Не беги впереди всей уммы

– Ты слышал (видел? читал?), что сказал (написал, сделал) такой-то? – Да это неверие (многобожие, ересь, нововведение)! Что ожидать от неверного (многобожника, еретика, нововведенца)?! Подобные разговоры, комментарии, диалоги давно стали обыденностью. Мало кто остался нетронутым подобными критиками. Простые мусульмане, призывающие, учёные современности и даже имамы прошлого – все они стали мишенями разного рода экспертов и оценщиков, которые оценивают слова, дела и даже намерения живых и мёртвых.

Люди, которые ещё не прожили столько лет, сколько учился тот или иной учёный, берутся взвешивать их дела, опираясь на свои ограниченные знания и ум. Нередко в таких случаях они используют слова одних учёных против других, тем самым придавая своим утверждениям «выдержанность» и «объективность». Делая это, они не понимают, что идут вразрез с этикой ислама.

Учёные предписывали не принимать взаимные обвинения между имамами, которые жили в одно время, особенно если между ними были споры. Также они учат нас тому, что никто не защищён от ошибок, кроме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и каждый человек может говорить истину и ошибаться, и то, что соответствует истине, принимается, а то, что противоречит ей, отвергается. Они учат нас тому, чтобы люди разбирали правильность или ошибочность того или иного мнения, а не саму личность. Они также учат нас принимать истину, от кого бы она ни исходила, и не забывать о прошлых благих делах «обвиняемого» только по той причине, что он ошибся в каком-то вопросе, даже если и важном.

Поговорив о мусульманах, живущих рядом с ними, разобравшись с современными учёными, некоторые начинают копаться в словах и делах учёных прошлого. Находя в их словах и поступках что-то неясное для себя, двусмысленное или пусть даже ошибки, они начинают поднимать это и показывать всем, тем самым полагая, что им удалось предостеречь умму мусульман от «заблудшего», которого почему-то на протяжении веков заслуженно считали учёным.

Единственными, кто обезопасился от таких людей, являются Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах).

Последних спасает то, что нынешнее поколение мусульман невежественно. Они не знают историю, не знают жизнеописания наших праведных предков. Другой причиной является крайняя леность таких людей – им лень прочитать, послушать, узнать что-либо из жизни сподвижников. Это невежество в отношении жизни сподвижников сохраняет в их глазах их праведность. Но боюсь, если эти люди начнут узнавать различные эпизоды из жизни благородных сподвижников, то, узнав что-то неоднозначное на первый взгляд, они не станут выяснять причины того или иного поступка того или иного сподвижника. Их испорченные мысли будут бежать впереди разума и справедливости. Разве не пострадали в своё время от таких глупцов сподвижники? Разве не сыпались обвинения в адрес Усмана бин Аффана и Али? Разве они не были преступно убиты? Разве хариджиты и рафидиты не посчитали сподвижников кафирами?

Плохие мысли о людях, неправильное понимание текстов и сообщений, недоговорённости – всё это берётся на вооружение некоторыми, чтобы опровергнуть всех и вся.

Имам аль-Бухари в своём сборнике хадисов приводит со слов Ибн Умара, что однажды к нему явился какой-то человек из Египта и сказал: «О Ибн Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Скажи мне, известно ли тебе, что Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал в этом сражении?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал, когда другие приносили клятву, угодную Аллаху, и не принес её?» Ибн Умар сказал: «Да», и тогда этот человек воскликнул: «Аллах велик!»

Посмотрите на эту историю. Человек пришёл к Ибн Умару, задал ему вопросы относительно Усмана и получил ответы, которые поразили его. Но это удивление было следствием того, что он не знал всей полноты картины. Как же часто мы, услышав что-то, начинаем делать выводы, даже не попытавшись узнать суть вещей. Лечением же от этого является разъяснение, попытка узнать причину.

У этого хадиса есть продолжение, в котором говорится, что, выслушав его, Ибн Умар сказал: «А теперь дай мне объяснить тебе всё это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах помиловал и простил его. Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то дело в том, что в то время он был женат на дочери Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которая тогда была больна, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре!» Что же касается его отсутствия во время принесения клятвы, угодной Аллаху, то знай, что если бы нашёлся человек, более уважаемый в Мекке, чем Усман, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал бы его к мекканцам вместо Усмана, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направил к ним именно Усмана, и клятву, угодную Аллаху, принесли уже после того, как Усман уехал в Мекку, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) протянул свою правую руку и сказал: «Это – рука Усмана», – после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это – клятва за Усмана». Затем Ибн Умар сказал этому человеку: “А теперь иди и запомни то, что я сказал”».

Что касается самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его от таких людей защищает пророческий статус. Пункты одного только Худайбийского соглашения, которое подписал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сделали бы любого из нас в глазах современных «экспертов» и «ревнителей веры» кафирами.

Если какой-нибудь учёный, правитель или деятель в наше время пошёл бы на определённые уступки врагу, преследуя большую пользу, если бы он согласился вычеркнуть слово «Мухаммад – Посланник Аллаха» и написал бы просто «Мухаммад», если бы он согласился возвращать каждого беглого мусульманина, который искал бы у него защиту и отдавал бы сбежавшего врагу, соблюдая договор… Какой приговор вынесли бы ему окружающие? Он стал бы кафиром, предателем и ничтожеством, а на его прежних благих делах был бы поставлен крест. Но ведь всё это сделал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)…

Даже во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) могли найтись люди, относившие себя к мусульманам, которые обвиняли его в несправедливости. Поэтому каждый охотящийся за ошибками мусульман и противопоставляющий себя учёным должен спросить себя: «А вдруг с таким «рвением» я пошёл бы и против Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и меня «спасает» только то, что я не живу в их время?»

Мусульманину не подобает бежать впереди Корана и Сунны, впереди Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его наследников – учёных этой уммы.

Пусть Аллах добавит нам знания и мудрости. Амин.



12 комментариев


  1. (13.10.2012 18:14) #
    1

    Ассаламу Алейкум! Хорошая статья! Нам всем нужно взять это на заметку!

  2. (13.10.2012 21:51) #
    2

    Gazakum Allahu hairan!!! Davno ya gdal etu statuy!PROBLEMA NASHEI UMMI NE RAZNOGLASIYA- RAZNOGLASIYA DELAUT EE GIVOI,KAK RODNIK, KOTORII DAET VODU KAZDOMU NUGDAUSHEMUSYA!!!
    PROBLEMA NASHEI UMMI- NEUMENIE PRAVILNO RAZNOGLASIT!!!

  3. (13.10.2012 22:05) #
    0

    "Не беги впереди всей уммы" Только умма взастое находится очень давно.

  4. (13.10.2012 22:19) #
    1

    Umma bila v zastoe! I Ogila! I ot tebya segodnya trebuetsa IDTI VMESTE S NEI...

  5. (13.10.2012 22:42) #
    0

    Братья к сожалению иногда даже не знают где разногласить можно, а где харам. В се упирается в наше невежество, и непонимания самих законов так как мы не то, что решать законы, их соблюдаем сложно!

  6. (14.10.2012 00:30) #
    0

    Разве плохо когда человек размышляет?
    Мы должны знать, кто стоит во главе наших общин.
    Задумываться за кем мы идет и зачем?
    Задавать себе вопросы совсем неплохо.

    Пророк Мухаммад (мир ему) уже через 13 лет, из невежественных бедуинов сделал высоконравственную умму.

    Лично у меня нет желания, быть, пешкой в чужой игре.
    И не надо здесь агитировать людей быть бездумным стадом!

  7. (14.10.2012 18:29) #
    0

    Brat Rasha! 1)vo glave ummi poka nikogo net. 2)za kem idti vibiraet sam chelovek iz teh uchenih, kakih znaet o nih mnogoe i doveryaet im, i uveren, chto on - uchenii. 3) Koran mnogo pobugdaet k razmishleniem. 4) Ispravlyat nevegestvo ludei- funkciya prorokov, a zatem uchenih,a zatem obichnih musulman(pri uslovii, chto on razobralsa v opredelen. voprose,t.e. vzyal o nem polnoe znanie(zelateln. ot uchenogo))
    5) bit peshkoi - znachit uperto sledovat uslishannomu mneniu, i zakrivat ushi, kogda govoryat drugie.
    6) v etoi statye net agitacii bit bezumnim stadom, a naoborot primenyat um!!! i govorit na osnove znaniya i ponimaniya shariatskogo teksta, a ne na osnove tupoi zubregki etih tekstov.
    i nakonec, bratya, baraka Allahu fikum, raznoglaste, tolko tak, kak eto delali spodvigniki(da budet dovolen imi Allah)

  8. (14.10.2012 22:33) #
    0

    Как часто мы оправдываем себя и обвиняем братьев, но ведь мы знаем хадис " найди 70 оправданий брату, а если не нашел винит себя!!! А перед Аллахом каждый будет отвечать за себя, что он сделал, чтоб его Господь был им доволен????

  9. (15.10.2012 01:10) #
    0

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья! Хочу представить вашему драгоценному вниманю этот отрывок:
    Обязанности мусульман друг перед другом сводятся к следующему:

    Во-первых, мусульмане должны быть милосердными и приветливыми в отношении друг друга. Всевышний Аллах сказал: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх, 48:29).
    Абу Муса, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий для верующего подобен строению, одни части которого поддерживают другие». Сказав это, он сплел воедино пальцы обеих рук (Этот хадис передал аль-Бухари). Абу Хурейра, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах помогает [Своему верующему] рабу до тех пор, пока [Его] раб помогает своему брату» (Этот хадис передал Муслим).

    Во-вторых, мусульманин не должен причинять вред другим мусульманам.
    Абдуллах ибн Амр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин – этот тот, от языка и руки которого другие мусульмане находятся в безопасности» (Этот хадис передал аль-Бухари). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, особо упомянул язык и руку в этом хадисе, так как большинство действий человек совершает именно этими двумя органами. Однако мусульманин обязан использовать все части своего тела только в добрых целях.

    В-третьих, мусульманин должен отвечать добром на зло по мере своих возможностей. Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Фуссилят, 41:34-35).
    Он также сказал: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (аль-Фуркан, 25:63).

    В-четвертых, мусульманин, видя ошибки своего брата-мусульманина, должен стараться исправить. Он не имеет права раскрывать их перед другими людьми.
    Абу Са‘ид аль-Худри, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть исправит его своей рукой, а если не сможет, – то своим языком, а если не сможет, – то своим сердцем, так как это – слабейшее проявление веры». (Этот хадис передал Муслим)
    Абу Хурейра, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто скроет прегрешение мусульманина, того прегрешения скроет Аллах в ближней и последней жизнях» (Этот хадис передал Муслим).

    В-пятых, мусульманин не должен обманывать своего брата при совершении торговых сделок и во всех остальных делах. Всевышний Аллах сказал: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон» (аль-Мутаффифин, 83:1-3).
    Абу Хурейра, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поднимет оружие против нас – тот не из нас. И кто обманет нас – тот не из нас» (Этот хадис передал Муслим).

    В-шестых, мусульманин не должен приносить неудобства и обижать других мусульман. Всевышний Аллах сказал: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб, 33:58).

    В-седьмых, мусульманин должен стремиться примирять мусульман. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (аль-Худжурат, 49:10).

    Кроме того, существуют такие обязанности мусульман друг перед другом, которые особо отметил Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Абу Хурейра, да будет всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У мусульманина есть шесть обязанностей перед другим мусульманином». У него спросили: «Что это за обязанности, о посланник Аллаха?» Он ответил: «При встрече с ним, поприветствуй его. Если он пригласит тебя, ответь на его приглашение. Если он попросит у тебя совета, дай ему его. Если он, чихнув, восхвалит Аллаха, скажи ему: «Да помилует тебя Аллах!» Если он заболеет, навести его. Если он умрет, участвуй в его похоронной процессии» (Этот хадис передал Муслим).
    Алихан Мусаев
    Из книги «Десять обязанностей»

  10. (15.10.2012 16:33) #
    1

    И в - восьмых, имеет права быть услышанным!!! Да надо, все надо, если мы мусульмане, братья! А врагов ислама надо изгонять из наших рядов и наказывать предателей.