раздел "логика". Она посвящена решению основной задачи познания - от заданных начал (очевидных, общепризнанных, бесспорных) до конечной точки, то есть выводов. Как и всякая другая наука, "логика" также не имеет своей законченной формы и содержания, исследования и споры продолжаются, соответственно продолжается формирование и развитие этой науки.
    Даже те мусульмане, которые принципиально отрицают значение логики для нашей религии, сами того не осознавая, в познании, в спорах, в определении собственной позиции и её разъяснениях прибегают к логическим приёмам, то есть определению или разъяснению сложного через более простые или простейшие его составляющие. Поэтому применимость логики в религии более чем очевидна. В то же время, логика, повторюсь, не имеет законченной формы и законченного содержания. Она, как и всякая другая наука, не могут их иметь их в принципе, и только лишь в силу этого не могут претендовать на сравнение с религиозными догмами, источники которых, альхамдулиллях, имеют законченные форму и содержание.
    Отсюда и вывод: философия, как и любая другая наука, имеют важное значение для мусульманина в процессе получения знаний, но лишь в той мере, в коей учение не противоречит религиозным догмам.

    • (01.04.2015 15:49) #
      2

      Ваалейкум Ассалам брат 100! Но неужели не очевиден вред философии, если сам Газали от нее отрекся, а сторонники философии хотят увести мусульман от религии? Это видно на примере христиан - как только философия вошла в их религию, то от религии ничего не осталось. А так же на примере автора статьи, который пытается пересмотреть Шариат, АузубиЛляхи, и вычеркнуть из Ислама некоторые моменты! Неужели неясно, куда они хотят завести мусульман?

      • (01.04.2015 18:18) #
        2

        Ассалам алейкум, брат Халид. Я разделяю ваше с братом User мнение о том, что эта статья опасная и вредная. Очевидно. Это очередная попытка наших недругов, ложный вероломый путь к превращению религии в философию или фило­софскую религию. И нам стоит всем над этим глубоко задуматься!

        Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своей проповеди во время прощального хаджа сказал: «О люди! Я оставил вам две вещи, если крепко схватитесь за них, то никогда не заблудитесь: Книга Аллаха и моя Сунна».(хадис достоверный).

      • (03.04.2015 13:44) #
        1

        Салам алейкум, Халид!
        Выше я уже писал про свою позицию о вреде философии и настаиваю, что она, как и любая другая наука (а я её считаю именно наукой) приемлема для мусульманина и ислама в той мере, в коей не противоречит канонам нашей религии. А такого позитива в философии хватает. Как я уже не раз обращал внимание посетителей сайта, хотим мы этого или нет, многие философские приемы, методы мы используем для познания. В том числе и при изучении религии, формировании и отстаивании своей позиции по различным вопросам. Лично мне изучение логики и некоторых иных направлений философии (хоть это было лет 25-30 назад) серьёзно помогли упорядочить свои мысли, научили изучать, познавать, собирать информацию, сопоставлять и сравнивать события, факты, мнения других лиц, анализировать всё это, и на такой основе принимать определённые решения. В конце концов, именно такой подход и позволил мне не слепо, а вполне осознанно отказаться от джахилии и вернуться на путь истины, альхамдулиллях. Хвала Всевышнему, облегчившему мне и далее путь к утверждению своих взглядов.
        Не только в философии, но и в любой другой науке есть положения(в том числе и принципиальные), которые не приемлемы для ислама по причине противоречия основным принципам (столпам) ислама. Даже в таких точных науках, как математика, физика, химия и др. такие положения найдутся. Почему, по какой причине они есть в науках? Ответ очевиден: все они придуманы человеком, бессильным существом, который способен только познавать, не видит конец познания и не способен его увидеть лишь потому, что это качество Всевышний оставил исключительно за собой.
        Именно поэтому, дорогой брат, я считаю положения всех наук, и в том числе философии, приемлемыми для изучения и использования мусульманами, но только до тех пор, пока это не противоречит религии.

        • (04.04.2015 00:09) #
          1

          Ваалейкум Ассалам, брат 100! Дорогой брат, хочу поделиться и я с тобой своим опытом. Изучая Ислам, его становление, жизнь нашего любимого пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, его сподвижников, ученых Ислама, начинаешь осознавать для чего мы созданы, понимать многие процессы, происходящие в жизни, изменяешь свое отношение к жизни, людям, к себе. И все, о чем ты написал брат, нам дает Ислам и Сунна. Отказаться же от джахилии тебе позволил не подход, А Аллах Всемогущий и Милостивый. Философия же является наущением проклятого шайтана, призванная увести людей от Истины. Потихоньку, незаметно для себя, человек начинает смотреть на все с ее позиций, в том числе и на религию. Дорогой брат, как ты думаешь, мы с тобой больше знаем, или ученые? Если они, то почему они не занимались философией и прямо указывали на ее вред? Вот и смотри брат, к чему призывает автор статьи - к пересмотру Ислама и Шариата, к личным фетвам. Теперь смотри брат, что говоришь ты - "я считаю положения всех наук, и в том числе философии, приемлемыми для изучения и использования мусульманами". Видишь, ты уже не прислушиваешься к мнению ученых и у тебя есть личное мнение, связанное с Исламом. Вот так потихоньку, мы и начинаем идти в обратном направлении. Для муслима в его жизни есть только 2 вещи, которые его ведут по жизням, в которых есть ответ на все вопросы - это Коран и Сунна, разобраться же в них нам помогают наши ученые, которые провели всю свою жизнь в их изучении.

          • (04.04.2015 03:20) #
            0

            Послушайте, нельзя же сравнивать "зеленое" с "круглым".
            В Книгах не написано, что 2х2=4, не приведена таблица Менделеева, там ничего не написано о нейробиохимических процессах происходящих в головном мозге, не изложена теория и методология познания,....Но там не сказано, чтобы мы все это не познавали. , а как раз наоборот - там есть призыв к ЗНАНИЮ, к ОСМЫСЛЕННОМУ познанию.
            Есть большое количество гуманитарных и социальных наук(к коим относится и философия) без знания которых сегодня не возможно развитие и выживание. Как нам выдержать политическую борьбу не владея научным подходом к решению вопросов политической конкуренции. Посмотрите как наши враги умело управляют пассионарной энергией масс исламского митра, направляя вектор ее приложения на самоуничтожение, как они умело формируют мировые антиисламские императивы.
            Мы можем и должны уповать на помощь и милость Всевышнего, но "верблюда надо привязывать"- надо самим становиться сильным. Сильным во всем и в первую очередь в организационном плане. А без науки (и философии в том числе), в самом широком спектре ее применения, мы не сможем правильно устроить наши дела. Так и будем дальше стрелять друг в друга.
            Прав брат 100 - ,Книга нам устанавливает, предписывает жизненные установки, чтобы мы сохранили душу в чистоте, правильно подготовились к ахирату. А наука дана нам в помощь.
            Я понимаю исламских ученых тех времен , которые опасались, что умозрительные упражнения о бытие и других сущностных вещах как бы оторванных от Книги, могут быть весьма опасными и увести от Пути. И даже разделяю в какой-то мере ваши нынешние опасения. Но времена уже другие, боязнь и незнание в области гуманитарных и социальных наук(не говоря уже о других науках) скажется и уже сказывается самым губительным образом в судьбе Уммы.
            Может у какой-то части верующих есть опасения, что какие-то философские выкладки могут в фундаментальном смысле не совпадать с нашими религиозными воззрениями. У меня нет знаний, чтобы конкретно говорить об таких вещах. Ни один мусульманин не станет по этому поводу править Вероучение(АстагфирулЛах). Философия, как наука, развивается и уже не та, что во времена Аль- Газали. Вместе с наукой развиваемся и мы, что дает возможность современным улемам овладевать универсальными знаниями, глубже постигать смыслы, и создавать концепцию исламского понимания философии, тем самым продолжить традиции великих исламских ученых в области гуманитарных наук.