Не беги впереди всей уммы

– Ты слышал (видел? читал?), что сказал (написал, сделал) такой-то? – Да это неверие (многобожие, ересь, нововведение)! Что ожидать от неверного (многобожника, еретика, нововведенца)?! Подобные разговоры, комментарии, диалоги давно стали обыденностью. Мало кто остался нетронутым подобными критиками. Простые мусульмане, призывающие, учёные современности и даже имамы прошлого – все они стали мишенями разного рода экспертов и оценщиков, которые оценивают слова, дела и даже намерения живых и мёртвых.

Люди, которые ещё не прожили столько лет, сколько учился тот или иной учёный, берутся взвешивать их дела, опираясь на свои ограниченные знания и ум. Нередко в таких случаях они используют слова одних учёных против других, тем самым придавая своим утверждениям «выдержанность» и «объективность». Делая это, они не понимают, что идут вразрез с этикой ислама.

Учёные предписывали не принимать взаимные обвинения между имамами, которые жили в одно время, особенно если между ними были споры. Также они учат нас тому, что никто не защищён от ошибок, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и каждый человек может говорить истину и ошибаться, и то, что соответствует истине, принимается, а то, что противоречит ей, отвергается. Они учат нас тому, чтобы люди разбирали правильность или ошибочность того или иного мнения, а не саму личность. Они также учат нас принимать истину, от кого бы она ни исходила, и не забывать о прошлых благих делах «обвиняемого» только по той причине, что он ошибся в каком-то вопросе, даже если и важном.

Поговорив о мусульманах, живущих рядом с ними, разобравшись с современными учёными, некоторые начинают копаться в словах и делах учёных прошлого. Находя в их словах и поступках что-то неясное для себя, двусмысленное или пусть даже ошибки, они начинают поднимать это и показывать всем, тем самым полагая, что им удалось предостеречь умму мусульман от «заблудшего», которого почему-то на протяжении веков заслуженно считали учёным.

Единственными, кто обезопасился от таких людей, являются Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах).

Последних спасает то, что нынешнее поколение мусульман невежественно. Они не знают историю, не знают жизнеописания наших праведных предков. Другой причиной является крайняя леность таких людей – им лень прочитать, послушать, узнать что-либо из жизни сподвижников. Это невежество в отношении жизни сподвижников сохраняет в их глазах их праведность. Но боюсь, если эти люди начнут узнавать различные эпизоды из жизни благородных сподвижников, то, узнав что-то неоднозначное на первый взгляд, они не станут выяснять причины того или иного поступка того или иного сподвижника. Их испорченные мысли будут бежать впереди разума и справедливости. Разве не пострадали в своё время от таких глупцов сподвижники? Разве не сыпались обвинения в адрес Усмана бин Аффана и Али? Разве они не были преступно убиты? Разве хариджиты и рафидиты не посчитали сподвижников кафирами?

Плохие мысли о людях, неправильное понимание текстов и сообщений, недоговорённости – всё это берётся на вооружение некоторыми, чтобы опровергнуть всех и вся.

Имам аль-Бухари в своём сборнике хадисов приводит со слов Ибн Умара, что однажды к нему явился какой-то человек из Египта и сказал: «О Ибн Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Скажи мне, известно ли тебе, что Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал в этом сражении?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал, когда другие приносили клятву, угодную Аллаху, и не принес её?» Ибн Умар сказал: «Да», и тогда этот человек воскликнул: «Аллах велик!»

Посмотрите на эту историю. Человек пришёл к Ибн Умару, задал ему вопросы относительно Усмана и получил ответы, которые поразили его. Но это удивление было следствием того, что он не знал всей полноты картины. Как же часто мы, услышав что-то, начинаем делать выводы, даже не попытавшись узнать суть вещей. Лечением же от этого является разъяснение, попытка узнать причину.

У этого хадиса есть продолжение, в котором говорится, что, выслушав его, Ибн Умар сказал: «А теперь дай мне объяснить тебе всё это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах помиловал и простил его. Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то дело в том, что в то время он был женат на дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая тогда была больна, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре!» Что же касается его отсутствия во время принесения клятвы, угодной Аллаху, то знай, что если бы нашёлся человек, более уважаемый в Мекке, чем Усман, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал бы его к мекканцам вместо Усмана, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направил к ним именно Усмана, и клятву, угодную Аллаху, принесли уже после того, как Усман уехал в Мекку, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) протянул свою правую руку и сказал: «Это – рука Усмана», – после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это – клятва за Усмана». Затем Ибн Умар сказал этому человеку: “А теперь иди и запомни то, что я сказал”».

Что касается самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его от таких людей защищает пророческий статус. Пункты одного только Худайбийского соглашения, которое подписал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сделали бы любого из нас в глазах современных «экспертов» и «ревнителей веры» кафирами.

Если какой-нибудь учёный, правитель или деятель в наше время пошёл бы на определённые уступки врагу, преследуя большую пользу, если бы он согласился вычеркнуть слово «Мухаммад – Посланник Аллаха» и написал бы просто «Мухаммад», если бы он согласился возвращать каждого беглого мусульманина, который искал бы у него защиту и отдавал бы сбежавшего врагу, соблюдая договор… Какой приговор вынесли бы ему окружающие? Он стал бы кафиром, предателем и ничтожеством, а на его прежних благих делах был бы поставлен крест. Но ведь всё это сделал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)…

Даже во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) могли найтись люди, относившие себя к мусульманам, которые обвиняли его в несправедливости. Поэтому каждый охотящийся за ошибками мусульман и противопоставляющий себя учёным должен спросить себя: «А вдруг с таким «рвением» я пошёл бы и против Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и меня «спасает» только то, что я не живу в их время?»

Мусульманину не подобает бежать впереди Корана и Сунны, впереди Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его наследников – учёных этой уммы.

Пусть Аллах добавит нам знания и мудрости. Амин.



комментариев